ФРАНКО ФОНТАНА

Jul 05, 2011 19:12



ФРАНКО ФОНТАНА

Иления Дзане



































Фотограф Франко Фонтана хорошо известен и почитаем во всём мире с 1970-х - 1980-х годов, когда он начал демонстрировать свои цветные работы и свой глубоко личный способ интерпретации пейзажей и городских пейзажей, который в то время был сразу же признан новаторским.

И теперь, спустя годы, занимавшись самыми разными жанрами фотографии - от пейзажа до ню, городского пейзажа и портрета, осваивая инструменты, которые предлагают ему новые технологии, Фонтане удаётся сохранить свой собственный уникальный стиль. Нет никаких сомнений, что это было очень важно и на профессиональном уровне. Его работы демонстрировались во всех крупнейших галереях Европы, Америки, Австралии и Японии, их покупают музеи и коллекционеры со всего мира. И столь велико было восхищение мастером, что он породил бесчисленных прозелитов. А на итальянской сцене именно благодаря ему фотография освободилась от роли чистого представления и стала коллекционным видом искусства. В мае прошлого года его антологическая выставка, представляющая более ста фотографий, открылась в фотогалерее Wave в Брешии. Выставка охватывает всю историю фотографий Франко Фонтаны, от 1970-х - 1980-х и до настоящего времени, и включает его новейшие работы.

Zoom: Франко, в итальянской фотографии именно вам выпала честь освободить её от чисто представительской роли и превратить её в коллекционное искусство. Именно вам обязан этим рынок фотографии в Италии. Как вы думаете, что в ваших работах вызвало такой интерес?

Франко Фонтана: В 1970-х - 1980-х годах, когда я начал представлять свои «цветные» работы, показывая их в течение международных фотографических мероприятий, реакция была совершенно позитивной, как на открытие и свидетельство в пользу цветной фотографии. Ведь в то время цвет вне моды и рекламы действительно использовался очень мало. Бесспорно, мой такой личный и сразу же узнаваемый способ видеть сельскую местность или городской пейзаж (иногда мне кажется, что именно пейзаж хочет, чтобы я засвидетельствовал его) был открытием. У меня было много персональных выставок в галереях Европы, Америки, Австралии и Японии, многие работы были приобретены коллекционерами и музеями.

Z.: Сохраняя свой собственный, точный стиль, вы занимались самыми разными жанрами фотографии, включая пейзаж, ню, городской пейзаж и портрет. Какой из них более всего «ваш»?

Ф.Ф.: Стиль очень важен, потому именно он определяет вас, даже если наличия признанного стиля и недостаточно, чтобы быть вполне овладеть им: стиль должен быть свидетельством тому, что вы фотографируете. Я занимался разными фотографическими жанрами, потому что, как только я заканчиваю один проект, чтобы избежать самоповторов и преумножить то, что я знаю, я пытаюсь выйти за пределы памяти и творчески испробовать что-то другое, идентифицируя себя со всем этим, ведь запоминание важно, но забывание - искусство. Способность удалять крайне важна, и у вас всегда должно хватать смелости, чтобы начать сначала.

Z.: Вы представляете старую школу аналоговой фотографии. Как вы смотрите на цифровую? И что вы думаете о новых приёмах, которые позволяют с такой лёгкостью редактировать или преобразовывать изображения?

Ф.Ф.: Я использую цифру тем же самыми способом, что и плёнку, но нахожу в ней известную экономичность, быстродействие и универсальность в работе, которые намного более практичны, чем когда-либо была аналоговая фотография. Однако именно фотограф остаётся тем, кто управляет своим творчеством через свои сердце и разум. Фотография есть проекция нас, следовательно, наши фотографии суть части нас.

Z.: Появление цифровых технологий изменило правила фотографии, создав целый ряд сложностей на художественном рынке. В этот период перехода и неуверенности что вы считаете краеугольными камнями фотографического творчества?

”.”.: Краеугольным камнем фотографического творчества является изобретение: оно позволяет вам видеть, мечтать и переживать, который известен не так, как мы привыкли видеть его, делая видимым невидимое. Творчество не синонимично произвольному созиданию, за ним всегда стоит замысел.

Z.: Что прежде всего привлекло ваш интерес к вашей новой работе?

Ф.Ф.: Нет ничего, что могло бы заставить прыгнуть ваше воображение. Существует такая штука как вдохновение; если его удаётся воспринять - как шанс, оно становится фактом и, как результат, вашей «новой работой». Но я себя никогда не спрашиваю, откуда это всё берётся. Оно просто есть - как нечто очевидное, остающееся таковым до тех пор, пока вы не попробуете это интерпретировать или перевести на язык фотографии. А фотография - больше, чем просто видение, это замысел и выражение.

Z.: Ваши работы знают и ценят во всём мире. По вашему мнению, какие страны лучше всего знают и ценят фотографию?

Ф.Ф.: Мои работы ценят по всему миру фотографии, они получили много наград, которые подтверждают их ценность для культуры. Среди тех, кто подчеркнул культурную значимость моих работ, - французское Министерство художеств выбрало одну из моих фотографий для сопровождения фразы «Pour la diffusion de la pansé française», которая используется в посольствах страны по всему миру как знак министерства. Ещё один пример - токийский музей Метрополитэн, отмечая изобретение фотографии, выбрал одну из моих работ, чтобы представить цветную фотографию.

Z.: Вы мастер, породивший много прозелитов в 1970-х - 1980-х годах, целые легионы фотолюбителей подражали вашему стилю и снимали имитации ваших фотографий. Как вы думаете, что осталось от всего этого?

Ф.Ф.: Моим фотографии, быть может, проще всего повторить или скопировать, но копирование не означает понимания или восприятия. Легко повторить даже удары Лючио Фонтаны, это же вроде Колумбова яйца! А съёмка фотографии фотографий никогда не служила ничему, кроме пустой траты времени. Осталось, я думаю, значение цвета в фотографии, что на плёнке должен быть записан не просто объект, но он должен стать сюжетом со своим собственным языком и содержанием, потому что фотография является актом познания и «обладания». Для меня цвет - не просто «немного больше», чем свет и тень; он становится иным способом видеть, освободиться от необходимости делать что-то зрелищное, как всегда характеризовалась цветная фотография. И вот уже течение некоторого времени, наконец, техника цвета теперь принята как неизбежный рубеж в развитии фотографии.

И, как сказал Пауль Клее, цвет - то место, где встречаются вселенная и разум.

© «Издательский дом МедиаПАБ» и Эдитриче Прогрессо, 2005 - 2011
© MediaPUB Publishing House and Editrice Progresso, 2005 - 2011
Любое полное или частичное копирование и/или воспроизведение материалов, опубликованных на сайте www.zoom-russia.ru
и/или в журнале Russian ZOOM, возможно исключительно с письменного разрешения правообладателя.

Портфолио

Previous post Next post
Up