БЬОРН СТЕРРИ
Семейные фотографии
«Семейные фотографии» Бьорна Стерри - это не только подборка снимков его жены и детей, но также и проект, в котором он стремится выражать свою обеспокоенность вопросами переходного аспекта жизни и смерти. Фотография свидетельствует действительности: что мы существуем и как мы существуем; что я был и как я был. И именно за эту способность выразительного средства к документированию в первую очередь и более всего ухватывается Стерри, будто умиротворяя свою потребность в подтверждении своего существования.
Фактически, он без колебаний рассказывает о том, что был сиротой. Но фотография - также и интерпретация и человеческой сущности, и того, что нас окружает; это выбор, а не механизм. И она может канализировать различные значения и различные эмоции. Как, например, в данном случае: наряду с идеей преходящести, эти «семейные фотографии» также выражают идею чуда любви.
Zoom: Я, кажется, понимаю, что для вас фотография - своего рода якорь для вашей памяти, способ подтвердить (получить подтверждение), что вы прожили определённые мгновения с определёнными людьми. Но ваши «Семейные фотографии» - это не простые «фотки». Как вы пришли к мысли собрать вместе членов вашей семьи, поставить их перед (сменным) фоном, а потом фотографировать их?
Бьорн Стерри: Я - приёмный ребёнок, и я не знаю почти ничего о своих биологических родителях или семейных корнях. Может, именно поэтому мне требуется доказательство своего существования, - что «аз есмь»? Один из способов реализовать эту «потребность» заключается в документировании моих детей, жены и себя самого через фотографию. Очевидно, фотография не рассказывает правду, но камера фиксирует то, что находится перед ней. Я не уверен, что именно вы подразумеваете под «фотками», но позвольте мне немного рассказать вам, как я работаю камерой 8x10 дюймов. Большая часть моих работ 8x10” сделана дома.
У меня есть небольшой офис/тёмная комната дома, а моя «студия» - всего в трёх шагах: на открытом воздухе за домом. Там у меня есть фон, там я и фотографирую своё семейство и себя самого, когда есть настроение. Главным образом по воскресеньям, потому что тогда мы все вместе, а не на работе или в школе. Я настраиваю камеру и кричу, что пора сниматься. Щёлк...
Z.: В некоторых снимках вы стоите у самого края кадра, как будто вы не можете решить - войти или нет. Причина в этом, или это чисто композиционный выбор?
Б.С.: Хорошо подмечено! Причина этого в том, что, поскольку я - самый старый член семьи, скорее всего именно я умру первым, и, таким образом, окажусь «за кадром» - покинув остальных.
Z.: В других фотографиях вы используете эффект смазывания. Есть даже один, который очень сильно смазан, почти неразборчив, где вы один (Автопортрет, Осло, 2009). Или вы создавали этот эффект при проявлении и печати? Зачем?
Б.С.: Ещё раз, идея, стоящая за этими изображениями обращается к моей иногда проявляющейся проблеме, с пониманием того, что «я есть» или что я существую. Для меня эти изображения немного похожи на «проявление - угасание - проявление…». Никаких манипуляций нет, кроме выбора экспозиции, проявления и печати в тёмной комнате.
Z.: Почему вы решили создать эту серию чёрно-белой, кроме нескольких фотографий, которые кажутся тонированными, и двух других, которые, по-моему, цветные?
Б.С.: Чёрно-белая фотография, конечно, «ложь» - мир-то дан нам в цвете - но многие из нас всё ещё считают, что ч/б ближе к «правде». Скажу, что у плёнки Полароид 809 красивые цвета. Не те, что я вижу перед объективом, но своё собственное цветовоспроизведение. Увы, Полароид больше не делает эту плёнку, да и была она чертовски дорогой...
Z.: Некоторое время, думаю, до 2005 года вы преподавали фотографию (последнюю преподавательскую должность, как указано в вашем резюме, вы занимали в национальной академии художеств в Осло). Вы всё ещё преподаёте?
Б.С.: Я больше не преподаю. Я иногда скучаю по преподаванию, но я не скучаю по бюрократии и политике академии. Так что теперь я время от времени читаю лекции по приглашению.
Z.: Ваш проект был определён как «самоотсылка», но без нарциссизма. Многие фотографы сосредотачивают свои работы вокруг самих себя и своих семей, но те, что сразу всплывают в памяти - преимущественно женщины (например, Салли Мэнн, которая долгое время фотографировала своих детей, или Синди Шерман с её гениальными автопортретами). Но я никоим образом не могу сравнить их и ваши работы. Вы не могли бы объяснить это получше? Есть ли какой-то фотограф, который вдохновил вас или которого вы любите больше других?
Б.С.: Как вы говорите, многие фотографы сосредотачивают свою работу вокруг себя и своих семей, так что я понимаю, что работаю в рамках фотографической традиции. Я не думаю, что нахожу так уж много вдохновения у этих фотографов. Я нахожу вдохновение во себе, в своих стараниях прожить свою жизнь. Это включает мои страхи, любовь, кошмары, воспоминания, мечты. Продолжайте сами...
«Я использую фотографию для документирования своей жизни и своего существования. Для успеха этого проекта он должен быть непрерывным.
Пока моя смерть не завершит его естественным образом».
Б. Стерри
© «Издательский дом МедиаПАБ» и Эдитриче Прогрессо, 2005 - 2010
© MediaPUB Publishing House and Editrice Progresso, 2005 - 2010
Любое полное или частичное копирование и/или воспроизведение материалов, опубликованных на сайте
www.zoom-russia.ru и/или в журнале Russian ZOOM, возможно исключительно с письменного разрешения правообладателя.