Фермерский дворец интересен тем, что на протяжении полувека с ним была связана многогранная жизнь императора
Александра II и его многочисленного семейства. После трагической кончины Александра II, его наследник принял решение придать мемориальный статус помещениям, в которых жили родители. В остальных помещениях дворца вплоть до революции 1917 года жили со своими семьями уже взрослые дети и внуки Александра II и
Марии Александровны: императоры Александр III и его сын Николай II. После Октябрьской революции в мемориальных комнатах первого этажа Фермерского дворца с 1918 по 1932 год работал историко-бытовой музей, затем всё здание использовалось в качестве базы отдыха. В годы оккупации Фермерский дворец не подвергся столь значительным разрушениям, как
Большой дворец, и в нём после освобождения города было размещено общежитие Петергофского часового завода. В 1979 г. Фермерский дворец был передан ГМЗ "
Петродворец". После реставрации в 2010 году Фермерский дворец был вновь открыт как музей.
В 1831 году на территории парка Александрия была построена Ферма с коровником, комнатами для пастухов, кухнями и кладовыми. Сооружение представляло собой скромный сельский домик с крышей, окрашенной под цвет соломы, окруженный галереями на столбах в виде березовых стволов. Из Англии для фермы были выписаны породистые коровы, которые обеспечивали семью молочными продуктами, и даже пастух - англичанин. В таком качестве ферма просуществовала до 1838 года, когда здание было перестроено под жилые комнаты наследника престола - будущего императора Александра II.
Здание бывшей фермы неоднократно перестраивалось под руководством архитектора А.И.Штакеншнейдера. Первая значительная перестройка была связана с женитьбой в 1841 году цесаревича, при этом дом был разделен на мужскую и женскую половины. Затем здание расширялось в связи с рождением детей и ростом семьи. Со вступлением Александра Николаевича на престол статус дачи изменился и к 1860 году скромная ферма была значительно рассширена и преобразовалась в Фермерский дворец - летнюю резиденцию императора Александра II. Помимо богатого убранства, дворец был оснащен всем необходимым для комфортной жизни. Во дворце был водопровод, оборудованы ванные и туалетные комнаты, устроен лифт с первого на второй этаж (специально для болезненной императрицы Марии Александровны).
Комплекс Фермерского дворца представляет неправильную подкову, образующую внутренний, открытый на север дворик, из которого подворотня ведет к Кухонному корпусу и Фельдъегерскому домику.
Фермерский дворец со стороны западного фасада. На первом этаже за громадным окном - кабинет Александра III.
Детская Пожарнаячасть с каланчой, которая являлась одной из многих построек для обучения и игр детей царской семьи
Восточный фасад дворца выходит на Собственный сад императрицы, который с трех сторон окружает пергола.
Часть южного фасада дворца, справа - пергала, окружающая Собственный сад императрицы.
Представленная на первом этаже экспозиция музея интересна во многих отношениях. Прежде всего богатыми интерьерами мемориальных жилых комнат дворца и рабочих помещений императора Александра II, оформленных в неготическом стиле. При этом интерьеры жилых помещений сохраняют очарование загородной дачи - обычно царская семья жила во дворце в июле и августе.
Подъезд Александра II - передняя, которой пользовался император и его многочисленные посетители. Здесь же располагается настенная вешалка, на которой посетители оставляли верхнюю одежду.
Подъезд Александра II - передняя рабочих помещений императора.
В передней сохранились подлинные элементы интерьера - мраморный пол и малая чугунная, или парадная, лестница, ведущая на второй этаж.
Приемная Александра II
Меблировка Приемной - стулья, консоль, каминный экран. Из приемной посетители по Проходному коридору шли в рабочий кабинет императора.
Проходной коридор
Рабочий кабинет Александра II - самое просторное помещение Фермерского дворца. Кабинет по своему декору уникален - он называется Синим кабинетом по цвету ткани, использованной для оформления окон, и цвету кожи и бархата, которыми обита мебель. Лепнина потолка в этом помещении сохранилась в своем первозданном виде. В этом кабинете Александр II принимал министров, заслушивал доклады о ходе военных действий и проводил заседания комитетов по реформированию страны. Здесь император разрабатывал Манифест об отмене крепостного права, подписанный в 1861 году.
Синий кабинет Александра II
Кабинет и по сей день хранит вещи императора: кожаный портфель для документов, готовальню, распятие из слоновой кости. О трагической гибели императора напоминает кожаная подушка со следами крови из кареты императора.
На стене Синего кабинета Александра II портреты членов императорской семьи
Из рабочего кабинета дверь ведет в приватные покои императорской семьи. Первое помещение анфилады комнат - Уборная императора, которая была обустроена по последнему слову техники того времени - оснащена ватерклозетом и душевой кабиной. Традиционная ванна была спрятана под диваном. Диван оборудован металлическими колесиками, которые ходят по металлическим направляющим. Он сдвигается вперед, и под ним находился футляр красного дерева, в который вставлена медная луженая ванна.
Уборная императора. Слева вход в туалет, справа диван, который скрывает ванну.
Заканчивает комнаты Александра II Камердинерской, на стенах которой развешены литографии скаковых лошадей и подвигов, совершенных в турецкую кампанию.
Камердинерская, слева - первые ступени винтовой лестницы XX-ого века..
Камердинерская, винтовая лестница ведет в Гардеробную, расположенну на втором этаже.
«Женская половина» дворца начинается с Гостиной императрицы, в которой размещена традиционная для Александрии светлая готическая резная мебель, обитая английским ситцем - серым с розовыми цветочками Фуксий. Стены украшают картины Айвазовского и Корроди. Фарфоровые статуэтки представляют собой коллекцию саксонских фигурок XVIII в.
Гостиная императрицы
Особенность покоев Марии Александровны - обилие разнообразных стульев, кресел, диванов. Это связано с постоянно плохим самочувствием императрицы. Именно поэтому в царствование Александра II для проведения водных процедур императрицы Марии Александровны был переоборудован
Банный корпус.
Из Гостиной дверь ведет в Столовую. На стенах Столовой - картины Айвазовского и Мещерского. Из Столовой можно выйти на террасу, ведущую в Собственный сад.
Столовая, на прилавке - часть Фермерского сервиза, изготовленного на Императорской фарфоровой мануфактуре по заказу Николая I в честь бракосочетания цесаревича и Марии Александровны.
В Столовой находится великолепный шкаф с ломанным карнизом на опорах-шарах
Из столовой дверь ведёт в Кабинет императрицы Марии Александровны.
Кабинет Марии Александровны - царство орехового рококо
Вид из окна первого этажа на террасу и Собственный сад императрицы
Кабинет императрицы - камин с деревянным экраном и
В Спальне стоит отгороженная ширмой кровать, которая была предназначена для сна полусидя-полулежа (императрица часто болела). Стены комнаты увешаны гравюрами религиозного содержания; в углу стоит молельный стул для императрицы. При Николае II комната вся заново была перетянута модным в те времена английским ситцем.
Спальня
В просвете окна Будуара (Уборной) императрицы - туалетный столик, пышно задрапированный текстилем. На столике зеркало в фарфоровой раме. В углу зеркало в полный рост - псише.
Будуар императрицы
В Будуаре ванна из мрамора находится с 1856 года - более полутора веков!
В будуаре находится громадная ванна, а за дверью - туалет
Камер-юнгферская замыкает анфиладу комнат императрицы. Камер-юнгфера (комнатная девушка) - девушка, присутствующая при одевании государыни, другими словами - личные горничные императрицы ,заведовавшие гардеробом, которые жили в этой комнате на круглосуточном дежурстве. В комнате комнатной девушки «мебель для всех причуд тела»: диванчик - для отдыха, туалетный столик.
Камер-юнгферская
Скромная Приёмная императрицы Марии Александровны замыкаает анфиладу мемориальной части Фермерского дворца. Мебель для приемной была изготовлена русскими мастерами по проекту архитектора Ипполита Монигетти.
Приемная императрицы
Мемориальная часть Фермерского дворца интересна не только своим прекрасным дизайном середины XX века. Экскурсия по дворцу, проводимая высококвалифицированным специалистом, даёт возможность погрузиться в историю России, узнать в подробностях как жил император Александр II, как его воспитывал отец - император Николай I, какое влияние на цесаревича оказывал его наставник - поэт и педагог В.А.Жуковский, как воспитывались дети и внуки самого Александра II.
На втором этаже Фермерского дворца с 2016 года размещена экспозиция "Петергофские дачники" (вход за отдельную плату!). Эта выставка даёт представление о дачном быте полусвета столицы, допущенного для проживания вблизи императорской резиденции.
Эта лестница на второй этаж дворца, где размещена экспозиция "Петергофские дачники", явно не парадная
Этот интерьер дачи конца XIX - начала XX веков весьма скромный
Этот интерьер дачи конца XIX - начала XX веков довольно изыскан
Дачный детский кукольный домик
Сеансы от «Волшебного фонаря» (особый аппарат для проекции изображений) - развлекаловка для детей и взрослых. В конце XIX - начале XX веков еще не было ни кино, ни телевидения, ни даже интернета!
Из проспекта:
Проект "Петергофские дачники" ориентирован на семейную аудиторию и всех, кто интересуется жизнью Петербурга рубежа веков.
В музее Фермерский дворец размещены две совершенно разные и далеко не равноценные экспозиции: одна посвященная Александру II и его первой жене - Марии Александровне, а вторая, описывающая жизнь дачного мiра, сформированного вокруг императорской резиденции в Петергофе.