Июль 2018. Месяц на Севере. Пудож, Каргополь

Aug 15, 2018 16:15

Выбравшись из Заонежья в Медвежьегорск, планирую ехать на Пудож, а далее - в Каргополь и Кенозерский национальный парк. Изначальный план предполагал паром из Петрозаводска в Шальский и пеший поход по юго-восточному берег Онего, с осмотром многочисленных групп петроглифов. Но водный вокзал Петрозаводска внезапно отменил рейс на Шалу, и я вычеркнул этот сегмент пути, сделав Пудож просто перевалочным пунктом. Быстро и с комфортом доехав до Пудожа на blablacar-попутке, я бросаю рюкзак в гостиницу Онего, сдаю вещи с похода в стирку, а на следующий день иду на прогулку.

Впервые Пудож упоминается письменных источниках в 1382 году как селение Пудога. Название города - Пудож происходит от вепсского слова «pudas» - рукав реки, протока, ибо город, действительно, расположен на возвышенном, правом берегу реки Водла, километрах в 25 от места её впадения в Онежское озеро. Позже становится Пудожским погостом, а в 1785 году, по указу Екатерины II - уездным городом. Сегодня это небольшой город, с населением меньше 10-и тыс. жителей, административный центр Пудожского района.




Геокэшинг, да и прочие источники интернета утверждают, что в самом городе особо смотреть нечего, и, в общем-то это правда. Поэтому небольшой пост про Пудож я прилеплю к каргопольскому. Я бы не рекомендовал ехать в Пудож специально, но посетить его проездом вполне можно.

Церковь Александра Невского. В 1899 году на сходе пудожан купец Николай Александрович Базегский предложил выбор: построить церковь из красного кирпича или мост через реку Водлу. Жители выбрали церковь. Она была построена к осени 1903 году, за очень короткий срок. Как и многие другие, в советские годы находилась в упадке, а в современное время неоднократно реставрировалась.





Деревянная застройка в центре. Дома, преимущественно XIX-XX гг постройки







Торговая лавка купца Овчинникова



Кондиционер на таком доме выглядит дико



Пиксель-арт на домах советской эпохи



Историко-краеведческий музей имени А. Ф. Кораблева.



В 1959 году учитель и краевед Александр Федотович Кораблев предложил в городе создать краеведческий музей. Официальное открытие музея произошло только в 1970 году. Александром Федотовичем с помощью учеников, родственников, старожилов было собрано более 7 тыс. предметов музейного значения: самоваров, прялок, вышивки, утюгов, монет













Тульский самовар "Петух", изготовленный в 1873 году по эскизу знаменитого русского художника В.М. Васнецова, по некоторым данным, для венской промышленной выставки. Всего таких самоваров было выпущено шестнадцать штук.



Повествует музей, конечно? и о петроглифах, на которые я не попал



И Журавлев, с которым я еще вчера пил чай, здесь же. Правда, не с поляной идолов, а с нормальной археологией



Музейчик небольшой, но интересный и атмосферный, благо и сам он расположен в старом доме. Раздражает лишь поведение смотрительницы, которая неотступно следует за мной, да гасит свет, сразу после того, как я покинул очередной зал.

Ну а после, я вышел подальше от города на трассу ведущую в Каргополь, и стал голосовать. Почти сразу меня подобрал рабочий, ехавший на лесозаготовки, но провез немного, всего километров 30. А вот дальше было чуть проблемнее. Дело в том, что трасса Пудож-Каргополь, соединяющая Карелию и Архангельскую область, хоть и является кратчайшей дорогой на Архангельск, но состояние дороги оставляет желать лучшего. Встречается тут грунтовка, разбитая лесовозами, асфальт, и даже выложенные железобетонные плиты, езда по которым больше напоминает скачку на лошади. Как итог, автобусы тут отсутствуют, а водители, едущие в Архангельск, все чаще предпочитают сделать крюк через Вологду. В итоге, спустя полтора часа ожидания на пыльной обочине и войны с оводами и лесными мухами, меня подбирает водитель легковушки. Разговорившись, обнаруживается, что живет он в Питере, на соседей со мной улице, а работает инженером-наладчиком в компании, где я имел счастье трудиться лет пять назад. Мир тесен.

А вот Каргополь понравился мне с первых минут знакомства. Маленький, тихий старинный городок, в котором сразу захотелось провести некоторое время (но не остаться тут жить). Множество белокаменных церквей делают его визуально абсолютно непохожим на прочие города Русского севера, больше кажется, что попал в один из городов Золотого Кольца. С другой же стороны, чем-то все же неуловимо ощущается атмосфера севера, его независимость и самодостаточность. Несмотря на его провинциальность, здесь полностью отсутствует гнетущая атмосфера застывших 90х, чем отличаются подобные небольшие города Центральной России.
Каждое деревянное здание, их совместное расположение и композиция - произведение искусства. Поначалу, я фотографировал вообще каждое, и только на второй день смог остановить себя. При этом никакой изысканной отделки, но все в целом производит невероятно гармоничное впечатление. Большинство домов здесь XIX века, более старые были уничтожены неоднократными пожарами, но в то же время и современная застройка в центре практически отсутствует.

Само название Каргополь, как и многие топонимы на севере, русифицировано только наполовину. Вторая часть образована не от греческого "полис" - город, как можно подумать вначале, а от русского "поле", а "карго" с северных языков переводится, как "ворона", т.е Каргополь - воронье поле. По другой версии, название происходит от От карельского Karhupeldo - "медвежья сторона". Мне больше по душе первая версия, тем более, что в некоторых исторических документах он упоминается как Карго поле или Каргино поле.

Первое упоминание о Каргополе в письменных источниках относится к 1380 году. Точная же дата основания неизвестна - летописи были уничтожены в пожаре XVIII века. Наиболее вероятная дата основания Каргополя - 1146 год.
С древнейших времен Каргополь был важным торговым городом. По реке Онега, на которой располагается Каргополь, проходил водно-торговый путь из Белого моря к городам Центральном России. В XV веке Каргополь становится укрепленным городом и ведет активную борьбу на стороне Новгорода против усиления влияния Москвы на севере. Однако с падением Новгорода речь о сопротивлении Москве уже не шла.
К XVI в достигает наибольшего расцвета, к тому же получая привилегии в торговле солью, жители Вологды и Белоозера не имели права ездить к морю и должны были покупать соль в Каргополе. Помимо соли и продуктов промысла, местные купцы сплавляли лес, поставляли железо.
Английский посол в Москве писал в 1588 году, что "... главные города России суть: Москва, Новгород, Ростов, Владимир, Псков, Смоленск, Ярославль, Переяславль, Нижний Новгород, Вологда, Устюг, Холмогоры, Казань, Астрахань, Каргополь, Коломна".
Но в XVIII веке, с выходом России на Балтику, Каргополь начинает терять свое торговое и стратегическое значение и к 1776 году становится угасающим уездным городом Олонецкой провинции Новгородской губернии.

Типичная улица Каргополя. Тишина и покой. Даже советские здания здесь двухэтажные и не нарушают общей картины.



Наскоро бросив рюкзак в гостинице Каргополь, сразу договариваюсь в турфирме внизу о аренде машины на послезавтра, чтобы немного покататься по окрестным деревням, а после забросится в Кенозерский национальный парк и начать новый поход. Аренда машины с водителем обошлась мне в 3000 рублей за шесть часов. Не особо дешево, но другого способа осмотреть все в кратчайшие сроки я не видел, а проживание в гостинице лишние три дня обошлось бы мне дороже. Сколько бы попросили таксисты за полдня, мне даже страшно представить. Есть и экскурсионные варианты, но я все еще не фанат групповых туров.

Гостиница Каргополь расположена прямо у главной площади города - Новой Торговой, она же Соборная, она же Советская. У нее выстроился один из церковных ансамблей, включающих три храма и колокольню.

Христорождественский собор(1552-1562 г), древнейшее каменное здание в городе. Изначально двухярусный, собор за четыре с половиной века порядком врос в землю, так что окна нижнего яруса приходятся почти на уровень земли. В 1765 году поврежден пожаром и по всем четырем углам был укреплен каменными контрфорсами. Кроме того, в то же время были построены два придела - с севера (во имя Алексея и Филиппа), и с юга (во имя Всемилостивого Спаса), которые помимо культового назначения играют также важную роль в укреплении несущей способности просевших и потрескавшихся стен. Известна легенда о существовании сети подземных ходов, соединяющих церкви и некоторые купеческие дома.



На первом этаже выставка небес из различных храмов Каргополья. Выглядят они настолько прекрасно, что под настороженным взглядом смотрительницы сфотографировал я все, но здесь оставлю лишь несколько. Однозначно рекомендую к посещению.








На втором этаже представлен сам интерьер собора, деревянный иконостас 1770 года и несколько древних икон, в том числе известная икона "Страшный суд". Но здесь фотографировать запрещено. Везде я спрашиваю смотрителей о причинах запрета и здесь - это запрет музейного начальства.

Введенская церковь(1802-1809 гг). Построена на месте на месте погибшего при пожаре деревянного храма. В 1812 году в подвалах церкви хранилось вывезенное из Москвы имущество императорской семьи. Сейчас играет роль музея и внутри нее расположилась интереснейшая выставка, посвященная истории и археологии Каргополья. Тоже рекомендую, цена билета не то 70, не то 130 рублей.



Третья церковь - Иоанна Предтечи построена в 1740-1752 годах на месте деревянной приходской церкви. В отличие от предыдущих двух, действующая. Самый высокий и объемный храм в городе. Внутри, в углу сложены главки, небеса и еще какие-то элементы интерьера. Делаю пару кадров, потом съемку запрещают. Причина - батюшка запретил, нельзя без благословения.







Ну и, наконец, Соборная колокольня(1772-1778). С ней связана достаточно интересная история. Пожар 1765 года, о котором я уже упоминал, уничтожил большую часть города. Екатерина II выделила огромную сумму в 10000 рублей на восстановление города. Обрадовавшийся губернатор немедленно предложил построить в честь императрицы роскошную каменную колокольню, в честь Екатерины, на что и получил из казны еще без малого 5000 рублей. С другой стороны, всего за 2 года до пожара императрицей был подписан указ "О создании всем городам, их строению и улицам специальных планов по каждой губернии особо", предполагающий прямоугольную планировку улиц, наличие главной улицы, с площадью и доминантами, создающими лицо города, в конце улицы. В результате, крест колокольни оказался ориентирован с юго-запада на северо-восток, что противоречит православному канону(на восток лицом).
Сама же колокольня имела достаточно нехарактерный вид. Внизу располагались ворота, предполагаемые, как триумфальные, по приезду Екатерины. А над ними можно заметить вензель императрицы. Но поездке ее в Каргополь так и не суждено было состояться.




В 2001 году в колокольню ударила молния и она горела три дня, так как в Каргополе не было техники, чтобы её потушить. Но сейчас реставрационные работы завершены, наверх можно и нужно подняться. Кроме того, в 12 начинаются колокольные звоны, добавляющие уюта и атмосферы окрестностям (правда на колокольне в это время лучше не находиться))









Смотритель на лестнице



Вокруг главной площади можно гулять даже не заглядывая в карты, все равно на каждом шагу наткнешься на что-то интересное. У каждого историческое здания памятная табличка.

Гостиные дворы(1808).



Лавка купца Лехова, одного из трех самых состоятельный людей Каргополя



Деревянная библиотека



Дома, дома, дома...











Пасторальные виды на реку Онегу



Воскресенская церковь(конец XVII века). Церковь в лесах, ей прям очень плохо, причем судя по отчетам уже много лет.




Центр народных ремесел "Берегиня" в доме купца Вешнякова(XVIII-XIX вв) - производственный центр по изготовлению глиняной игрушки и берестяных изделий. Здесь располагаются многочисленные мастерские, даются мастер-классы. Впрочем, для этого необходимы предварительные договоренности, а я заглянул мимолетом, и почти все они были заперты.






Троицкая церковь(1790-1802). Первоначально она была традиционно пятиглавой. После пожара 1878 года её верх перестроили, перекрыв четверик огромным куполом.



У реки расположена полоскальня для белья. Внутри порядком замусорена. Думаю, что сейчас уже не актуальна, разве что как кабинка для переодевания. Но сложно представить адский труд полоскания ледяной водой зимой, в мороз, на протяжении многих веков.



Есть об этом упоминание в фольклоре:
Полоскала каргополочка белье.
Стыли руки на морозе у нее.
В полынье вода - не чай,
Припевала невзначай,
Чуть слетала песня та,
Паром таяла у рта.



Родник на набережной



Причал - вечное место тусовок местной молодежи. Когда-то с него отправлялись пассажирские катера к различным деревням по берегам озера Лаче.





Памятник каргопольскому купцу Александру Андреевичу Баранову. Этот известный промышленник в 1790 году занял пост первого правителя Русской Америки. Взяв на службу молодого мещанина из Тотьмы Ивана Александровича Кускова, Баранов отправился на Аляску и в 1796 году на острове Ситха основал официальную столицу русских владений - Ново-Архангельск, где и обосновался на постоянное место жительства.
На втором кадре экспозиция из музея Введенской церкви, посвященная освоению Аляски





Городской пляж пользуется спросом при тридцатиградусной жаре



Теперь прогуляемся по Октябрьскому проспекту на юго-запад, до ансамбля церквей Старой Торговой или Красноармейской площади, состоящего также из трех сооружений.

Благовещенская церковь(1682-1692). По преданию, сто рублей на постройку дал Петр I. Богато украшена каменной резьбой. Ни одно из тридцати с лишним окон не повторяет другое.





Церковь Рождества Богородицы(1678-1682). Как и Христорождественский собор, она была построена на месте утраченной деревянной, на деньги купцов братьев Андрея и Стефана Пометяевых. Как и у соседней, оконные проемы церкви Рождества Богородицы богато украшены белокаменной резьбой, все окна и наличники также различаются.



И маленькая одноглавая зимняя Никольская церковь(1741). Изначально у нее было пять глав, но после обрушения купола оставили только один главный купол.



В целом, ансамбль Старого Торга производит впечатление более ветхого и заброшенного, нежели ухоженные и благоустроенные церкви на Соборной площади. Здесь все здания закрыты.

Дом купца шведского лесопромышленника А.О. Вагера, единственного иностранца в Каргополе. Вместе с отцом в городе Онега он владел лесопильным заводом, а здесь занимался заготовкой леса и его сплавом. Беседка на крыше дома имела и прак­тическое назначение: через подзорную тру­бу Андреас Оскарович вёл наблюдение за прохождением лесосплава.



Далее по деревянному аутентичному тротуару можно дойти и до несколько отдаленной от центра церкви Зосимы и Савватия(1814-1819). Эта церковь была одной из самых богатых в городе благодаря тому, что владела значительными лесными угодьями. Глядя на план города, можно заметить, что она является симметричным отражением подобной ей Троицкой на севере города.





В здании церкви находится выставка памятников церковного искусства Каргополья XVI-XVIII вв







Возвращаюсь в центр и иду в Каргопольский историко-архитектурный и художественный музей. Музей образован в 1919 году. В основе его коллекций лежат собрания каргопольского мещанина Капитона Колпакова. Сейчас музей подробно рассказывает о истории и быте Каргополья.










Филенка шкафа, Тленный Человече. Сюжетом послужил духовный стих "Взирай с прилежанием, тленный человече" Стефана Яворского, призванный напомнить о кратковременности человеского бытия и ничтожности мирского.
Однозначно, я бы хотел себе домой такой шкаф)



Отдельно стоит сказать и о каргопольской игрушке, которой посвящена целая комната в музее.
Издавна в деревнях Каргопольского уезда сложился сезонный гончарный промысел на местных красных глинах. Летом каргопольские гончары работали в поле, а с октября до весны занимались изготовлением глиняной посуды - печных горшков, кубов, крынок, мисок. Из остатков глины мастера лепили игрушки. Глиняные лошадки, упряжки, фигурки людей и животных стоили недорого, особенным спросом не пользовались, и их лепили скорее для собственного удовольствия, чем ради заработка.
Первоначально игрушки, как и посуда, были "обварными". После обжига раскалённое изделие погружали в "болтушку" - густой мучной раствор. Пригоревшая мука оставляла на светлой поверхности сосуда или игрушки чёрный кружевной узор. Изготавливались и более дорогие поливные посуда и игрушки, покрытые глазурью. Современная каргопольская игрушка менее архаична. Сохраняя традиционные формы, нынешние мастера делают её более изящной, порой чётче акцентируют детали, щедро расписывают маслом и темперой, избегая, однако, излишней пестроты. Помимо фигурок людей каргопольцы лепят коней, коров, медведей, оленей, героев сказок и былин.
Образы наполнены скрытым смыслом. Например, фигурка обычной женщины была символом Земли, плодородия. Рогатые животные, как олень или баран, символизировали небо и солнце.Полкан - полуконь-получеловек, был защитником людского народа от всех бед и напастей.







Среди каргопольских игрушечников особое место отведено Ульяне Ивановне Бабкиной(1888-1977), единственной мастерице, никогда не прекращавшей заниматься этим ремеслом. Ей принадлежит заслуга не только сохранения, но и возрождения древнего промысла. Многие современные мастера учились у неё забытому ремеслу. О ней я чуть подробнее расскажу в следующем посте, где я побываю на месте былой деревни Гридино и ее дома.

Знаменита и династия Шевелевых, поколение из поколения занимающихся традиционным промыслом. Основатели династии Дмитрий Васильевич и Клавдия Петровна перебрались сюда из села Токарево в 1946 году. А сейчас их потомки продолжают свое дело в старинном доме, по адресу Гагарина, дом 30, где также расположен музей игрушки. Но о визите нужно предварительно договариваться, и я решил не тревожить мастеров свои одиночным визитом, ограничившись осмотром игрушек здесь. О доме есть хороший отчет тут

Деревянное здание с портиком - местный дом культуры



Церковь Сошествия Святого Духа(вторая половина XVIII века) сейчас заброшена и полуразрушена





По Каргополю можно бродить достаточно долго, полтора дня - не так много. Но несмотря на его очаровывающую атмосферу, некоторая провинциальность здесь все же присутствует, в атмосфере, в местных жителях. Жить здесь я бы не смог, в отличии от заонежской глухой деревни, к примеру. Под вечер возникло чувство, что мне пора дальше.

При написании поста использовались материалы
http://towns.ru/towns/kargopol.html
http://kargopoltic.ru/
ну и википедия, куда же без нее, родимой

Пудож

Previous post Next post
Up