В средние века Коломна была крупнейшим городом Московского княжества после самой Москвы. Кроме того, что город имел важное оборонительное значение, через Коломну осуществлялась вся торговля с восточными и южными странами. Реки Москва и Ока, на которых стоит Коломна, выводили на Волгу, поэтому большая часть контактов Московского царства с Золотой Ордой, Кавказом, Крымом и Ираном осуществлялась именно через Коломну.
Про грандиозный Коломенский кремль
я уже писал, теперь погуляем по улицам города, по его церквям и монастырям. Попробуем разгадать тайны загадочной страны Московии...
При входе в Старый город Коломны нас встречает вот такой городовой.
В 14-15 вв. Коломна не уступала размерами Москве, ее ранний деревянный кремль был больше по площади, чем, например, подобный кремль в Твери, и был почти равен московскому - площадь кремля в Коломне 20-22 га, в Москве 19-23 г (Кремли Калиты и Дмитрия Донского), в Твери 19 га. Можно предположить, что количество населения городов соответствовало площади кремлей. Выгодное расположение на речных путях делало Коломну крупным экономическим центром.
При археологических раскопках в Коломне фиксируется в слоях 14-15 вв. значительное число вещей, принадлежавших выходцам из Золотой Орды, в частности из Волжской Булгарии. В это время Коломна стала важнейшим центром керамического производства Московского княжества, многие виды керамики здесь появляются раньше, чем в столице. Также велико число найденных при раскопках импортных керамических изделий, прежде всего восточных, в Коломне их больше, чем во многих других городах Северо-Восточной Руси. Были найдены даже несколько изразцов, которыми украшали здания в исламском мире, предполагается, что их привезли в качестве сувениров в Коломну, хотя их наличие скорее может говорить о присутствии в городе каких-то исламских сооружений типа мечетей или мавзолеев, ныне разрушенных.
О том, кто населял пригород Коломны красноречиво свидетельствует наличие на коломенском посаде Арбатской улицы (такой же как в Москве), она проходит через весь старый город. Слово арбат есть производное от арабского
рабад, т.е. пригород. Арбатская улица Коломны известна с начала 17 века, это интернациональное название существует уже минимум 400 лет.
Вид Коломенского кремля со стороны Москвы реки.
Павел Алеппский, посетивший Коломну в середине 17 века писал:
>>>>Эта Коломна - город известный и знаменитый. В ней по понедельникам и четвергам бывает большой базар, на который являются крестьяне со своими продуктами из очень дальних мест. Она служит пристанью, куда приходят из Москвы суда, идущие в области, называемые Казания и Астрахания, по другим рекам, кои соединяются с большою рекой (Волгой) и, собравшись семьюдесятью устьями, впадают в Персидское море, называемое Каспием; старинные книги и истории называют его морем Фарсийским. По нему ездят в страну кизильбашей и в Грузию. Оттуда приезжает много купцов, под видом послов, которые привозят в собою товары: материи, крашеный шелк, индиго, хлопок, пряности, сафьян, ладан и прочее, а взамен берут соболий мех, рыбий зуб, отличные сукна и другие товары и редкости московские. В этом городе бывает сборище всех купцов.
Коломенский кремль.
Что интересно, но коломенский пригород-рабад, где останавливались все купцы, видимо не был специально укреплен. Т.е. кроме Кремля в Коломне отсутствовали внешние стены, что очень странно, так как во всех русских городах существовал острог - внешние укрепления посада, как правило, это был земляной вал с тыном, такой вал сохранился, например,
в Суздале. Но о существовании коломенского острога, лично мне, ничего неизвестно. Об отсутствии внешних укреплений Коломны писал и посетивший город в 18 веке Герхард Фридрих Миллер "отец" русской истории:
>>>Окруженная каменной стеной часть города Коломны первой встает на пути, как только переезжаем мост через Коломенку. Дорога идет за ворота под башней-стрельней по узким, темным улицам, к неудобству которых должно привыкнуть, затем чтобы находить оные хотя бы по малой части сносными. Стена не имеет правильного очертания, но размеры пространства, заключенного в ней, предупреждая вопросы, следует указать. Длина стены 980, а ширина 815 саженей. Стена примечательна обилием башен, однако, помимо того, не обведена ни валом, ни рвом.
Миллер повествует, что кроме кремлевских стен в Коломне других укреплений нет (также он фиксирует, что уже нет рва, хотя это было примечательное сооружение, о проблемах рвов в Коломне я
писал ранее).
Это более чем странно - в приграничном городе, где держали свои богатства многочисленные купцы, нет внешних стен, и нет данных, что они хоть когда-то существовали. В 16 веке граница Московского царства продвинулась существенно южнее Коломны, но все равно, опасность набегов как крымцев, так и казаков оставалась и в 17 веке.
Отсутствие внешних укреплений нетипично для русских городов, но вполне характерно для поселений, например, Золотой Орды.
В центре Коломенского кремля сохранился храмовый комплекс 17 века. Я не стал обходить все церкви города, зашел только в самые значительные. Это, прежде всего, Успенский собор, его построили в конце 17 века на месте более древнего. Этот собор чем-то похож на Успенский храм в Московском Кремле.
На фото очень примечательная Успенская шатровая колокольня, Успенский собор и Ново-Голутвин монастырь.
К сожалению, Успенский собор потерял все свое внутреннее убранство, настенные росписи в соборе, иконостас и все реликвии не старше 19 века.
Шатровая звонница на площади весьма интересна, такая форма колоколен характерна для волжских городов, на западе Руси таких башен почти нет. Тяготение шатровых, тем более таких массивных, колоколен к востоку Руси поднимает вопрос их происхождения, как в сущности, и всей русской шатровой архитектуры в целом.
На сайте Коломенского кремля про колокольню написано
нечто невнятное, наиболее конструктивная часть которого вещает, что башню строили на основании какого-то раннего сооружения:
>>>>Успенская шатровая колокольня была построена в 1692 году. Колокольня покоится, по утверждению коломенского краеведа Н. А. Рощиной, на стенах церкви Николы Зарайского, которая была построена в память о «гощении» в Коломне чудотворной иконы Николы Зарайского в 1513 году. Это утверждение основывается на рисунке звонницы, сделанном Матвеем Фёдоровичем Казаковым, на котором чётко различимы следы церкви в нижнем ярусе колокольни.
При прочтении этого отрывка возникает закономерный вопрос, а зачем нужно что-то основывать на рисунке М.Казакова, когда весь массив основания сохранился и его можно исследовать? Лично я внутрь не попал, дверь была закрыта, так что для меня устройство колокольни осталось загадкой, но видимо оно загадочно и для тех, кто туда попадает регулярно по долгу службы:)
Есть
утверждение, что Успенская колокольня возведена на месте старой, еще 16 века, части которой частично вошли в постройку 17 века. Интересно, что из себя могла представлять старая колокольня, ведь эти башни появились на Руси как раз в начале 16 в., т.е. это могла быть одна из самых первых колоколен.
Рядом с Соборной площадью находится Ново-Голутвин монастырь, его основали в начале 19 века на месте архиерейского дворца. В 1799 г. была упразднена коломенская епархия, архиерея перевели в Тулу, а его резиденцию отдали монахам из Старо-Голутвина монастыря, они и дали название, теперь этот монастырь в Коломенском кремле стал называться Ново-Голутвиным монастырем.
Палаты монастыря еще 17-18 вв, это старый дом коломенских архиереев.
В центре двора дома архиереев сохранился нарядный Троицкий собор 1705 г. постройки. Сейчас Ново-Голутвин это женский монастырь, поэтому по его территории особо не погуляешь, и вход в собор был перекрыт какими-то цепочками на лестницах.
Очень интересные у монастыря угловые башни, надо сказать, что наличие таких минаретов - отличительная черта всех коломенских монастырей. Практически все здешние обители имеют прямоугольную форму, где на углах стоят высокие башни, они не несут какой-либо практической пользы и служат просто для красоты. Скорее всего, первые подобные башни возвел в 1778-1780 гг. века известный архитектор Матвей Казаков, он много строил в Коломне в это время.
Второй монастырь в Коломенском кремле - Успенский Брусенский, но, по моему мнению, более нарядный, чем Ново-Голутвин. Почти все его постройки были сооружены уже в 19 веке, кроме одной церкви - шатровой Успенской, ее возвели по приказу Ивана Грозного в 1552 г., и длительное время это был единственный каменный храм в монастыре.
В 1848-1855 гг. в обители появился новый роскошный Крестовоздвиженский собор. Невероятно фотогеничный, его сейчас восстановили, раньше на церкви не было глав, сейчас, как мне мне кажется, это самый яркий храм в городе. И как полагается в Коломне, по углам ограды монастыря здесь стоят еще одни небольшие псевдоготические башенки.
На переднем плане трапезная пристроенная к древней Успенской церкви.
Трапезная, шатровая Успенская церковь и башня ограды Брусенского монастыря.
Успенская церковь - один из ранних шатровых храмов на Руси, поставили ее в честь успешного казанского похода, Иван Грозный, как известно, любил шатровые церкви. Откуда появилась шатровая мода на Руси - вопрос сложный, видимо, одной из идей было желание московских великих князей приобщиться к наследию Золотой Орды, все же несколько столетий Русь входила в состав Орды на правах вассала. Не зря Иван Грозный пытался сажать на русский престол чингизида Симеона Бекбулатовича, 15-16 века были периодом сильнейшей ориентализации всей русской жизни, татарское влияние проникло во все сферы жизни общества - по-татарски было укомплектовано войско Московского царства, по-татарски люди одевались, возводили церкви по примеру ордынских мавзолеев и мечетей, авторитарная царская власть на Руси тоже появилась по примеру Золотой Орды.
Почти все шатровые храмы строились на востоке и юго-востоке Руси, т.е. там где население в них нуждалось, в Новгороде и Пскове шатровые церкви, как известно, единичны. Коломна, будучи воротами Москвы в Азию, стала одним из мест с высокой концентрацией шатровых храмов, один из них - церковь Вознесения Христова в с.Городня, что рядом с Коломной, возможно один из древнейших.
Открытый шатер Успенского храма.
Кстати, вполне возможно, что известный коломенский продукт - пастила, является также следствием контактов Коломны с Ордой и, в частности, с Крымом. В комментариях к моему прошлому посту про Коломенский кремль уважаемый
kemchik поднял
проблему происхождения пастилы. Я раньше никогда не задумывался над генезисом этого продукта, но вполне правдоподобно, что пастила могла быть следствием пребывания в Коломне итальянских кондитеров. В средние века много итальянцев жило в Крыму, и несомненно, что до Коломны они тоже добирались, не считая того, что они же строили Коломенский кремль.
Убранство Успенской церкви не сохранилось, поэтому весь внутренний облик храма современный.
Один из корпусов Брусенского монастыря.
Но самый древний храм Коломны находится не в кремле, чтобы его увидеть, нужно перейти по мосту реку Коломенку и отправиться в район города под названием Городище. Там, действительно, когда-то существовало укрепленное городище, но следов от него уже не осталось.
По пути можно встретить старые дома Коломны, существующие здесь с 19 века. К сожалению, подобных домов осталось очень мало, ползучая реконструкция города уничтожила сейчас почти всю старую застройку.
На углу улицы очень интересный старый деревянный дом на каменном подклете - этакая модернизированная изба 19 века, смесь классицизма и русского деревянного зодчества.
Но, к сожалению, для туриста и, видимо, к счастью для жителей большая часть малоэтажной застройки в городе состоит из современных особняков. Выглядят они вполне зажиточно, наверно, сказывается близость Коломны к Москве, откровенной нищеты я здесь не обнаружил совсем. Близость к Москве сказывается, к сожалению, и на местных ценах на транспорт, они почти не отличаются от московских - проезд пары остановок на автобусе у кондуктора стоит 43 руб. И, кстати, я бы советовал добираться до Городища именно на каком-то транспорте, так как идти пешком от кремля туда откровенно далеко.
Иоанно-Предтеченская церковь на Городище одна из самых древних в Подмосковье, ее стены помнят еще Дмитрия Донского, возможно, он даже был причастен к ее строительству. Правда, от 14 века сохранились только апсиды и стены на половину высоты, их грубая каменная кладка отличается от позднейших достроек.
Изначально храм имел одну массивную главу и пилоны по углам, которые ее держали. Сейчас это бесстолпный храм с тремя небольшими главками.
Убранство храма здесь тоже современное.
В 18 веке к старой церкви пристроили трапезную, при реставрации уже в 20 веке переход между старым храмом и трапезной обнажили, над входом теперь видны фрагменты стены старого сооружения.
И самый главный туристический объект тут, это загадочный зверь, изображенный на каменном блоке, вмурованном в стену с внешней стороны храма. Что это за зверь и зачем он здесь, никто не знает, местные предания вещают о том, что это татарская Батыева печать на храме, почему, опять же непонятно.
Теперь погуляем по посаду - Старому городу Коломны. Застройка здесь вся малоэтажная, но к сожалению, исторической ее назвать нельзя. Все улицы города подверглись реконструкции, многие старые дома здесь или снесены, или утратили свой исторический облик.
Отдельно, хочется отметить чистоту в городе, можно идти многие километры по улицам и не встретить даже окурков на мостовой или газонах, удивительно сие)
К сожалению, многие старые дома выглядят как этот "Дом самовара", он деревянный, но создается ощущение, что его обшили сайдингом.
Если поискать можно найти и интересные старые объекты, но их нужно именно искать. Понятно, что в реконструированном доме жить приятнее, зато старые облезлые дома сохраняют дух города.
На перекрестке Посадской и Арбатской улиц стоит местный архитектурный шедевр - церковь Николы на Посаде, ее построили в начале 18 века. Еще в ордынские времена здесь находился храм Николы "Мокрого" - покровителя моряков и всех путешественников, ведь это центр коломенского рабада - Арбатская улица, рядом с берегом Москвы реки. Сейчас церковь св.Николая принадлежит старообрядческой общине Коломны.
Церковь имеет 105 нарядных кокошников на крыше. На переднем плане старые ворота в храмовый комплекс, сейчас их используют как подсобное помещение.
Как и полагается, здесь трудятся выходцы из Средней Азии, раньше невольников захватывали в военных походах, а теперь они сами едут на работы в загадочную страну Московию. Но наверно и раньше, 600 лет назад, здесь в коломенском рабаде трудились "понаехавшие" из Волжской Булгарии, Хорезма или Ирана.
Единственный сохранившийся на воротах изразец.
В глубинах дворов на Посадском переулке можно обнаружить старейшие в городе жилые палаты рубежа 17-18 веков. Считается, что это самый старый жилой дом Коломны, сейчас там якобы идет реставрация, палаты огорожены забором. Кстати, "огораживание" серьезная болезнь местных властей, практически все старые объекты в городе как-то огорожены, даже если от здания сохранились только две стены - все равно вокруг стоит металлический забор. Причем, создается впечатление, что огораживание преследует в большей степени цель сокрытия объектов от взглядов, чем недопущения проникновения посторонних на объекты. Как например здесь - все загорожено и занавешено, но сбоку, на соседнем смежном жилом участке в заборе есть калитка, через которую можно беспрепятственно проникнуть на территорию.
"Дом воеводы" стоит в диком саду, возможно сад здесь появился одновременно со строительством палат. По письменным источникам дом строился для купца гостинной сотни И.И. Ушакова в 1701 г., а воеводу придумали для солидности.
Это классический особняк начала 18 века, выстроенный в стиле московского барокко. Первый этаж дома служил для хозяйственных целей, а второй был жилым.
В палатах и сейчас живут люди, об этом свидетельствует антенна на крыше. Я хотел зайти внутрь, но услышал, что работает телевизор, т.е. дом вполне обитаем.
Красные стены первого этажа - следы недавней реставрации, также реставраторы изменили форму окон, приблизив их к формам 18 века. Затем, видимо, реставрация приостановилась (она идет уже много лет), возможно, что именно сами реставраторы и заселили этот дом, а что, зачем добру пропадать - дом добротный стоит уже 300, и еще столько же простоит)
В этом углу старого посада сохранилось, кстати, много старых домов, к счастью, еще не обезображенных реставрациями. Например, соседний дом с "палатами воеводы" тоже весьма примечателен. И тоже жилой, там должно быть несколько квартир.
Этот дом построили уже наверно в 19 веке.
Так он выглядит со стороны улицы.
Через дорогу еще один интересный дом. В общем, Посадский переулок - самое интересное место в Старой Коломне.
Из коломенского посада я отправился на поиски Старо-Голутвина монастыря, он находится на самом юге Коломны, практически уже за городом. Дело это оказалось не простое, так как местные жители, у которых я спрашивал дорогу, как водится, ничего не знали о существовании монастыря, а те, кто знал, показывали противоположные друг другу направления. Хотя от главной ж/д станции Голутвин можно дойти туда пешком или проехать пару остановок на трамвае.
Старо-Голутвин, как мне кажется, расположен стратегически более удачно, чем сама Коломна, так как он находится в месте впадения Москвы реки в Оку. Это все же две крупные реки, в то время как Коломна расположена в месте впадения небольшой речушки Коломенки в реку Москву. Естественно, такое важное место не могло долго пустовать, и по преданию, в 14 веке Сергий Радонежский основал здесь монастырь. Это место несомненно должно было использоваться в целях обороны, но сейчас от старых построек ничего не осталось.
Главная достопримечательность Старо-Голутвина - это его ограда с башнями. Собственно, ради этой ограды я сюда и добирался.
Считается, что эти псевдоготические шпили возвел в 1778 г. Матвей Казаков, скорее всего, все остальные монастырские ограды с подобными минаретами в Коломне строили уже по примеру Старо-Голутвина монастыря.
Главный храм монастыря - Богоявленский собор построен на месте старого каменного собора, и относится к началу 18 века века; Сергиевский храм и примыкающий к нему настоятельский корпус - относится к первой половине 19 века
К сожалению, Богоявленский собор сильно перестроен, на нем буквально живого места нет, поэтому как памятник архитектуры он перестал существовать. Но сам комплекс в целом смотрится очень живописно.
Памятник Св.Сергию Радонежскому.
Комплекс монастыря очень похож на Ново-Голутвинский, что в кремле. Такие же корпуса, образующие внутренний двор, и остроконечные башни по углам. Я, честно говоря, и не вспомню, где еще в российских монастырях есть такие высокие шпили, ограда с башнями несомненно уникальна.
Предыдущий пост, посвященный
Коломенскому кремлю. Мои посты о русских городах:
Кидекша - крепость Юрия Долгорукого Сумрачный Суздаль Ветхий город Владимира "Новый город" старого Владимира Владимир - вторая столица Руси Боголюбово - замок князя Андрея