Бесовы следки

Jan 11, 2025 16:39


«Российские древности» уже писали о древностях, много старше и Софийского собора в Новгороде, и даже египетских пирамид (хотя и их ровесники - дольмены - в изобилии присутствуют на территории нашей страны). Но даже древность дольменов и пирамид меркнет на фоне петроглифов. Мы уже рассказывали о петроглифах Сикачи-Аляня и Бижиктиг-Хая, но добраться до них весьма непросто. Туда наши авторы летали, а потом долго ехали на автомобиле. К героям сегодняшнего материала мы просто заехали по дороге из Мурманска в Петрозаводск, отклонившись от маршрута на несколько десятков километров. «Бесовы следки» - самые доступные из Беломорских петроглифов сейчас облагорожены, накрыты специальным зданием-музеем, рядом с которым можно оставить машину и изучить творение древнейших жителей Карелии. К слову сказать, с 2021 года это - наследие ЮНЕСКО.



Экспедиционный автомобиль у плотины Выгостровской ГЭС



Первое описание петроглифов в Карелии, судя по всему принадлежит Константину Ивановичу Гревингу, археологу, минералогу и геологу из Дерпта (Тарту). В 1848 году он, находясь в пятимесячной экспедиции по берегам Онежского озера, описал «три ранее не известные ученым группы картин» у деревни Бесов Нос. Но это были онежские петроглифы. Беломорские находятся на островах в низовье реки Выг, не очень далеко от города Беломорск. И вот среди группы беломорских петроглифов одни из самых ярких (и самых доступных для посещения) - Бесовы следки, которые открыл в 1926 году 24-летний студент, будущий археолог, этнограф и писатель Александр Линевский, затем эти же петроглифы и изучавший. В 1936 году Бесовы следки изучал будущий член-корреспондент АН СССР Владислав Равдоникас.



Александр Линевский



Павильон над Бесовыми следками. Фото Алексея Паевского, август 2023 года

Название «Бесовы следки» получили по очень характерной детали: в основной группе петроглифов выбита цепочка человеческих (?) следов, ведущих к большой человекообразной фигуре. Местные жители называли их «чертовыми следами», а саму фигуру - Чертом, но исследователи по аналогии с Бесовым носом назвалии их Бесовыми следками и Бесом. Понятно, что мы не знаем, как этого персонажа называли авторы петроглифов, жившие в эпоху неолита: даже древнеегипетские божества Бэсы еще не существовали.



Один из следов. Фото Алексея Паевского, август 2023 года

Интересно, что мы могли полностью потерять Бесовы следки - по месту петроглифов должна была пройти плотина Беломорской ГЭС, однако археологам удалось отстоять большую - северную - группу, которая сейчас насчитывает 470 изображений, включая сами следки и Беса. Южная группа из 68 фигур, зафиксированная Владиславом Равдоникасом, увы, ушла под тело плотины.



Северная группа Бесовых следков. Прорись



Гранит с петроглифами в павильоне. Фото Алексея Паевского, август 2023 года

Подробное описание Бесовых следков приводит в своей книге человек, посвятивший карельским петроглифам всю свою жизнь, открывший новые группы беломорских петроглифов, Юрий Савватеев:

«Среди поддающихся определению сюжетов преобладают лесные звери, преимущественно северные олени и лоси - 63. Отличить лося от оленя и здесь удается не всегда, но кажется все же, что преобладают северные олени. Кроме них попадаются изображения медведей - 5, лисиц - 3 и несколько других, вид которых определить трудно. Распространенное мнение о том, что на скале в значительном числе показаны и рыбы, не соответствует действительности. За рыб принимают морских зверей - белух (их 36) и моржей - 5. Выделить из их числа китов и акул нам не удалось. Вероятно, это другая крайность в определении тех же белух.



Фото Алексея Паевского, август 2023 года



Морская звезда. Фото Алексея Паевского, август 2023 года

Из птиц, преимущественно водоплавающих, высеченных поодиночке, парами и даже стаями, 8 можно уверенно принять за лебедей и столько же - за гусей. Нередко встречаются лодки небольших размеров, обычно с высоким корпусом; в 19 из них показаны гребцы - всего 36 человек, 16 - пустые (2 из них очень маленькие, нечеткие, напоминающие птиц). Из 4 лодок тянутся гарпунные ремни.



Лебеди. Фото Алексея Паевского, август 2023 года

Особое внимание привлекают изображения людей-17 (3 - лыжники) и человеческих стоп-12. Имеются не вполне понятные - 27, полуразрушенные- 13, незаконченные либо сомнительные фигуры - 7. Бросается в глаза обилие округлых или овальных пятен, полосок и линий, треугольников, крупных овалов и т. д.- всего 112. К числу оригинальных можно отнести рассеянные по всему полотну кресты и звезды - 8, пунктирные линии - 2, дерево, непонятный знак, изображение семги и трех стрел, поразивших животных (но лук не показан ни разу).



Фото Алексея Паевского, август 2023 года



Фото Алексея Паевского, август 2023 года

Здесь нельзя найти идентичных фигур даже среди простых по очертаниям белух. Еще больше разнятся лесные звери, например олени и лоси, - по форме и положению головы, очертаниям туловища и ног. Некоторые из парнокопытных наделены фантастическими чертами - неестественно выгнутые спины, несоразмерно большие, странной формы головы. Определенные различия наблюдаются также в технике и манере исполнения. Но, как правило, фигуры выбивались глубоко, сильными ударами. Изображения статичны, хотя кое-где заметны попытки передать движение, действие».



Фото Алексея Паевского, август 2023 года

Ну и конечно же, о самих следах и Бесе, тоже написано достаточно подробно:

«Видимо, А. М. Линевский прав, что вначале использовались центральная и южная части скалы; первыми выбиты превосходная пара лебедей, морские звери, плывущие несколькими стаями и все - головами от воды, в сторону суши (за одним исключением). Однако бес скорее всего входит в поздний пласт рисунков, как и все скопление на северном краю скалы. Он выбит на отшибе, на малоудобном бугре. Лучшего места для него уже не нашлось. Бес и направленные к нему следы созданы, как нам кажется, по единому замыслу и выражают кульминационный пункт в развитии наскального полотна. Теперь оно осмысляется как единое целое, связанное с центральным образом беса. Не случайно же следы вытянуты горизонтально вдоль края скалы и расставлены в явной зависимости от ранее выбитых фигур. Последний след, восьмой по счету, “придавил” голову верхнего из выразительной пары лебедей, появившихся значительно раньше.



Фото Алексея Паевского, август 2023 года

Данный лебедь - не обычная промысловая птица. Он наделен какими-то сверхъестественными свойствами, особой силой. “Поражен” и второй, нижний, лебедь - его насквозь пронзила стрела с очень широким оперением. Ниспровержение лебедей, занимающих центральную часть полотна и, надо думать, особо почитавшихся, можно рассматривать как победу родившегося позднее антропоморфного божества - беса и как итог основательного переосмысления всего полотна.



Тот самый Бес. Фото Алексея Паевского, август 2023 года

Все исследователи признают фигуру беса за главную, центральную, но трактуют ее по-разному. А. М. Линевский отождествлял беса с “духом - хозяином” водной стихии, а саму скалу с рисунками считал местом жертвоприношений бесу с целью привлечения добычи из моря.



Прорись Беса в музее петроглифов. Фото Алексея Паевского, август 2023 года

А. Я. Брюсов тоже признавал убедительной мысль о том, что бес - главное божество окружающих мест, которому приносились все жертвы, а различные охотничьи сцены служили как бы заклинанием и должны были обеспечить успех в охоте.



Фото Алексея Паевского, август 2023 года

У Бесовых Следков, по А. Я. Брюсову, совершались “исключительно охотнические” обряды и празднества перед началом сезонной охоты, преимущественно на морского зверя, которые, с одной стороны, имели цель магическими средствами обеспечить успех сезонного промысла, а с другой - закрепить на время мир между съехавшимися издалека, из различных родов и племен группами охотников. Выделял беса из числа “божеств и различных мифологических персонажей” Бесовых Следков и В. И. Равдоникас - как главную фигуру, представляющую выдающийся интерес и, возможно, имевшую отношение к “магии плодородия, магии размножения или воспроизводства охотничьей добычи”. Но все это пока только предположения. Истинный смысл образа беса во всей его полноте, пожалуй, еще не раскрыт».



Фото Алексея Паевского, август 2023 года

Сейчас Бесовы следки накрыты павильоном, на верхнем этаже которого устроен вход к петроглифам, музей, рассказывающий историю изучения и кафе, а дальше - спуск к самим изображениям.



Фото Алексея Паевского, август 2023 года



Фото Алексея Паевского, август 2023 года

Другие беломорские петроглифы тоже обустраиваются для посещения, и наш портал обязательно посетит и их, рассказав об этих потрясающих памятниках.



Фото Алексея Паевского, август 2023 года

Текст: Алексей Паевский

Следите за нашими публикациями во ВКонтакте, Тelegram, Одноклассниках, Живом Журнале и Яндекс.Дзен

Литература:

Равдоникас В.А. К изучению наскальных изображений Онежского озера и Белого моря // Советскаяархеология. Вып. 1. 1936

Сав­ва­те­ев Ю. А. На­скаль­ные ри­сун­ки Ка­ре­лии. Пет­ро­за­водск, 1983

Сав­ва­те­ев Ю. А. Вечные письмена (наскальные изображения Карелии). Петрозаводск, 2007

Previous post Next post
Up