Новгородские древности. Выпуск 45: Перынский скит

Jan 09, 2025 20:19







Сегодняшний «герой» проекта «Новгородские древности» очень необычный. Памятник архитектуры, расположенный в памятнике природы. Христианский храм, сохранивший в топографической привязке имя языческого бога. Нам неизвестна дата его постройки, но это совершенно точно последний храм Новгородской земли до монгольского нашествия на Русь. Мы даже достоверно не знаем, во имя кого или чего этот храм был освящен при постройке. Итак, встречайте: храм Рождества Богородицы Перынского скита.

Проект «Новгородские древности» реализуется при поддержке Новгородского государственного университета, губернатора Новгородской области, Новгородского музея-заповедника, а также в рамках приоритетного регионального проекта Новгородской области «Город-Университет».

Этот храм располагается под Новгородом Великим, впрочем, туда можно доехать городским транспортом или даже дойти пешком: от центра не более часа. Когда-то Перынь - так называется урочище, где уже почти восемь веков стоит храм, - была отдельным островом при впадении Волхова в озеро Ильмень. Но с 1960-х годов сюда ведет дамба, по которой может проехать автомобиль. Сейчас остров хорошо заметен и выделяется благодаря посаженной еще в позапрошлом веке сосновой роще, превратившей остров в памятник природы.



Название урочища даже нелингвисту кажется похожим на имя языческого бога Перуна, культ которого установил на Руси Владимир Святославич, княжение которого начиналось именно с Новгорода.



Естественно, издавна считалось, что именно в Перыни было главное капище Перуна. Раскопки 1940-1950-х годов, которые проводили выдающиеся археологи Артемий Арциховский и Валентин Седов, открыли площадку диаметром в 21 метр, окруженную рвом в 5-7 метров шириной и в метр глубиной с лунками, в которых были найдены угли. В центре площадки нашлась и яма от большого столба (идола Перуна?). Исследователи даже составили графическую реконструкцию капища. Впрочем, позже другие археологи, петербуржец Лев Клейн и новгородец Владимир Конецкий, заявили, что найдено отнюдь не капище, а остатки крупных сопок (погребений). В любом случае, мы знаем, что еще до христианства здесь было культовое сооружение. Раскопки Новгородского университета в 2020-х годах подтвердили мнение Клейна и Конецкого.



Затем произошли известные события, потом названные Крещением Руси. Идола сбросили в Волхов. Вот как пишет об этом Новгородская Первая летопись:

«В лето 6497. Крестися Володимиръ и вся земля Руская; и поставиша в Киеве митрополита, а Новуграду архиепископа, а по иным градомъ епископы и попы и диаконы; и бысть радость всюду. И прииде къ Новуграду архиепископъ Аким Корсунянинъ, и требища разруши, и Перуна посече, и повеле влещи его в Волхово; и поверзъше уже, влечаху его по калу, биюще жезлеемъ; и заповеда никому же нигде же не прияти. И идее пидьблянин рано на реку, хотя горънци вес ти в город; сице Перунъ приплы къ берви, и отрину и шистомъ: „ты, рече, Перунище, досыти пилъ и ялъ, а ныне поплови прочь“; и плы со света окошьное»

Впрочем, что было дальше на протяжении почти 250 лет мы не имеем ни малейшего представления. Первое упоминание о Рождественском монастыре на Перыни относится аж к XIV веку (1386 год). Тогда его сожгли сами новгородцы, чтобы он не достался русскому князю Дмитрию Донскому, который шел войной на русский город Новгород. Зато мы знаем, что в это время монастырь уже существовал.



То, что сохранившийся храм построен в домонгольское время, стало понятно только после войны, когда исследователи приступили к его изучению. Этот крошечный храм (его размеры всего 9,5×7,5 метров) выстроен в традиционной для того времени технике - смешанной кладке из плинфы (плоского кирпича, размеры которого в данном случае 25х20х5 см) и серого камня. Когда историку архитектуры попадается плинфяная постройка, это очень хорошо для датирования: размер плинфы может достаточно точно сказать о времени постройки. Правда, три различные шкалы размеров плинфы для новгородских церквей дают различные результаты с разбросом от 1209/19 до 1224 года.

По мнению Владимира Седова, Перынский храм продолжает историю новгородских башнеобразных храмов, начинающуюся с «чуждого» новгородскому стилю храма Пятницы на Торгу 1207 года, выстроенного смоленскими мастерами, продолжающуюся храмом Михаила на Прусской улице и, в итоге, в нашем случае смоленская школа уже плотно соединилась с новгородской, дав тот самый уникальный синтез, который через 60-70 лет подхватит церковь Николы на Липне и дальше приведет к новгородским шедеврам конца XIV века.



Исходя из строительной техники храм датируют 1230-1240 годами (консенсус - «точно позже 1207 года, вероятнее всего - позже 1224 года, года завершения храма на Прусской улице - и не позже середины 1230-х).

Потом в Новгороде не строили полвека: хотя монголы и не разрушили город, и не захватили его, каменное строительство по экономическим причинам замерло до конца XIII века. Есть версия, что храм выстроен в 1226 году, когда в Новгороде находился князь Ярослав Всеволодович и проходили выборы архимандрита.

По преданию, до каменного храма была деревянная церковь, но это только предание, и дата ее постройки, 995 год, сразу после Крещения, весьма условна.



Что было дальше, нам известно мало. Монастырь жил, храм как-то перестраивался. В 1528 году в монастыре - в числе прочих новгородских обителей - был введен общежительный устав. Скорее всего, именно тогда появилась деревянная трапезная, сгоревшая через четверть века: по 1558 годом мы читаем в летописи, что «Месяца марта в 4 ден, на 3 недели великого поста в субботу на Перине монастырь выгорел весь и трапеза, а игумена в манастыре не было».



Церковь Рождества Богородицы на Перыни. Чертежи Р.А. Кацельсон: план с притвором, поперечный разрез по западной трети, продольный разрез, южный фасад. Цитируется по: Седов Вл.В. Церковь Рождества Богородицы в Перыни: новгородский вариант башнеобразного храма // Древнерусское искусство. Идея и образ. Опыты изучения византийского и древнерусского искусства. М., 2009. С. 29-54.

Владимир Седов пишет, что роспись новгородских церквей и монастырей 1615 года упоминает каменный храм с посвящением Успению Богородицы (заметим, что во всех других источниках храм обозначен как посвящённый Рождеству Богородицы) и деревянный храм в трапезной, посвящённый Троице: «Монастырь Перынской, а в нем храмы: Успение Богородицы, камен, да Троица, древян». В Описи Новгорода 1617 г. в монастыре упомянут лишь один разорённый каменный храм и один монах: «Пречистые Богородицы Рождества Перынского монастыря. Храм в монастыре Рожество Богородицы розорен. Келей и ограды около монастыря нет. В монастыре старец один Максим. Церковной монастырьской казны Божия милосердия у него крест благословящей да 5 книг».

Точно известно, что монастырь был упразднен в 1764 году реформой Екатерины II, в 1827 году снова возобновлен - уже как скит Юрьева монастыря, который расположен в полутора километрах. После революции, в 1920 году, его закрыли. Какое-то время в зданиях скита, выстроенных в XIX веке, был рыбозавод, потом - турклуб. Сейчас храм снова стал скитом.



Храм во время реставрации в 1962 году





В 1960-е годы храму вернули первоначальный облик, провели детальные исследования, нашли даже фрагменты фресок.





Однако реставрация была не совсем точной: крышу сделали шлемовидной. Сейчас барабан покрыт более аутентичной кровлей - это было сделано уже в 2010-х годах (о кровлях домонгольских храмов и Перынского в том числе можно прочитать в этой статье петербургского исследователя Ильи Антипова).









Текст: Алексей Паевский

Следите за нашими публикациями во ВКонтакте, Тelegram, Одноклассниках, Живом Журнале и Яндекс.Дзен

Литература:

Антипов И.В.  Кровли памятников новгородской архитектуры домонгольского времени // Вестник ПСТГУ. Серия 5: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2015. №4 (20). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/krovli-pamyatnikov-novgorodskoy-arhitektury-domongolskogo-vremeni (дата обращения: 09.01.2025).

Седов Вл.В. Церковь Рождества Богородицы в Перыни: новгородский вариант башнеобразного храма // Древнерусское искусство. Идея и образ. Опыты изучения византийского и древнерусского искусства. М., 2009. С. 29-54.

Григорьева О.В., Кудрявцев А.А. Раскопки В.В. Седова в Перыни под Новгородом: перспективы изучения архивных материалов // От ранних славян до Руси. Тезисы научной конференции к 100-летию со дня рождения В.В. Седова. М., 2024. С. 83-90.

Предыдущие выпуски:

Выпуск 1: Софийский собор

Выпуск 2: храм Бориса и Глеба в Плотниках

Выпуск 3: Николо-Вяжищский монастырь

Выпуск 4: храм Святого Мины в Старой Руссе

Выпуск 5: храм Рождества Христова на кладбище

Выпуск 6: храм Ильи на Славне

Выпуск 7: храмы на Городище

Выпуск 8: храм Николы на Липне

Выпуск 9: храм Жен Мироносиц на Торгу

Выпуск 10: храмы Сыркова монастыря

Выпуск 11: фундаменты храма Пантелеймонова монастыря

Выпуск 12: церкви Георгия и Благовещения в Старой Руссе

Выпуск 13: церковь Сергия Радонежского в Детинце

Выпуск 14: церковь Федора Стратилата на Щиркове улице

Выпуск 15: башня Кокуй Новгородского Детинца

Выпуск 16: Николо-Косинский монастырь под Старой Руссой

Выпуск 17: церковь Власия на Волосовой улице

Выпуск 18: Михайло-Клопский монастырь

Выпуск 19: церковь Успения на Торгу

Выпуск 20: церковь Андрея Стратилата

Выпуск 21: храм 12 апостолов на Пропастех

Выпуск 22: Воскресенский собор в Старой Руссе

Выпуск 23: церковь Георгия на Торгу

Выпуск 24: Лихудов корпус

Выпуск 25: церковь Филиппа Апостола и Николая Чудотворца на Нутной улице

Выпуск 26: звонница Софийского собора

Выпуск 27: храм Симеона Богоприимца Зверина монастыря

Выпуск 28: Княжая башня Новгородского Детинца

Выпуск 29: Троицкий собор Валдая

Выпуск 30: Деревяницкий монастырь

Выпуск 31: Хутынский монастырь

Выпуск 32: Спасская башня Новгородского Детинца

Выпуск 33: храм Благовещения на Михайловой улице

Выпуск 34: Валдайский Иверский монастырь

Выпуск 35: храм Иоанна Богослова на Витке

Выпуск 36: Спасо-Преображенский храм в Старой Руссе

Выпуск 37: Дворцовая башня Новгородского Детинца

Выпуск 38: Владимирская башня и Владимирская церковь Новгородского Детинца

Выпуск 39: храм Петра и Павла на Славне

Выпуск 40: храм Михаила Архангела на Торгу

Выпуск 41: церковь Спаса на Ильине

Выпуск 42: церковь Благовещения в Аркажах (на Мячине)

Выпуск 43: церковь Воскресения (Уверения Фомы) на Мячине

Выпуск 44: церковь Иоанна Милостивого на Мячине

Previous post Next post
Up