Вдалеке от больших дорог

Nov 05, 2010 23:57

Профессор Андрей Зубов регулярно устраивает для своих студентов из МГИМО поездки по отделенным уголкам Подмосковья, сопровождая их увлекательными лекциями. Этой осенью ездили в Серпухов, Подмоклово и Рай-Семеновское. Ниже - очерк об этой экскурсии, который мы тут размещаем по просьбе авторов.

Петр Шестаков, Юлия Кондрашова, Никита Молчаков




Знаете ли Вы, что такое Подмоклово? Скорее всего, нет, а между тем в этом маленьком подмосковном селе (Серпуховской район) находится уникальный памятник архитектуры начала 18 века- храм Рождества Богородицы. Чтобы добраться до него, нужно проехать 105 км по шоссе Москва - Крым, затем свернуть на проселочную дорогу, продолжить свой путь вдоль берега реки Оки, мимо железнодорожного моста 19 века, после которого откроется вид на село Подмоклово. Там, вдали от цивилизации, стоит храм, аналогов которому в России практически нет. Даже невооруженным глазом видно, что он построен в совершенно нетипичном для храмов нашей Родины архитектурном стиле - барокко. В нем сочетаются элементы русской архитектурной традиции и европейского зодчества. Это, пожалуй, единственный православный храм, где можно увидеть не только иконы, но и скульптуры апостолов и евангелистов. Следует отметить, что подавляющее большинство храмов России построено по крестово-купольной системе, тогда как это архитектурное сооружение выполнено в форме купольной ротонды. Подобные произведения искусства, скорее, ожидаешь увидеть где-то в солнечной Италии, а не в заурядном российском селе.

Строительство церкви было начато на средства известного российского дипломата и сенатора, участника Полтавского сражения Георгия Федоровича Долгорукова (1656-1723), закончено - при его сыне Сергее, однако освящен храм был только при внуке Георгия Федоровича, Николае. Как видно из истории, храм долгое время ждал освящения. Причина этого заключается в том, что род князей Долгоруковы в годы царствования Петра Второго был самым могущественным в России. Известна история о том, как молодого Государя даже хотели женить на дочери Георгия Федоровича - Екатерине. Но из-за внезапной кончины юного императора и прихода к власти Анны Иоанновны этим планам не суждено было сбыться: Долгоруковы потеряли место у трона, многие из них были сосланы в Березов. И только Елизавета Петровна, взошедшая на престол в 1741 году, вернула этому славному дворянскому роду все имения, среди которых было и село Подмоклово. В 1754 году Николай Сергеевич Долгоруков подает прошение в Синод освятить свой родовой храм- храм Рождества Богородицы.

К сожалению, до нас не дошли точные сведения об авторе проекта храма, но в различных источниках упомянуты имена таких иностранных архитекторов, как Карло Фонтана и Лоренцо фон Фикин (Италия), а руководителем строительных работ с правом изменять проект был назначен Андрей Шульц, по происхождению, скорее всего, пленный швед. Именно этим можно объяснить такую необычную для русского сердца форму православного храма. Уникальной особенностью церкви Рождества Богородицы в Подмоклово является редкий для России тип купольной ротонды, которая на первом ярусе окружена открытой арочной галереей, а на втором превращается в балкон с балюстрадой, на которой установлены шестнадцать статуй: четыре евангелиста и двенадцать апостолов. По размерам храм совсем небольшой, так как долгое время являлся усадебной церковью в имении Долгоруких.

Если заглянуть в историю православной архитектуры, то можно заметить, что использование скульптуры есть не что иное, как исключение из правил храмовой традиции: Синод долгое время запрещал строительство церквей по западному образцу. В 1816 году рядом с храмом была возведена колокольня, которая, как и многие здания той эпохи, не сохранилась. В конце 19 века церковь в течение нескольких лет ремонтировалась. После Октябрьского переворота храм Рождества Богородицы в Подмоклово действовал до 1937 года, пока не был закрыт и передан под хозяйственные нужды: долгое время в нем находилось зернохранилище. Следы такого варварского обращения с памятником архитектуры можно видеть на стенах здания. В 80-х годах на государственные средства был проведен поверхностный ремонт, а с 1993 началась приходская жизнь. За несколько десятков лет советской эпохи храму был нанесен огромный ущерб: была украдена медная кровля, часть скульптур была разрушена, часть - вместе с фресками и иконами вывезена в музеи Серпухова и Санкт-Петербурга.

Сегодня каждый сантиметр этого архитектурного чуда нуждается в реставрации и ремонте. Но даже в таком состоянии церковь Рождества Богородицы в Подмоклово не перестает удивлять прихожан и нечастых туристов, которые изредка добираются в этот отдаленный уголок Московской области. Несмотря на медленные темпы ремонта, настоятель храма отец Дионисий смотрит в будущее с оптимизмом и надеется, что скоро церковь вернет свою былую красоту и славу. Тем не менее, одного энтузиазма для реставрации памятника архитектуры пока что явно не хватает.

На настоящий момент у храма четыре постоянных прихожанина, которые одновременно являются и его смотрителями. Каждое воскресенье сюда из Серпухова приезжает отец Дионисий, чтобы провести молебен, на который самое большее приходит два-три человека. Отец Дионисий, в прошлом пианист считает, что в этом месте заложен громадный «культурный потенциал». Его мечта - проводить в храме Рождества Богородицы ежегодный фестиваль церковной песни. Однако восстановительные работы, начатые за счет государства, продвигаются очень медленно, частные инвесторы пока также не высказали желания вернуть церкви ее былой вид. Сегодня особенно остро стоит не столько проблема возвращения прежнего облика церкви, сколько сохранение этого памятника культуры вообще.

Вот так и ожидает решения своей судьбы одна из наиболее необычных достопримечательностей Подмосковья - уникальный храм, затерянный меж грядок с капустой-картошкой.

МГИМО

Previous post Next post
Up