Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного!
Есть ли разумные формы жизни на других планетах? Официальная наука уверенного ответа не даёт.
"Поиск внеземного разума - или, как сегодня принято сокращённо называть это занятие по его английской аббревиатуре, SETI (Search for Extraterrestrial Intelligence), - впервые был поставлен на повестку дня современной науки на конференции в радио-обсерватории в Грин-Бэнке, штат Западная Виргиния, США, в 1961 году. Было отмечено, что, получив в своё распоряжение мощные радиотелескопы, учёные могут теперь заняться отслеживанием сигналов, направляемых в нашу сторону внеземными цивилизациями из-за пределов Солнечной системы (при условии, что такие цивилизации существуют и стремятся к установлению контакта). В те оптимистичные ранние дни энтузиасты SETI предполагали, что во Вселенной существуют тысячи и тысячи цивилизаций, объединённых в «галактические клубы», и что мы находимся на пороге вступления в такое межзвёздное сообщество нашей Галактики.
Возможно, они проявили бы большую сдержанность, если бы прислушались к мнению, высказанному за одиннадцать лет до этого американским физиком итальянского происхождения, нобелевским лауреатом Энрико Ферми. Как-то раз за обедом в Лос-Аламосе, выслушав доводы своих коллег в пользу существования в Галактике великого множества высокоразвитых технологических цивилизаций, он после некоторой паузы просто спросил: «Ну, и где они в таком случае?»
<...> Майкл Харт в 1975 году выдвинул аргумент, что само по себе отсутствие инопланетян на Земле прямо сейчас является убедительным доказательством отсутствия высокоразвитых внеземных цивилизаций как таковых (поэтому этот парадокс иногда называют ещё парадоксом Ферми-Харта). Так действительно, где же они?
И от этого вопроса не отделаешься утверждениями наподобие того, что инопланетяне не склонны к путешествиям (гипотеза картофельных грядок) или исподволь наблюдают за нами со стороны (гипотеза зоопарка, где человечество является редким и оберегаемым экспонатом). Обе эти гипотезы - и многие другие - страдают одним неисправимым недостатком: они исходят из неоправданной предпосылки, что всем внеземных цивилизациям присуще какое-либо общее качество: то ли все внеземные цивилизации склонны к патологическому домоседству, то ли у всех внеземных цивилизаций действует (и, к тому же, неукоснительно соблюдается!) один и тот же этический принцип невмешательства в инопланетные дела. Но ведь, если цивилизаций в обозримом космосе тысячи, такое их единообразие практически невозможно по теории вероятностей! В конце концов, человечество устраивает на Земле заповедники для охраны редкой дичи, однако это далеко не всегда мешает браконьерскому промыслу.
<...>
Начиная с 1961 года, поиски радиосигналов от внеземных цивилизаций не раз прекращались, потом снова возобновлялись. Результаты же были неизменно отрицательными - свидетельств существования внеземного разума как не было, так и нет" (полный текст
здесь).
Окончательный ответ мы можем найти лишь в словах Того, Кто создал небеса и землю. Всевышний Аллах в Коране ясно говорит, что в мире нет творений, более почтенных, чем сыны Адама (также читайте об этом:
Об одном кинофрагменте Об Адаме и его потомстве):
«Мы почтили сынов Адама и позволили им (передвигаться) по суше и морю. Мы наделили их благами и даровали им явное превосходство над многими из тех, кого Мы сотворили» (Коран, 17:70).
От Ибн Умара и Джабира (да будет доволен ими Аллах) известен следующий хадис:
«Однажды ангелы сказали: "О наш Господь! Поистине, Ты даровал сынам Адама земной мир, в котором они едят и наслаждаются, а нам не даровал этого. Даруй же нам это в вечной жизни". Аллах ответил: "Клянусь Своими могуществом и величием, Я не сделаю праведных потомков того, кого сотворил Своей рукой, наравне с теми, кому (всего лишь) сказал: “Будь!” - и они появились"» (его версии с разными путями передачи привели ат-Табарани, ад-Даракутни, Усман ад-Дарими и аль-Байхакы; см. «Тафсиру-ль-куръани-ль-'азым» Ибн Кясира, 5/97-98; «Маджму'у-ль-фатава» Ибн Таймии, 6/372 и «Тахриджу-ль-ахадиси ва-ль-асари фи тафсири-ль-кяшшаф» Джамалю-д-Дина аз-Зайля'и,
2/276-278).
Потомство же Адама Аллах расселил по Земле и предписал им жить там до конца времён:
«И Мы сказали (Адаму, Еве и Иблису): "Спуститесь (на Землю), (будучи) врагами друг другу! Для вас на Земле будет место пребывания и пользования благами до (определённого) времени"» (Коран, 2:36).
Также Он сказал:
«О сонм джиннов и людей! Если вы можете проникнуть за пределы небес и Земли, то пройдите! Не пройдёте вы, иначе как с властью (с дозволения Аллаха)» (Коран, 55:33).
Отсюда мы ясно понимаем, что разумных существ, подобных людям и джиннам (у которых, к тому же, есть свобода воли), в материальной Вселенной нет нигде, кроме Земли.
По этой причине Аллах и Его Посланник (мир ему и благословение Аллаха) назвали джиннов и людей «ас-Сакаля́н» - «два обременённых (или ответственных) рода»:
«Скоро Мы займёмся только вами, о два обременённых рода!» (Коран, 55:31).
«...а потом его ударят железным молотком между ушей, и он (кяфир в могиле) издаст вопль, который услышат все, кто поблизости, кроме двух обременённых родов» (аль-Бухари, Муслим).
аль-Куртуби, комментируя вышеприведённый аят, пояснил:
«"ас-Сакалян" - это люди и джинны. Они названы так ввиду важности их занятий - вдобавок к тому, что на Земле нет (творений), несущих ответственность (за свои поступки), помимо них» («аль-Джами'у ли-ахкями-ль-куръан», 17/154). Читайте также:
Запретный плод сладок Итак, наш род во Вселенной уникален, и любые поиски развитых инопланетных цивилизаций обречены на провал. Безжизненные просторы космоса с их экстремально высокими и низкими температурами, губительной радиацией, межпланетным вакуумом, метеорными телами, мчащимися быстрее пули и др. - это ещё одно великое знамение Аллаха, дабы мы поняли, какую необъятную милость Он оказал нам, поселив на планете Земля.
Ещё по теме:
Теория вечной бескрайней Вселенной И хвала Аллаху, Господу миров!