Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного!
В связи с тем, что в эти дни мусульманские паломники в Аравии совершают обряды хаджжа, хотелось бы напомнить всем читателям о том, что никакое место на Земле не может быть центром всемирного паломничества (т.е. религиозных путешествий) - кроме трёх, избранных для этого Самим Аллахом.
Передаётся, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Не готовьте ваши сёдла иначе, как (для поездки) к трём мечетям: Заповедной мечети, мечети Посланника и мечети аль-Акса» (аль-Бухари, Муслим).
В одном из вариантов:
«Поистине, отправляться в путешествие следует (только) к этим трём мечетям: мечети Каабы, моей Мечети и мечети Илии (т.е. Иерусалима)» (см. также
Иерусалим - исламский город).
Разумеется, находясь в другом городе, можно и нужно молиться в местных мечетях (если они для этого пригодны), но это не должно быть главной целью путешествия мусульман!
Басра бин Аби Басра (в других версиях: Абу Басра) аль-Гифари рассказывал, что однажды он встретил Абу Хурайру, который возвращался с пути, и спросил его: «Откуда ты едешь?» Абу Хурайра ответил: «Еду с Синайской горы ["ат-Тур"], где я молился». Тогда Басра сказал: "Поистине, если бы я застал тебя до этого, то ты бы не уехал (т.е. я помешал бы тебе отправиться туда). Я слышал, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не готовьте ваши сёдла иначе, как (для поездки) к трём мечетям: Заповедной мечети, этой Мечети (в Медине) и мечети аль-Акса»" (ан-Насаи, Ахмад, Малик; также его сообщили Ибн Абди-ль-Барр в «ат-Тамхид», 13/36-37 и Ибн Хаджар в «Фатху-ль-Бари»,
3/65. аль-Хайсами подтвердил достоверность в «Маджма'у-з-заваид», 4/3).
Каз’а сообщил: "Однажды я захотел выехать к горе Тур, и спросил об этом Ибн Умара, на что он ответил: «Разве ты не знаешь, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: “Не готовьте ваши сёдла иначе, как (для поездки) к трём мечетям: Заповедной мечети, мечети Пророка и мечети аль-Акса”? Поэтому оставь Тур и не езжай к ней!»" (Ибн Маджа в «аль-Мусаннаф», 4/518; ат-Табари в «Джами'у-ль-баян», 24/503; аль-Азракы в «Ахбару Макка»,
1/326).
Поэтому имам Малик, опираясь на эти хадисы, запретил паломничество в Медину с целью посетить могилу Пророка (мир ему и благословение Аллаха), а не его мечеть. Как говорил Шейху-ль-ислам:
"Однажды Малика спросили о человеке, который дал обет приехать к могиле Пророка, и Малик сказал: «Если он желает (навестить) могилу, то пусть не приезжает, а если хочет (посетить) Мечеть, то пусть приедет!» Потом упомянул хадис: «Не готовьте ваши сёдла иначе, как (для поездки) к трём мечетям»" («Маджму'у-ль-фатава», 1/304).
Имам аль-Мунави сказал:
«...к этому (выводу) подталкивает то, что передано от Малика: о запретности путешествия с целью простого посещения (пророческой) могилы без желания прибыть в Мечеть для молитвы в ней» («Файду-ль-Кадир»,
6/140).
Таким образом, от первых поколений уммы не пришло никаких преданий, одобряющих поездки (читай: паломничество) к отдалённым мечетям и могилам угодников Аллаха - хотя некоторые учёные последующих веков разрешали это (ан-Навави, Ибн Хаджар, Ибн Кудама). А ведь запрет Посланника (мир ему и благословение Аллаха) в этом вопросе имеет категорическую форму, и ни один мусульманин не может от него отмахнуться!
А что касается слов Ибн Кудамы:
"Но правильное (мнение состоит) в дозволенности этого, и разрешено сокращать (намазы) во время (этого путешествия). Пророк, мир ему и благословение Аллаха, прибывал в (мечеть) Куба пешком и верхом, посещал могилы и сказал:
«Посещайте их (могилы), чтобы они вам напоминали о будущей жизни»" («аль-Мугни», 2/52),
то эта аналогия неверна! Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, не выезжал для этого в путь, так как мечеть Куба не находится в другом городе! (см. также
Ошибки исламских учёных)
Если же кому-то нужны фетвы ранних ханбалитов о запретности таких поездок, то могу процитировать Ибн Батту аль-Укбари (304-387 гг. х.):
«Из числа (религиозных) новшеств - это строить (сооружения) на могилах, покрывать их гипсом и отправляться в путь, чтобы их посетить» («аль-Ибанату-с-сугра»,
стр. 366).
А Ибн Хаджар аль-Аскаляни передал:
"Сказал шейх Абу Мухаммад аль-Джувайни: «Запрещена целенаправленная поездка к (любым мечетям) помимо них (перечисленных в хадисе), исходя из буквального смысла хадиса». Кады аль-Хусейн указал на свой выбор (в пользу того же мнения), и об этом же говорили кады Ияд и группа (учёных)" (источник см. выше).
Уместным здесь будет даже мнение одного из ранних христианских богословов - Григория Нисского (335-394 гг. н.э.) о всемирном паломничестве христиан в Палестину (которое Иисус не узаконил):
«Потом, если бы бо́льшая была благодать в местах иерусалимских, то грех не водворился бы в живущих там. А теперь нет вида нечистоты, на который бы они не дерзали; у них и лукавство, и прелюбодеяние, и воровство, и идолослужение, и отравление, и зависть, и убийство; особенно между ними обыкновенно последнего рода зло, так что нигде нет такой готовности к убийству, как в сих местах; единоплеменные, подобно зверям, ищут крови друг друга ради гнусной корысти.
Итак, там где это бывает, чем ты докажешь, чтобы в этих местах была бо́льшая благодать? Но знаю, что возражают многие против моих слов. <...> Посему боящиеся Господа хвалите Его в тех местах, в которых находитесь. Ибо перемена места не приближает к нам Бога. <...> Итак, возлюбленный, советуй братьям из тела путешествовать к Господу, а не из Каппадокии в Палестину» (взято
отсюда).
И ни один город не станет по-настоящему святым, а поездка к нему - паломничеством до тех пор, пока он не получит благословение Аллаха, «официально обнародованное» в Его писаниях.
Читайте также:
Существуют ли в Исламе гробницы и мавзолеи? О Божьей благодати Антицерковная мысль Феодосия Косого И да благословит Аллах Своего Пророка, его семью и сподвижников.