Доверяй, но проверяй!

Sep 23, 2014 13:23

Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного!

Настоятельно рекомендую братьям не копировать бездумно те хадисы, текст которых возбуждает сомнения! Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, говорил:

«Поистине, правда (ведёт к) уверенности, а ложь - к сомнению» (ат-Тирмизи, Ахмад. ат-Тирмизи назвал хадис достоверным, и с ним согласился аль-Альбани в «Ирвау-ль-галиль», 1/44).

Разумеется, не следует отвергать каждый сомнительный по смыслу хадис. Ибо религия Аллаха зиждется на вере в сокровенное, которое выходит за рамки мирских наук и фантазии человека. Но к тем преданиям, которые явно не удовлетворяют ни логике, ни шариату, надо отнестись настороженно (читайте также о сомнениях: Что будет с теми, кто сомневался?).

Вот пример из сети Вконтакте:

"Абу Муса аль-Аш’ари рассказывал, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Перед наступлением Судного дня наступит хардж». Его спросили: «А что такое хардж?» Он сказал: «Убийства». Люди спросили: «Неужели они будут убивать больше, чем это делаем мы? Мы убиваем более семидесяти тысяч людей в год». Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Это не будут сражения с многобожниками. Вы будете убивать друг друга». Люди спросили: «И мы будем в здравом рассудке?» Он ответил: «Большая часть людей того времени будет лишена рассудка, и останется он только у некоторых. Очень многие будут считать, что они правы, хотя в действительности они будут далеки от истины». Этот хадис передали Ахмад, 4/391 и Ибн Маджах, 3959, а шейх аль-Албани назвал его достоверным. См. «Сильсиля аль-ахадис ас-сахиха», 1682".

Сахабы убивали более 70 тысяч человек в год, или, в среднем, по нескольку кяфиров каждый час! Можно себе представить, как обрадуются враги Ислама (особенно рафидиты), увидев или услышав такой хадис! Однако тот его вариант, который передал имам Ахмад, недостоверен. В его цепочке присутствует Али бин Зайд, который был слабым рассказчиком (см., например, «ас-Сияр» аз-Захаби, 5/207). В хадисе, переданном Ибн Маджей, сказано:

«Поистине, мы сейчас убиваем в один год столько-то многобожников» (№ 3959).

Подобный же хадис сообщил аль-Хаким, где сахабы спросили: «Больше, чем мы сейчас убиваем? Поистине, мы в год, если на то есть воля Аллаха, убиваем больше ста тысяч!» (см. «аль-Мустадрак», 4/565). Однако в большинстве его вариантов ничего не сказано о количестве жертв этих войн. Поэтому в рассказе, одобренном аль-Альбани, говорится:

"«Поистине, перед (наступлением) Часа будет хардж». (Пророка) спросили: «Что такое хардж?» Он сказал: «Убийства. Воистину, это будет не убийства вами многобожников, но убийства вами друг друга...»" и т.д. до конца хадиса - без каких-либо конкретных цифр («Сильсиляту-ль-ахадиси-с-сахиха», 1682).

Бывает, конечно, и обратное: заблудшие секты Ислама упорно не желают принимать те хадисы или фразы учёных, которые невыгодны для них. Вот, к примеру, два отрывка из книги Абдуллы аль-Кахтани: первый и второй, целью которых является подорвать доверие к «антропоморфистским» словам имамов Абу Ханифы и аш-Шафи'и (да помилует их Аллах). Однако вместо ясных слов учёных о слабости этих преданий, автор пускается в пространные разговоры о том, что такой-то передатчик был ненадёжен. А между тем, споров в кругах хадисоведов много, и отдельные цитаты их книг - о том, что некий человек не внушает доверия, ещё ничего не доказывают.

Что же насчёт «ваххабитских» изречений Абу Ханифы и аш-Шафи'и, то их передал Ибн Кудама в «Исбату сыфати-ль-'улювв» и подтвердили имамы Ибн Таймия, Ибн аль-Кайим и аз-Захаби. Также аль-Байхакы сообщил, что Абу Ханифа сказал:

"«Поистине, Аллах, благословен Он и высок, находится на небе, а не на земле». Тогда один человек его спросил: "А что ты скажешь про слова Всевышнего Аллаха: «Он с вами, где бы вы ни были»?" Абу Ханифа ответил: "Это подобно тому, как если бы в письме человеку ты писал: «Я с тобой», - однако ты (на самом деле) отсутствуешь" («аль-Асмау ва-с-сыфат», 2/442).

Абу Наср ас-Сиджзи сказал: «Наши имамы - такие, как Суфьян ас-Саури, Малик, Хаммад бин Саляма, Хаммад бин Зейд, Абдулла бин аль-Мубарак, аль-Фудайль бин Ияд, Ахмад Ибн Ханбаль и Исхак бин Ибрахим аль-Ханзали (Исхак Ибн Рахавейх) - все они согласились с тем, что Аллах (возвышен) над Троном Своей сущностью, а Его знание везде...» («Китабу-ль-'арши ва ма рувия фих» Ибн Аби Шайбы, стр. 151 и «ас-Сияр», 17/656).

Ибн Кудама в вышеупомянутой книге заключил:

"Итак, истина в этом вопросе очевидна - за что (мы) восхваляем Аллаха - благодаря несомненным доводам, красивым аятам и сообщениям, переданным через множество путей, благодаря единогласному мнению сподвижников, о котором они упомянули в своих стихах и прозаичных речах, и благодаря высказываниям имамов и простых мусульман. <...> И не противоречит этому никто, кроме еретика, фанатичного в своей ереси, либо искушённого (невежды), вводящего в заблуждение (других). Первым, кто стал противоречить тому, что мы узнали, был Джахм бин Сафван. <...> Но даже джахмиты вынуждены согласиться с приверженцами Ислама относительно поднятия рук в мольбе, ожидания радости (или утешения) с небес, (произнесения) слов «Пречист мой Всевышний Господь» и чтения тех слов Аллаха, которые указывают на это (Его возвышенность)" («Исбату сыфати-ль-'улювв», стр. 191).

Читайте также:

Где Аллах?
О «вездесущности» Аллаха

Поэтому, братья и сёстры, доверяйте друг другу - но не больше, чем Аллаху, Его Пророку (мир ему и благословение Аллаха) и великим учёным нашей уммы!

И хвала Аллаху, Господу миров!

Ложь на учёных, Вера в Аллаха, Ашариты, Грехи и заблуждения мусульман, Ответ критикам Ислама, Предсказания пророков, Вопросы вероучения

Previous post Next post
Up