Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного!
В прошлых статьях мы неоднократно касались темы любви к Аллаху, которая является стержнем Ислама. Любое поклонение есть ничто иное, как полное добровольное подчинение кому-то или чему-то, основанное на горячей и необъятной любви (и сопряжённых с этим чувствах). Именно это состояние сердца передают русские глаголы «обожать» и «боготворить», происходящие от слова «бог». Нечто похожее есть и в арабском языке: глагол «а́бада» - «поклоняться» имеет один корень со словом «абд» - «раб». Поклоняясь кому-то (или чему-то), человек становится его рабом. Русский перевод данного глагола буквально означает «делать поклон», и это тоже не случайно: высшей формой почтения к кому-либо у многих народов издавна считается низкий поклон.
«Неужели вы удивляетесь этому повествованию (Корану), смеётесь, а не плачете, и забавляетесь? Падите же ниц перед Аллахом и поклоняйтесь!» (Коран, 53:59-62).
У неверующих людей рабство обычно вызывает крайне неприятные ассоциации: насильственное подавление личной воли и оскорбление достоинства людей, вплоть до откровенных пыток (типичный пример - узники концлагерей). Однако такие «рабы» являются рабами только с виду; душой они непокорны и ненавидят своих хозяев, а значит, в любой момент готовы предать их. По-настоящему человек попадает в рабство тогда, когда готов исполнять любые просьбы и прихоти хозяина и не желает уходить от него (даже если перед ним открыт путь на свободу). Это и есть тот уровень духовной зависимости, который обозначают терминами «рабство», «обожание» и «поклонение».
Вернёмся к главной теме статьи и зададим себе вопрос: почему мы должны поклоняться Аллаху, иначе говоря, быть рабами Его воли? Чем Он заслужил такую великую любовь к Себе? Ответ очевиден:
«О люди! Поклоняйтесь вашему Господу, который создал вас и тех, кто жил до вас: тогда вы станете богобоязненными. Он сделал для вас землю ложем, а небо - кровом, низвёл с неба воду и взрастил с её помощью плоды для вашего пропитания» (Коран, 2:21-22).
То есть Аллах - Творец человечества и Податель всех благ, которые оно использует в земной жизни. Даже те изобретения, которыми хвалятся друг перед другом неверующие люди (например, компьютерные технологии), они создали не сами, а за счёт материальных и энергетических ресурсов, дарованных Аллахом (в частности, полезных ископаемых). И работают эти машины не по воле людей, а благодаря физическим и химическим законам, установленным свыше. Наконец, по воле Аллаха родились на свет и достигли зрелого возраста сами изобретатели этих чудо-машин.
И как бы человек ни любил что-нибудь или кого-нибудь в этом мире, Творца всего сущего он обязан любить больше, ибо все блага и удовольствия в итоге исходят от Него:
«Видели ли вы то, что вы сеете? Вы ли заставляете его произрасти или Мы заставляем? Если Мы пожелаем, то превратим его в труху, и тогда вы останетесь удивлёнными и скажете: “Воистину, мы потерпели убыток. Более того, мы лишились пропитания”.
Видели ли вы воду, которую вы пьёте? Вы ли ниспосылаете её из дождевых туч или Мы ниспосылаем? Если бы Мы пожелали, то сделали бы её горькой. Почему же вы неблагодарны?
Видели ли вы огонь, который вы высекаете? Вы ли создаёте деревья для него или Мы создаём? Мы сделали его напоминанием и предметом пользования для путников. Прославляй же имя Великого Господа твоего!» (Коран, 56:63-74).
Вторая причина, по которой мы обязаны любить Господа миров, - это полное отсутствие у Него малейших слабостей и недостатков. Нет того, о чём Он не знает, чего не может услышать или увидеть. Ему не грозят усталость, болезни и смерть. В Его власти находятся все творения, а Сам Он ни от кого не зависит и ни в чём не нуждается. Наконец, Он - Обладатель наивысших милости, мудрости и справедливости и никогда не был злотворящим:
«Господь твой не поступает несправедливо со Своими рабами» (Коран, 41:46);
«Воистину, Аллах ни в чём не проявляет несправедливости к людям, но люди сами поступают несправедливо по отношению к себе» (Коран, 10:44).
(О том, почему Он допустил несправедливость в этой жизни см. статьи
Беды человечества и воля Аллаха и
Зачем Аллах испытывает Своих рабов?) И если в земном мире по вине тиранов и преступников страдает немало людей, непричастных к их грехам:
«Зло появляется на суше и на море по причине того, что вершат руки людей, чтобы они вкусили часть того, что они натворили, и чтобы они вернулись на прямой путь» (Коран, 30:41);
«Бойтесь же смуты (или искушения), которая поразит не только тех из вас, кто был несправедлив. И знайте, что Аллах суров в наказании» (Коран, 8:25),
то в Судный День каждый человек ответит перед Аллахом только за свою жизнь (в том числе и за то, как он противостоял грехам других людей и побуждал тех к праведным деяниям):
«Каждая душа накапливает грехи только во вред самой себе. Ни одна душа не понесёт чужого бремени» (Коран, 6:164);
«Ни одна душа не понесёт чужого бремени, и если обременённая душа взмолится о том, чтобы ей помогли понести её ношу, ничто не будет взято от неё, даже если просящий окажется близким родственником» (Коран, 35:18);
«Те, которые не уверовали, говорят тем, которые веруют: "Следуйте нашим путём, и мы возьмём на себя ваши грехи". Но они не возьмут на себя даже части их грехов. Воистину, они - лжецы» (Коран, 29:12).
Разберём теперь вкратце условия любви к Аллаху. Первое и самое важное условие - это вера в нашего Создателя и в Его священные слова (Коран). Понятно, что не может любить Бога тот, кто не верит в Его реальность; аналогично не могут ощутить любовь к Нему и те люди, у которых нет никаких знаний об Аллахе. Любая вера начинается со знания, поэтому Аллах говорит:
«Знай же, что нет божества, кроме Аллаха, и проси прощения за свой грех и за (грехи) верующих мужчин и женщин» (Коран, 47:19);
«Заступаться (в Судный День) будут только за тех или только те, которые засвидетельствовали Истину, обладая знанием» (Коран, 43:86).
А об Аллахе, Его именах и качествах, приказах и запретах мы не можем узнать откуда-то, кроме как от Него Самого, поэтому вера во Всевышнего Творца подразумевает веру в Его благородное Откровение (Коран).
Второе условие - это «очищение» Аллаха от недостатков, т.е. отсутствие дурных и оскорбительных мыслей о Нём. Как уже было сказано, наш Господь свободен от любых «минусов», характерных для Его творений. И если где-то в Книге Аллаха или словах Его Пророка (мир ему и благословение Аллаха) мы встречаем, например, фразы о том, что Он «хитрит» или «обманывает»:
«Они (иудеи) хитрили, и Аллах хитрил, а ведь Аллах - Наилучший из хитрецов» (Коран, 3:54);
«Воистину, лицемеры пытаются обмануть Аллаха, но это Он обманывает их» (Коран, 4:142),
то мы не должны воспринимать это как неотъемлемые свойства Творца. На деле Аллах превыше подлости и коварства - Он всего лишь обращает козни Его врагов против них самих:
«Неужели ты не знаешь, что сделал твой Господь с воинством слона, (атаковавшим Мекку)? Разве Он не запутал их козни, (обратив это против них же)?» (Коран, 105:1-2).
Что касается гнева и наказания Аллаха, о которых говорится во многих аятах и хадисах, то они всегда сопряжены с Его справедливостью и потому не могут считаться недостатками Всемогущего.
Третье необходимое условие любви к Аллаху - это любовь и ненависть ради Него, или же любовь к тому, что Он любит и чем доволен, и ненависть к тому, что Он ненавидит (неверие, идолопоклонство и грехи). Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал об этом:
«Кто полюбил ради Аллаха, возненавидел ради Аллаха, дарил ради Аллаха и запрещал ради Аллаха, тот достиг полноты своей веры» (ат-Табарани, Абу Дауд, ат-Тирмизи, Ахмад. аль-Хаким и аз-Захаби назвали хадис достоверным по условиям аль-Бухари и Муслима. См. «аль-Мустадрак»,
2/456);
«Пусть тот из вас, кто увидит порицаемоe, изменит этo собственноручно, если же он не сможет (сделать) этого (, пусть изменит это) своим языком, а если не сможет (и этого), то - своим сердцем, и это будет наиболее слабым (проявлением) веры» (Муслим).
А Всевышний говорит:
«Среди тех, кто верует в Аллаха и в Последний день, ты не найдёшь людей, которые любили бы тех, кто враждует с Аллахом и Его Посланником, даже если это будут их отцы, сыновья, братья или родственники» (Коран, 58:22).
Закончить же статью о любви к Аллаху я бы хотел двумя красноречивыми аятами Корана:
«О те, которые уверовали! Если кто-нибудь из вас отступит от своей религии, то Аллах приведёт других людей, которых Он будет любить и которые будут любить Его» (Коран, 5:54);
«Скажи: "Если ваши отцы, ваши сыновья, ваши братья, ваши супруги, ваши семьи, приобретённое вами имущество, торговля, застоя в которой вы опасаетесь, и жилища, которым вы рады, любимее для вас, чем Аллах, Его Посланник и борьба на Его пути, то ждите, пока Аллах не придёт со Своим приказом (т.е. пока не покарает вас за ослушание). Аллах не наставляет на прямой путь нечестивых людей"» (Коран, 9:24),
поэтому никакие мирские занятия и интересы мусульман не должны быть препятствием для их поклонения Единственному Аллаху. И да благословит Аллах нашего Пророка, его семью и сподвижников.