Борода в Исламе

Jun 22, 2013 09:52

Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного!

Одним из самых больных вопросов для мусульман современного мира является вопрос бороды. Вокруг этой темы ходит много споров, разводимых теми братьями, чьи религиозные знания обычно не поднимаются выше уровня исламских студентов.

Когда в кругу чисто выбритых мусульман поднимают тему бороды, то мы, как правило, слышим: «Борода - это Сунна, не надо концентрировать внимание на таких мелочах». Действительно, борода - это Сунна Пророка (мир ему и благословение Аллаха), однако в фикхе существует громадная разница между обязательными и желательными элементами Сунны.

Ещё имам Абу Ханифа (да помилует его Аллах) разделил Сунну Посланника Аллаха на две части: Сунна мандуба (мустахабба) и Сунна ваджиба. Выполнение первой Сунны является желательным, а её нарушение - допустимым (мубах). Примеры Сунны мандуба - входить в мечеть правой ногой, чистить зубы после омовения и т.п. Тот, кто соблюдёт их, получит дополнительную награду от Аллаха, а тот, кто оставит, не возьмёт никакого греха.

Что касается второй Сунны, то бремя её выполнения лежит на всех мусульманах ахлю-с-сунна. Ваджибаты - это та часть Сунны, в отношении которой пришли хадисы, содержащие угрозу от Аллаха тем, кто ею пренебрегает, либо категорические приказы (запреты) Пророка (мир ему и благословение Аллаха). Мусульманин, сознательно оставляющий Сунну ваджиба, является грешником, ибо Аллах говорит:

«Пусть берегутся те, которые нарушают приказ его (Посланника Аллаха), дабы не постигла их смута или не постигло их наказание мучительное!» (Коран, 24: 63).

Тот же, кто ненавидит какой-то элемент достоверной Сунны, выходит из Ислама и становится кяфиром даже тогда, когда он соблюдает это (например, для того, чтобы не выделяться среди мусульман). Ненависть к Сунне может быть вызвана только двумя причинами: ненавистью к Пророку (мир ему и благословение Аллаха) либо ненавистью к его сподвижникам (как у рафидитов); и то, и другое является большим неверием.

За рамками Ислама находится и тот человек, который верит, что в мире есть законодательство или свод традиций, более правильные, чем шариат Аллаха. Также я хотел бы сурово предупредить тех, кто насмехается над Книгой Аллаха и путём Его Посланника; Всевышний в Коране говорит:

«Не над Аллахом ли, Его аятами и Его Посланником вы издевались? Не извиняйтесь! Вы впали в неверие, после того как уверовали» (Коран, 9:65-66).

Сюда же относятся и любые насмешки над Сунной Пророка (мир ему и благословение Аллаха), включая бороду («ваххабит», «душман», «басмач» и т.д.).

Перейдём теперь к самому вопросу. В суре «Хаджж» сказано:

«Потом пусть они покончат со своей неопрятностью, целиком выполнят свои обеты и обойдут вокруг древнего храма» (Коран, 22:29).

Абдулла бин Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, передал, что под «устранением неопрятности» Аллах имеет в виду бритьё головы, подстригание ногтей, укорачивание усов и бороды к концу хаджжа. Те же высказывания приводятся от Ибн Джубайра, Мухаммада бин Кя’ба и многих других, о чём пишет имам Мухаммад бин Джарир ат-Табари в своём тафсире Корана (т. 10, стр. 149-150).

От Ибн Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, передаётся, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) приказал взрослым мужчинам из его уммы подстригать усы и отпускать бороду. Хадис содержат сборники аль-Бухари («аль-Джами’у-с-сахих», № 5893), Муслима, Абу Дауда, ат-Тирмизи и других хадисоведов. В ином варианте хадиса, сообщаемом аль-Бухари и Муслимом, Пророк говорит:

«Не будьте похожими на язычников, отращивайте бороды и укорачивайте усы!»

Что касается внешности самого Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), то во время его хиджры Умар бин аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, сказал:

«Я увидел Пророка (мир ему и благословение Аллаха) с огромной [в другой версии - с густой] бородой».

Все же хадисы о том, что Пророк якобы подстригал или сбривал бороду, являются слабыми или вымышленными, и не один факых не вправе опираться на них в своём иджтихаде (выведении шариатских норм).

Если мы посмотрим на Сунну сподвижников Пророка (мир ему и благословение Аллаха), то передаётся, что Ибн Умар, совершая хаджж или умру, захватывал бороду в кулак от подбородка и отрезал всё, что ниже этого кулака. Джабир бин Абдилля, да будет доволен им Аллах, говорил:

«Мы всегда отпускали бороды, исключая время хаджжа и умры» (хадис от Абу Дауда).

И нигде нет ни одной достоверной истории о том, что кто-то из сахабов брил или коротко стриг бороду (напомню, что от кяфиров и сектантов хадисы не принимаются). Напротив, многие хадисы повествуют нам, как их бороды промокали от слёз горького плача. Также передаётся, что когда Кайс бин Са’д (сын Са’да бин Убады) достиг половой зрелости и сахабы увидели, что у него не растёт борода, они сказали:

«Наш Кайс - хороший человек, если бы не один недостаток: у него нет бороды. Если бы мы знали, что борода продаётся где-то за дирхамы, то сложились бы для того, чтобы купить ему бороду!»

Табиуны (второе поколение мусульман) также укорачивали свои бороды только к концу хаджжа или умры; они подстригали их, зажав в кулак, доводом для чего является вышеупомянутый хадис Абдуллы бин Умара, да будет доволен Аллах ими обоими. К слову сказать, что Ибн Умар был одним из тех учеников Пророка (мир ему и благословение Аллаха), которые подражали его поступкам буквально во всём. Например, когда Ибн Умар узнал, что рядом с Мединой есть дерево, в тени которого часто отдыхает Посланник Аллаха, то он каждый день приходил поливать это дерево, дабы оно не засохло.

При этом основой разделения хадисов Пророка (мир ему и благословение Аллаха) на Сунна мандуба и Сунна ваджиба является то, как он призвал нас соблюдать ту или иную норму. Например, об окрашивании бороды Пророк сказал:

«Лучшим из того, чем вы будете закрашивать седину, являются хна и катам» (ат-Тирмизи, Абу Дауд, Ибн Маджа).

Что же касается отращивания бороды, то Пророк (мир ему и благословение Аллаха) повелел нам это в категорической форме. Поэтому наши праведные предки единогласно назвали бороду одним из ваджибатов. Имам аз-Захаби внёс бритьё бороды в число тяжких грехов («аль-Кябаир»).

Мнения учёных Сунны в вопросе подстригания бороды разошлись: некоторые из них запрещают это делать даже во время паломничества. Эти улемы ссылаются на то, что нет ни одного достоверного хадиса об укорачивании бороды Пророком (мир ему и благословение Аллаха), что же насчёт поведения Ибн Умара и ряда других сахабов, то это был их иджтихад, в котором они ошиблись. Однако большинство учёных всё же рекомендуют стричь бороду к концу хаджжа или умры, но не придают этому характер ваджиба.

Длинная борода и короткие (либо отсутствующие) усы - главное, что отличало лица сахабов и табиунов от лиц христиан, иудеев, язычников, безбожников и заблудших мусульман. Глубоко неправы те, кто говорят, будто борода - это доисламская традиция арабов, ибо Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сохранил в их жизни только те традиции, которые не выходят за рамки шариата. Да, Абу Джахль и Абу Ляхаб носили бороды, но они не сбривали усы (как и не падали ниц перед Аллахом)!

Есть особые ситуации, в которых мусульмане могут сбривать бороды (например, для ношения респираторов, врачебных масок), но - только с разрешения улемов, выносящих фетвы для каждого конкретного случая. Беда мусульман современной эпохи - в том, что они сами дозволяют для себя многие запретные, порицаемые или сомнительные вещи (как и запрещают дозволенное), не советуясь с обладателями религиозных знаний. Один, попав в окружение кяфиров, считает дозволенным бритьё бороды, второй - употребление в пищу сала и мертвечины, третий - ношение одежды, не прикрывающей срамоту и т.п.

Закругляя эту тему, я хотел бы процитировать высказывания четырёх великих имамов (основателей мазхабов) и их последователей по вопросу бороды. Замечу попутно, что в наши дни мусульмане могут считать себя ханафитами, маликитами, шафи’итами или ханбалитами, пренебрегая более чем половиной хукмов своего мазхаба (кяфир К. Маркс однажды сказал о некоторых коммунистах его эпохи: если эти люди - марксисты, то я не марксист).

Мухаммад бин аль-Хасан аш-Шайбани, один из учеников Абу Ханифы, да помилует его Аллах, говорил:

«Каждый раз, когда Абу Ханифа совершал хаджж, он укорачивал свою бороду, сжав её в кулак, после чего он подстригал усы. И поэтому мы используем тот же способ во время хаджжа».

Бритьё же бороды имам Абу Ханифа внёс в категорию «макрух тахрими» (нежелательные действия, близкие к хараму). Один из великих ханафитских улемов Ибн Абидин сказал по этому поводу:

«Что касается подстригания бороды короче, чем до уровня сжатого кулака, то это - поступок некоторых марокканцев и гермафродитов из числа мужчин, и он не разрешается никому».

Имам Малик бин Анас, да помилует его Аллах, писал:

«От Абдуллы бин Умара приводится, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) приказал отпускать бороды и укорачивать усы»,

полностью согласившись с Абу Ханифой в том, что подстригать бороду дозволено только паломнику и только до уровня сжатого кулака. Маликитский шейх аль-Хаттаб аль-Малики запрещал как бритьё бороды, так и бритьё усов (по его мнению, усы можно только подстригать).

Имамы аш-Шафи’и и Ахмад, да помилует их Аллах, тоже носили бороды и приказывали это своим ученикам (причём имам Ахмад поднял бороду на уровень фарда). Шейх-уль-ислам Ибн Таймия сравнил бритьё бороды с тем, что женщина будет налысо брить голову, так как борода является «фитра таби’ийя» (естественным внешним признаком). Мужчина с чисто выбритым подбородком подобен женщине с лысой головой, о которых Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал (хадис от Ибн Аббаса, переданный аль-Бухари):

«Аллах проклял мужчин и женщин, которые пытаются походить друг на друга».

И хвала Аллаху, Господу миров.

Фикх, Лицемерие, Праведные предки, Грехи и заблуждения мусульман

Previous post Next post
Up