Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного!
Один из комментаторов моего блога позволил себе
следующие хвастливые слова:
«Ну, если Вам совершенно необходим кто-то, за Вами надзирающий, которого нужно умасливать и поклоняться ему, это совершенно не означает, что так же дело у всех обстоит. Мне вот, например, ни к чему придумывать некий "высший разум" (вар. "Господа миров") чтоб не гадить в лифте, не наё..ть друзей и бездомную кошку на улице покормить. Так что моральная сила на стороне атеистов, получается».
Сегодня я, если разрешит Аллах, дам ему развёрнутый ответ. Благонравное поведение безбожников и большинства немусульман в целом продиктовано не чувствами любви и благодарности по отношению к Творцу, а намного более прозаическими мотивами - корыстью, тщеславием, заботой о собственном теле и т.д. (подробнее об этом читайте:
Возможно ли благонравие вне Ислама?) В лучшем случае они идут на поводу у стадных инстинктов - соблюдают те или иные правила приличия, потому что «так принято». Возникает закономерный вопрос: а что вы будете делать, если большинство ваших сограждан собьются с верного пути? И где гарантия того, что они уже не сбились? В истории есть немало примеров, доказывающих нам, что те или иные народы могут глубоко заблуждаться.
В Исламе же благими считаются только те поступки, которые человек совершил осознанно и добровольно - повинуясь воле его Господа. Он делает это, понимая, что у Аллаха есть полное право запретить или приказать Его рабам всё, что угодно, а также и то, что Аллаху принадлежит абсолютное знание о них:
«Возможно, вам неприятно то, что является (на деле) благом для вас. И возможно, вы любите то, что является злом для вас. Аллах знает (Истину), а вы не знаете» (Коран, 2:216);
«...вам может быть неприятно то, в чём Аллах заложил много добра» (Коран, 4:19).
Наконец, он понимает и то, что Господь миров желает людям только добра, и потому чтит Его приказы и запреты не только и не столько ради собственной выгоды, сколько от любви к Нему:
«Среди людей есть такие, которые приобщают к Аллаху равных и любят их так же, как любят Аллаха. Но те, которые уверовали, любят Аллаха сильнее» (Коран, 2:165).
Такой человек стремится к богоугодным делам, даже если они не совпадают с его земными интересами или не приняты в том обществе, где он живёт. В этом и состоит суть искренности:
«Им было велено не что иное, как поклоняться Аллаху, будучи искренними в вере перед Ним единобожниками, совершать намаз и выплачивать закят. Это - правая вера» (Коран, 98:4).
А Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил:
«Поистине, дела (оцениваются) по намерениям и, поистине, каждому человеку (достанется) только то, что он намеревался (обрести). Так, совершивший переселение (в исламскую страну) к Аллаху и Его Посланнику (т.е. ради этого) переселится к Аллаху и Его Посланнику (в будущем мире), а переселявшийся ради чего-нибудь мирского или ради женщины, на которой он хотел жениться, переселится (лишь) к тому, к чему он переселялся» (аль-Бухари, Муслим).
И, как мы выяснили в статье
Милость и мудрость Аллаха в вопросах подсчёта людских деяний, Аллах обещал нам зачесть даже те благие намерения, которые мы не сможем реализовать (по уважительным причинам). Но если это так, то верно и обратное: внешне праведные поступки, содеянные ради сугубо земных целей, не принесут в вечном мире ничего, кроме позора. Сообщается, что Абу Хурайра передал:
"Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) рассказал мне: «В Судный День Аллах соберёт Своих рабов для расчёта. Все люди будут преклоняться от ужасов этого дня. И первый, кого призовут для расчёта, - это человек, который учил Коран; второй был обладателем большого богатства, а третий - (воином,) убитым на пути Аллаха. Скажет Всевышний тому, кто учил и читал Коран: “Ответь! Разве Я тебя не научил тому, что Я низвёл Своему Посланнику?” Тот ответит: “Да, о Господь! Ты научил меня Корану”. И скажет Аллах: “А воспользовался ли ты тем, чему Мы тебя научили?” Скажет чтец: “Да. Целые дни и ночи я читал Коран и учил этому других, ради Тебя”. Скажет Господь: “Ты лжёшь”. Скажут ангелы: “Ты лжёшь! Ты учил Коран, чтобы люди сказали: он (отличный) чтец”. Затем приведут обладателя большого богатства. Скажет ему Аллах: “Разве не Я дал тебе всё это?” Тот ответит: “Да, о Господь”. “А что ты сделал взамен?” Скажет человек: “Я давал милостыню нуждающемуся, помогал ради Тебя”. Скажет Аллах: “Ты лжёшь!” Скажут ангелы: “Ты лжёшь! Ты хотел, чтобы люди сказали, что ты щедрый”. Затем приведут убитого на пути Аллаха и спросит его Всевышний: “Почему ты был убит?” Скажет воин: “Мне было приказано воевать на пути Твоём, и я воевал ради Тебя, пока меня не убили”. Скажет Господь: “Ты лжёшь!”. Скажут ангелы: “Ты лжёшь! Ты воевал, чтобы люди сказали про тебя: он герой”». Затем Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) стукнул по коленям Абу Хурайру и сказал: «О Абу Хурайра! Эти трое - первые создания Аллаха, которые зайдут в Огонь. Эти трое, те, кто занимался показухой, - они первые зайдут в Огонь»" (Муслим, ат-Тирмизи, ан-Насаи).
И неважно, добились ли эти трое славы и почёта или нет. Сами по себе популярность и духовный авторитет не умаляют для Аллаха заслуги набожного мусульманина. Абу Зарр рассказывал: "Однажды Пророка (мир ему и благословение Аллаха) спросили о человеке, совершающем доброе дело (ради Аллаха), за которое его хвалят люди. Он сказал: «Это - предвестник радости верующего (в Судный День)»" (Муслим).
Теперь, я думаю, понятно, на чьей стороне моральная сила. Тем более, что личные представления о добре и зле у разных людей могут быть прямо противоположны (и меняются во времени). Потому и существуют разнообразные конституции и кодексы, чтобы привести граждан одной страны к единому знаменателю в этих вопросах. Однако законы, принятые людьми, всегда содержат какие-то изъяны, в то время как законы, установленные для нас Аллахом, безупречны (см. также
Доказательства истинности Ислама).
И хвала Аллаху, Господу миров.