Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного!
В России сплошь и рядом приходится видеть и слышать, как у какого-то мусульманина скончался неверующий родственник. Понятно, что в похоронах кяфира участвовать нельзя (если в них есть какие-то запрещённые шариатом элементы типа укладывания в гроб и т.д.), а стоит ли соболезновать таким мусульманам?
Для ответа достаточно процитировать следующий хадис: передаётся, что Аиша, да будет доволен ею Аллах, рассказала:
"Пророк, мир ему и благословение Аллаха, повелел оттащить к колодцу убитых при Бадре (врагов Аллаха), и их сбросили туда, а он встал (на краю) и сказал: «О лежащие в колодце! Убедились ли вы, что обещанное вашим Господом - истина? Я уже убедился, что обещанное моим Господом - истина!» (Мусульмане) сказали: «О Посланник Аллаха, неужели ты говоришь с мёртвыми?» Он ответил: «Они поняли, что обещанное им их Господом - истина!» Когда же Абу Хузайфа бин Утба увидел, как его отца тащат к колодцу, то Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, заметил недовольство на его лице и сказал: «О Абу Хузайфа! Тебе как будто неприятно то, что ты увидел?» Он ответил: «О Посланник Аллаха, поистине, мой отец был почтенным человеком. Я надеялся, что его Господь приведёт к Исламу. Когда же случилось то событие, которое случилось, это опечалило меня». И Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, воззвал с мольбой о благе для Абу Хузайфы" («Тахзибу-ль-асар» ат-Табари,
2/209; «Кянзу-ль-'уммаль» Аляу-д-Дина аль-Хинди аль-Бурханфури,
10/406-407; «Тариху-ль-ислям» аз-Захаби,
2/63). См. также
Могут ли мёртвые слышать живых? В другой версии, переданной Хакимом, говорится:
"Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал ему: «О Абу Хузайфа! Клянусь Аллахом, ты как будто огорчён тем, что произошло с твоим отцом?» Он ответил: «Клянусь Аллахом, о Посланник Аллаха! Я не сомневался в (правоте) Аллаха и Посланника Аллаха. Но он (отец) был мягким и здравомыслящим человеком. Я надеялся, что он не умрёт до тех пор, пока Аллах, могуч Он и почтенен, не приведёт его к Исламу. Когда я увидел, что он упустил (такую возможность) и с ним случилось то, что случилось - это опечалило меня»" («аль-Мустадраку аля-с-сахихайн»,
4/352; аль-Хаким назвал хадис достоверным по условиям Муслима, и с ним согласился аз-Захаби).
Как видим, даже мусульман из первых поколений уммы охватывала скорбь в связи с гибелью родных им кяфиров, а Пророк (мир ему и благословение Аллаха) утешал своих сподвижников, желая им новых благ от Аллаха. С другой стороны, смерть неверующих родственников не должна отклонить человека от религии Аллаха, Которого мы любим в первую очередь; ведь всё хорошее, чем запомнился нам покойный кяфир, было проявлением Его милости, которую Он в дальнейшем будет ниспосылать через других людей, если пожелает (см.
Единобожие и духовная борьба). Можно сказать, что люди всего лишь передают и вручают нам Его именные подарки, и никто из нас не вправе любить и благодарить почтальонов больше, чем дарителя (а Аллах лучше всех земных примеров).
В конце отмечу, что шариат не запрещает (хотя и не обязывает) обмывать, завёртывать и закапывать покойного кяфира, если это не сопряжено с какими-то религиозными обрядами, как сказал имам ан-Навави:
«Молитва (над мертвецом) есть просьба о прощении, но неверный не будет прощён, и нет никакого смысла в молитве над ним. Однако мыть его и облекать в саван дозволено - потому что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, повелел Али обмыть его отца (т.е. Абу Талиба) и отдал свою рубашку, чтобы в неё завернули Абдуллу бин Убайя бин Салюля. Если же (покойные) мусульмане смешаны с неверными, и их (невозможно) разделить, то над ними совершают молитву, имея намерение (попросить прощения) для мусульман - так как молитва дойдёт до покойника благодаря намерению (молящегося), и путаница (среди трупов) не повредит этому. <...> (Все учёные) согласны с запретностью (погребальной) молитвы над неверным, как и с тем, что допустимо обмывать, заворачивать и закапывать его» («аль-Маджмугь»,
5/217-218).
Читайте также:
Вера и любовь к родным Ответственность за чужие грехи Непричастность к идолам и врагам Аллаха Любовь ради Аллаха Поздравление неверных с мирскими успехами И хвала Аллаху, Господу миров.