Во имя Аллаха, Милостивого и Милосердного!
В Интернете довольно популярны лекции и статьи исламских студентов, доказывающих, будто любые фото- и видеоизображения живых существ запретны, кроме ряда особых случаев (например, фотографии для документов). Сознательно или нет, но они скрывают следующие мнения и цитаты учёных:
«Изображения, создаваемые новыми способами, бывают двух видов:
Первый - такие, у которых нет материальной формы, как было упомянуто при мне о съёмке на видеокассеты. Подобные изображения не подпадают под абсолютный запрет. Поэтому учёные, которые считают запретным создание фотографий на бумаге, сказали, что в отношении этого (видео и электронных фото - rm) проблем нет. Также спросили: дозволено ли снимать лекции, которые проходят в мечетях? (Моё) мнение - в том, что (следует) оставлять это, потому что это может смущать молящихся или их вид может быть неподобающим.
Второй - изображение, фиксируемое на бумаге. Если это сделано посредством мгновенной фотографии, то оно не входит в категорию создания изображений, и человек не может говорить, что сделавший это проклят - потому что в реальности он не создавал изображения» («аш-Шарху-ль-мумтигь» Ибн Усеймина,
2/201).
Также, когда шейха Ибн Усеймина спросили: «Каково постановление о покупке видеокассет, на которых есть животные, чтобы обучать детей?», он ответил: «В этом нет проблем, так как это отвлекает их от просмотра порицаемых вещей» («Маджалляту-д-да’ва», № 1823).
Поэтому шейх Абдулла бин Ахмад ат-Тайяр пишет:
«Что касается создания изображения посредством фотографии, то относительно этого среди современных учёных было разногласие. Наш шейх Ибн Баз, а также наш шейх Салих аль-Фаузан и другие учёные считают, что это запрещено, кроме как при необходимости или нужде. И это есть то мнение, которое для меня является наиболее верным. Что же касается нашего шейха Ибн Усеймина, а также нашего шейха Салиха аль-Люхайдана и других учёных, то они считают это дозволенным. Разногласие между дозволявшими и запрещавшими известное» («Сына’ату-с-сурати би-ль-яд», 12).
Но даже Ибн Баз и аль-Фаузан не так строги в этом вопросе, как некоторые думают. На вопрос о том, можно ли снимать на видео различные собрания, Ибн Баз ответил:
«Если есть общая выгода в том, чтобы снять торжество или исламское собрание, в котором призывают к Аллаху, причём выгода будет преобладающей, и если эти съёмки повлекут за собой благо и пользу для людей... то нет в этом, ин ша-Аллах, проблем» («Фатава ислямийя»,
4/474).
Шейх Салих аль-Фаузан одобрил идею открытия исламских телеканалов, на которых будут выступать авторитетные проповедники:
Click to view
И в придачу - фетва Постоянного комитета улемов Саудовской Аравии во главе с Ибн Базом (да помилует его Аллах):
«Видео, радио, телевизоры и тому подобные устройства передачи информации - относительно них не говорится, что они сами по себе запрещены или дозволены, поскольку это всего лишь техника! Судить надо по тому, как используются эти предметы. Если использовать их в том, что полностью или по большей части запретно, или в том, вред и польза чего одинаковы, то тогда это запрещено, а если нет, то дозволено» («Фатава-ль-ляджнати-д-даима»,
фетва № 8162).
Но разумеется, не стоит фотографировать человека или снимать его на видео лишь для того, чтобы потом любоваться этим образом (стоячим или движущимся). Все видят, к какому глупому многобожию пришли христиане, изначально рисовавшие картины для памяти о великих и дорогих им людях (см. также
Антицерковная мысль Феодосия Косого). Поэтому шейх Ибн Усеймин, хотя и дозволял фотографию в общем, но запретил делать фотоснимки на память:
Click to view
И хвала Аллаху, Господу миров.