Жирный вернисаж на Винзаводе. Протестное искусство в московской галерее

Jan 28, 2010 14:06



26 января 2010 года на Винзаводе был жирный вернисаж... Нет, не так. Жирный вернисаж, с водкой, блэк-джэком и девками был на "Винзаводе" в Галерее Гельмана. А в Галерее "Жир" на том же "Винзаводе" открылась первая в новом помещении выставка протестного искусства, представленная скорее активистами (но всё-таки тоже и художниками) из московской группы "Агенда".

Александр Бидин, Сергей Марский и Евгения Дёмина выставили несколько объектов и инсталляций, о которых я расскажу без большого теоретизирования, а просто глазами непьющего "человека с фотиком", зашедшего на огонёк.



Первая же работа Сергея Марского, встречающая вас справа от входа (справа - это в данном случае очень символично именно политически), это шесть шапок, похожих на поповские, наполненные рыхлой землицей. Пресловутая русская почва встречает вас то ли обещанием жизненного жира (я присмотрелся: не чернозём, нет, чай не Украина), то ли (и это скорее!) запахом могилы (все трое участников выставки неделю назад участвовали в марше против нацистского террора, прошедшем в Москве в годовщину убийства Станислава Маркелова и Анастасии Бабуровой).

"Агенда, - как бы говорят нам авторы (и на самом деле действительно говорят, например, пишут об этом в пресс-релизе), - одновременно и повестка дня, и to do list политической группы, поле центральных тем и способов мыслить политического активиста. Коллектив "Агенда" состоит из авторов, чья личная история возникает в контексте опыта политического участия".

Русская почва встречает нас недвусмысленно основательно - и сразу срывается в балаган, в обыгрывание телесного низа и духовного верха.

Розовая штучка-с-ручкой при более внимательном взгляде оказывается не просто штучкой-дрючкой, как, возможно, вначале подумали эти девушки, уютно расположившиеся на ней, дабы привести себя в порядок.



Нет, это изделие оказывается не просто символом фаллократии, пронзившей и российскую власть, и российскую оппозицию, работа Александра Бидина - это ещё и "весёлый" аттракцион. Ты подходишь, начинаешь крутить ручку, и скромный полосатый хуй оказывается вдруг игрушечной каруселькой с подвешенной бижутерией, каковая бижутерия неиллюзорно ебашит тебя по глазам, если только добрые друзья (твои и художника одновременно) не предупредили тебя об этом и ты заранее не пригнулся.

Ну, в самом деле, девочки тоже удивлены:



Ша! Пришлось даже подскочить от греха подальше!



Вернее, от физического урона. Грех наш, возможно, в том, что молчим и не сопротивляемся, пока "весёлым" хуйком российского государства и капитала тычут нам всем нагло в лица, обещая замочить в сортире за одно лишь рефлекторное желание прикрыть глаза рукою.

"В наше время только ленивый не критикует власть и капитал, - пишут участники "Агенды" в своём пресс-релизе. - Конечно, этот неленивый конструируется властью как экстремист. Таким образом возникает двойной уровень симуляции: симуляции критического дискурса с одной стороны и искусственное формирование образа врага в лице таких критиков - с другой.

"Агенда" находится в точке разрыва этой порочной связи. Она занимает критическую позицию имманентным образом - в силу собственной вовлечённости и ангажированности.

При этом "Агенда" радикально отказывается от репрезентации непосредственной политической программы. Дистанция, которую "Агенда" пытается занять - не по отношению к объекту политической критики, но к собственному контексту. Её усилия направлены на экспликацию своей идентичности и открытие внутреннего измерения того мира, что окружает рутину активиста", - завершают свой пресс-релиз участники группы.

Уфф... (если что, слово "экспликация" я тоже не понял)

Действительно, о какой конкретной политической программе можно говорить, глядя на следующую инсталляцию Александра Бидина? Это не программа, это просто условие свободного дыхания, нормальной жизни в нашей стране. И, вместе с тем, действительно, это и есть критика той симуляции радикального политического, которую ежедневно воспроизводят на свет иные активисты. Все ведь только произносят, никто не делает.

И...

Так, пока я болтал, игрушка немножечко сломалась. Шо за буржуй и шо за смерть, не совсем понятно:



Но плохи были бы агендовцы как художники и как активисты, если бы позвали на вернисаж обычную музейно-выставочную публику, которая привыкла к невмешательству, которая привыкла к "руками не трогать". Нет, здесь была другая публика. Тут же нашлись ребята и девчонки, которые принялись чинить возникшую заковыку:



Так, кажется, они всё быстро исправили? Ну да, так и есть, только мой одолженный "фотик" не очень-то фокусирует в условиях мрачного подвала:



Чтобы вы, на всякий случай, не обознались, и не забыли, о чём шла речь в этой инсталляции, я снял каждое словосочетание отдельно, ведь повторение - мать учения.

Итак, делай раз:



Делай два:



В смысле, делать-то никто как раз не делает, все только говорят, как я уже говорил. Вот это-то самое говорение без действия, это самое бездействие народное и анализирует "Агенда", и критикует его. Возможно, слово "экспликация" тут как раз в самую точку, но я всё равно не догоняю его значения.

Но чу! Рядом уже читают листовки, вывешенные Евгенией Дёминой на тонких лесках, целый застывший листопад улёток, зацепленных в падении и прикрученных снастью к низким сводам:



Что там на них? Политика? Образование? Почему вверх тормашками, боком? Самые умные?! Борзеть?!



Тааак, по-бырому разворачиваемся! Чтооо? Какое ещё другое решение?!



Да вы что, совсем оборзели?! Кому фабрики? Рабочим?! Это же нищеброды, они всё просрут! Кому землю? Крестьянам?! Да у них всё из рук валится!



Нет, нет, увольте, это не политика, это психиатрия какая-то, право-лево уже путают:



И верно: показания к применению - лечение невротических и неврозоподобных расстройств с проявлением тревоги, в том числе связанных с депрессией; панические расстройства. В самом деле, не до панического ли расстройства довела уже людей такая вот ситуация:



Ну а это куда годится? Фотография называется: "Художественный критик снимает, как критический автор снимает, как критический субъект читает то, что она некритически развесила в количестве, приближающемся к критической массе".



(художественный критик это я, если что)

Ффу... Вот и пацаны не прорубают, как здесь можно дышать, когда небо так низко и луна за решёткой:



Наша прогулка по выставке завершается, здесь невозможно долго находиться, реальность давит, провоцирует на радикальные решения... Вот и посетители слишком активно крутили "хуёвую" ручку, центростремительный хуй вошёл в противоречие со своей центробежной головкой, низы не хотели, а верхи не могли. В итоге, как и в феврале 1917-го, на помощь пришли русские женщины. Женя убрала фотоаппарат и взяла исправление ситуации в свои руки:



На выходе нас ожидал конспиративный процесс распространения революционной литературы, снимать который не было у меня ни морального права, ни возможности: я спешил оторвать себе быстро разлетавшиеся экземпляры того и этого, и ещё вот того...

В относительно ближайшее время теоретически ждите от меня рецензий на отхваченные в борьбе на лестнице январский "Автоном", июльскую прошлого года "Чёрную звезду" и ориентировочно январское "Антифашистское сопротивление" (практически же я не факт, что их прочитаю)...

А вот чего можно ожидать от русских женщин при таких раскладах...

Спор наш, как и в 1917-м, рассудит сама история.

Влад Тупикин, фото автора
26-27 января 2010 года, Москва

первая публикация: http://ru.indymedia.org/newswire/display/23279/index.php

в ЖЖ: http://tupikin.livejournal.com/466273.html

на сайте галереи "Жир" (в сокращении): http://zhiruzhir.ru/post/993

дополнительно:

об "Агенде" на сайте галереи: http://zhiruzhir.ru/post/924

объявления о выставке в ЖЖ её участников:

http://copylefter.livejournal.com/112786.html

http://formicaleo.livejournal.com/61842.html

http://marsky.livejournal.com/6441.html

Previous post Next post
Up