Совет по правам человека при президенте РФ выступил с инициативой, призванной снизить роль регистрации по месту пребывания в жизни граждан. Сейчас получить большую часть государственных услуг без предоставления регистрации (будем по старинке называть её "пропиской") затруднительно. Даже в тех случаях, когда прописка по закону не требуется, чиновники на местах предпочитают перестраховываться из опасений потратить бюджетные средства на "чужих", приехавших из других регионов.
Проверка временной регистрации. Фото: ИТАР-ТАСС/ Петр Болховитинов
По словам представителя СПЧ Евгения Боброва, совет намерен предложить новый принцип взаимодействия граждан и региональных властей. Если предложения правозащитников будут приняты, на первое место выйдет не прописка, а факт налоговых отчислений в казну конкретного субъекта РФ. Это нововведение должно облегчить жизнь россиян, живущих не по месту официальной регистрации, а таких у нас около 15 процентов населения! Такие люди зачастую лишены большей части государственных услуг и существуют автономно от госаппарата, ничего от него не получая и теряя одновременно мотивацию что-либо ему давать, к примеру отчислять налоги с доходов. Проблема особенно актуальна для столицы, ведь о желании переехать сюда заявляет до 60% трудоспособного населения РФ.
Но помогут ли меры, предлагаемые СПЧ, исправить ситуацию?
Деление по сортам
Федеральный закон "О праве граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" гласит, что ни вид регистрации, ни даже ее полное отсутствие не могут быть основанием для ограничения (или, напротив, условием для реализации) их прав и свобод.
К сожалению, эта норма грубо нарушается на каждом шагу. Типичный пример - ситуация с распределением мест в столичных детских садах. Вопреки положениям федерального законодательства, департамент образования Москвы издал нормативный акт, отсылающий очередников с регистрацией по месту пребывания (временной) в отдельную очередь, которая движется лишь после удовлетворения потребностей "настоящих" москвичей с постоянной регистрацией. В итоге работающие в столице россияне, не успевшие скопить на собственное жилье, не могут определить детей в дошкольные учреждения, но продолжают при этом платить отчисления в местный бюджет.
Фото: Интерпресс/ Замир Усманов
Аналогичные порядки сложились в системе столичного здравоохранения и соцобеспечения. Столичные власти отказываются лечить людей без постоянной регистрации, предоставлять им другие медицинские услуги, и даже отказались выплачивать пособия сиротам, привезенным московскими усыновителями из других регионов РФ! Как заявили чиновники в ответ на упреки Общественной палаты, "невозможно объять всю Российскую Федерацию".
Причем все эти ограничения вполне официально оформлены приказами профильных министерств. Судя по всему, чиновникам неведомо базовое положение российского права, согласно которому ни один местный указ или подзаконный акт не может противоречить федеральному законодательству, а также Конституции.
Экономные московские власти забывают о том, что "понаостававшиеся" в столице россияне, во-первых, вносят свою лепту в развитие Москвы - государство обязывает работодателей отчислять равные налоги и взносы со всех зарплат, не глядя на регистрацию. Во-вторых, Москва стала столь зажиточным на общероссийском фоне регионом в результате не вполне справедливой системы перераспределения ресурсов в стране - типичный перекос сырьевой экономики. Поэтому дискриминация иногородних сограждан не только незаконна, но и попросту неэтична.
Крепостное право
Институт прописки давно подвергается критике. Хотя советский термин давно упразднен, но по своей сути регистрация не очень сильно от нее отличается. Многие эксперты отмечают, что необходимость регистрироваться по месту жительства или пребывания противоречит конституционному праву на свободу перемещения по стране, а также институту частной собственности. Допустим, человек не имеет собственной недвижимости - где в таком случае он должен регистрироваться? В СССР государство гарантировало каждому члену общества предоставление жилья, пусть и скромного, и в таких условиях прописка была оправданна. Сегодня регистрация превратилась в обузу: например, горожанин не имеет права официально переехать в другой район своего же города - иметь две регистрации (постоянную и временную) по разным адресам одного населенного пункта запрещено!
Очевидно, что местные органы власти должны располагать определенной статистикой для расчета регионального бюджета. Однако для достижения данной цели логичнее применять не громоздкий институт регистрации, а систему личных уведомлений со стороны граждан. Такая инициатива содержится в пакете предложений СПЧ. Чиновники требуют от граждан регистрацию, опасаясь "двойного" финансирования - двойного получения льгот и пособий одним и тем же человеком в разных регионах.
Однако эта вероятность регистрацией не устраняется: при слабом уровне координации между регионами гражданину ничто не мешает получить льготы одновременно по месту и постоянной, и временной регистрации. Поэтому главная мера против подобных злоупотреблений - создание единой информационной системы для органов госвласти на территории РФ, позволяющей четко отлеживать историю контактов каждого гражданина с государством. В таком случае необходимость в регистрации просто отпадет, а также пропадут основания для дискриминации в связи с ее отсутствием.
Переход на такую систему требует перевода госучреждений на высокотехнологичные рельсы, и постепенно движение в этом направлении производится, см. сайт www.gosuslugi.ru. Возможно, в будущем мы действительно сможем отказаться от устаревшего и неповоротливого института регистрации.
© Русская Планета. 2016.