Почему квадратные метры не по карману россиянам

Mar 16, 2016 03:43

1. Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
3. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату...

Эти прекрасные слова взяты из Конституции Российской Федерации, глава 2, статья 40. Государство гарантирует россиянам право на жилище и обязуется бесплатно предоставлять его тем, кто не может заработать сам, или помогать девелоперам строить его для тех, кто купить жильё способен. Это в теории. А что же на деле?



Фото: Валерий Матыцин / ТАСС

Нельзя сказать, что власти про проблему квадратных метров не знают. Прекрасно знают и с удовольствием используют в своих предвыборных обещаниях.
Проблема эта, надо сказать, существует давным-давно. Булгаков в 1930-х годах писал: «Квартирный вопрос испортил москвичей». В 1950-х Хрущев обещал: «К 1980 году каждая советская семья встретит коммунизм в отдельной квартире». В 1986 году аналогичное обещание повторил Горбачев: «Каждой советской семье - отдельную квартиру к 2000 году!»
У политиков РФ - как действующих, так и оппозиционных - квартирные обещания стали стандартным пунктом предвыборных программ. В 2007 году Минрегионразвитие выпустило «Долгосрочную программу строительства жилья», где всеобщее счастье обещали к 2025 году. Самый дальний срок назвал В.В.Путин, в тот момент - кандидат в Президенты РФ. В 2012 году он выразил уверенность, что «квартирный вопрос в РФ можно решить за 10 лет, …если мы будем концентироровать ресурсы». Потом, впрочем, Владимир Владимирович поправился: все российские семьи будут обеспечены отдельным жильём к 2030 году! Президент даже знает, как это сделать: «Должны получить развитие сберегательно-накопительные механизмы - типа немецких стройсберкасс. Мы будем расширять программу субсидирования процентной ставки по ипотеке для молодых семей, а также для работников бюджетного сектора».

Другими словами, с обещаниями у нас всё отлично! А вот с реальными делами не слишком. К примеру, во времена Хрущева строительный комплекс СССР возводил по 2,5 миллиона квартир ежегодно на протяжении трёх десятилетий! Российскому же стройкомплексу со всеми современными технологиями полвека спустя потребовалось шесть лет (2000-2006), чтобы построить аналогичное количество квартир. Но главное другое - в СССР квартиры доставались гражданам, как правило, бесплатно. Сейчас, фактически, единственный путь обзавестись собственным жильём - купить его. А это большинству россиян, увы, не по карману.
27% россиян живут в условиях нищеты. 56% могут приобретать лишь необходимые продукты питания и одежду. 14% могут позволить себе товары длительного пользования. И лишь 3% наших сограждан не отказывают себе ни в чем.
Неудивительно, что 41% опрошенных соотечественников считает, что государство не выполняет своих обязательств по обеспечению права на жилье. Соответственно тают уверенность населения в завтрашнем дне и вера в экономическую и политическую стабильность государства.
Сколько бы квадратных метров не построили девелоперы, это не сделает упомянутые 86% россиян платежеспособными. Да, кто-то может продать уже имеющееся жильё, кто-то воспользуется материнским капиталом и ипотекой. Но, фактически, позволить себе купить жилье за собственные средства, может лишь несколько процентов населения.

Что делать?

Cамым очевидным выходом из «жилищного тупика» и, одновременно, наиболее затратным для бюджета является договор найма жилого помещения. В этом случае государство предоставляет населению жилье фактически бесплатно. Сейчас эта программа работает, но претендовать на бесплатные квартиры могут лишь очень узкие категории граждан, и все равно они вынуждены стоять в огромной очереди. Второй способ - предоставление специализированного помещения (общежитие, служебное жилье). В обоих случаях граждане получают право временного использования жилплощади.
Существует также некоммерческий (т.н. социальный) наем, при котором застройщик при содействии государства возводит недорогое жилье и сдает его в аренду по небольшим ставкам. Подобные инвестиции окупаются за 20 лет. Этот способ может помочь решению жилищной проблемы, одновременно государство получит прибыль в долгосрочной перспективе. Однако гарантом при строительстве такого жилья должно быть государство - только тогда на рынок недорогого жилья придут инвесторы.
Еще один вариант решения квартирного вопроса - жилищно-строительные кооперативы. Такой механизм будет востребован широкой частью населения, которая сейчас не располагает возможностью приобрести жилье по рыночным ценам.

Так или иначе, главная проблемы жилищного строительства в России - отсутствие механизмов доступного финансирования. Из-за завышенной стоимости заемных средств, которая, в свою очередь, стала следствием монетарной политики Центрального банка, реальный сектор экономики сегодня испытывает острую нехватку ликвидности. Застройщики не стали исключением: многие вынуждены замораживать недостроенные объекты и отказываться от возведения новых, в результате дефицит на рынке жилья увеличивается, а цены растут.
Многих пока выручает долевое строительство. Однако пакет поправок в законодательство о «долевке», уже одобренный правительством, ужесточает регулирование этого механизма и фактически сводит его положительный эффект на нет. Можно не сомневаться, что, если пакет будет принят, а ЦБ сохранит свою убийственную кредитно-денежную политику, огромный неудовлетворенный спрос на жилье в нашей стране быстро привлечет иностранных инвесторов, которые смогут на нем неплохо заработать. Российским рынком недвижимости и так уже живо интересуются японцы. Тем временем отечественное строительство как отрасль продолжает сжиматься.

Рецепты выхода из этой ситуации есть. Осталось дело за малым - определиться с дееспособными экономическими властями.

© Русская планета. 2016.

экономика, строительство, ЖКХ, кризис

Previous post Next post
Up