Ровно 112 лет назад крейсер «Варяг» дал свой последний бой, навсегда вписав своё имя золотыми буквами в историю России.
Крейсер «Варяг». Фото: wikipedia.org
К началу Русско-японской войны новенький бронепалубный крейсер «Варяг» и канонерская лодка «Кореец» стояли на якоре в корейском порту Чемульпо (ныне пригород Сеула) в качестве «стационаров», то есть, фактически, российской военной базы. Подобная практика в начале века была весьма распространена: в том же Чемульпо стояли «стационары» Англии, Франции, США, Японии и Италии, защищавшие своих дипломатов.
6 февраля 1904 года Япония разорвала дипломатические отношения с Россией. Началась война. Увы, когда командование российских кораблей узнало об этом, было слишком поздно - к Чемульпо уже подходила японская эскадра. 9 февраля с японских кораблей на корейскую территорию высадился десант, а капитан «Варяга» Всеволод Руднев получил ультиматум от адмирала Сотокити Уриу: или русские сдают крейсер, или он будет потоплен японскими миноносцами прямо на рейде.
Капитан 1-го ранга Всеволод Федорович Руднев не сомневался. «Безусловно, мы идем на прорыв и вступим в бой с эскадрой, как бы она сильна ни была. Никаких вопросов о сдаче не может быть - мы не сдадим крейсер и самих себя и будем сражаться до последней возможности и до последней капли крови. Исполняйте каждый свои обязанности точно, спокойно, не торопясь», - обратился капитан к команде.
За час до истечения срока японского ультиматума, 9 февраля 1904 года в 11 часов утра русские корабли вышли из порта навстречу врагу. В полдень на «Варяге» пробили тревогу и подняли боевой флаг.
Русскому крейсеру и канонерской лодке противостояла эскадра из шести крейсеров и восьми миноносцев. Вес залпа японских кораблей в четыре раза превышал вес залпа «Варяга» и «Корейца». 21 орудие крупного и среднего калибра было на наших кораблях, и 90 - на японских. Рассчитывать в такой ситуации на прорыв в Порт-Артур не приходилось.
Бой велся на малой дистанции - японская эскадра расстреливала «Варяг» с расстояния в 5 километров. Уже через полчаса крейсер горел в нескольких местах, большинство орудий было уничтожено, через пробоину ниже ватерлинии трюм наполнялся водой. 23 человека было убито, десятки - ранено. Капитан Руднев получил ранение в голову и контузию. «Варяг» и «Кореец» вернулись на рейд Чемульпо.
Согласно рапорту русского капитана, «Варяг» выпустил по противнику более 1000 снарядов, огонь нашего крейсера серьезно повредил один из японских крейсеров и потопил миноносец (японцы, разумеется, утверждают об отсутствии попаданий).
Фрагмент картины «Крейсер Варяг» кисти Петра Мальцева.
Какое-то время команда «Варяга» пыталась спасти крейсер, устранить повреждения и вернуться в бой. Однако быстро стало понятно - возможности для этого уже нет. Было принято решение затопить корабли. «Кореец» и находившийся в порту российский параход «Сунгари» были взорваны. Взрыв «Варяга» грозил повредить нейтральные корабли, поэтому крейсер был затоплен открытием кингстонов. В 18:10 так и не сдавшийся врагу «Варяг» опрокинулся на левый борт и затонул, продолжая гореть.
Команды были перевезены на нейтральные суда и после вернулись в Россию, продолжив службу во флоте. Останки погибших моряков в 1911 году были захоронены во Владивостоке.
Как оценить последний бой «Варяга»? С материальной точки зрения бой крейсера был полным поражением - враг не получил особого урона, а корабль был потерян. Более того - «Варяг» затонул на мелководье, японцы подняли его, отремонтировали, и уже в 1905-м году пустили в строй под именем «Сойя». Позднее над крейсером поднимался снова российский, а также британский и немецкий флаги.
Однако в бою у Чемульпо было важно другое - моряки «Варяга» пошли в самоубийственную атаку на несравненно более сильного противника, чем показали всему миру: русские не сдаются, легкой победы в войне с Россией не будет! Долг перед родиной и честь моряка стоят больше, чем жизнь, каждый русский воин будет сражаться до последнего и не отступит. Именно поэтому офицеры «Варяга» получили высокие награды по прибытии в Севастополь и Санкт-Петербург, а капитан Руднев был награжден не только российским, но и японским императором, получив от того орден Восходящего солнца! Даже в японских морских училищах будущим офицерам ставили в пример мужество и стойкость экипажа «Варяга». А знаменитая песня о нашем крейсере на самом деле написана на немецком языке австрийским поэтом Рудольфом Грейнцем, впечатленным подвигом моряков, и лишь переведена на русский язык:
Наверх, о товарищи, все по местам!
Последний парад наступает!
Врагу не сдается наш гордый «Варяг»,
Пощады никто не желает!
© Русская планета. 2016.