Пока народ кормят баснями про происки Евросоюза и США, под боком у России вызревает новый вооруженный монстр. И в отличие от США и Европы, он имеет виды на территорию России.
Китайцы производят больше всех в мире самолетов и вертолетов, качественное отставание от мировых лидеров практически преодолено
Александр Храмчихин продолжает цикл статей о китайской армии
Китайские ВВС, как и другие виды Национально-освободительное армии Китая (НОАК), в последнее время проходят радикальное качественное обновление, ведущееся очень высокими темпами. По производству боевых самолетов и вертолетов Китай уверенно занимает первое место в мире, превосходя по этому показателю все страны НАТО, включая США, вместе взятые.
Как и сухопутные войска, ВВС НОАК в организационном отношении делятся на семь военных округов, имеется также ряд частей центрального подчинения. Они сохраняют традиционную структуру, заимствованную от ВВС СССР, и состоят из авиационных дивизий, каждая из которых имеет в своем составе три (иногда - два) авиаполка. Полк вооружен самолетами или вертолетами одного типа, в дивизии могут быть полки с разными самолетами и вертолетами. Номера полков в дивизии идут по порядку (в 1-й дивизии - 1-й, 2-й, 3-й, во 2-й - 4-й, 5-й, 6-й и т.д. вплоть до 130-го, 131-го и 132-го полков в 44-й дивизии). В последнее время несколько дивизий расформировано, а входившие в их состав полки переименованы в бригады, по составу они идентичны прежнему полку, с прямым подчинением ВВС округа.
Количество самолетов в полку (бригаде) зависит от типа самолета. Для бомбардировщиков и тяжелых истребителей (Н-6, JH-7, Су-27/30/J-11, J-8) - 19-24 самолета, для легких истребителей (J-10, J-7) - 28-30 самолетов, для штурмовиков Q-5 - 24-30 самолетов, полки (бригады) транспортной и специальной авиации могут включать практически любое количество самолетов.
Шэньянский военный округ имеет в своем составе по четыре авиационные дивизии (1-ю, 11-ю, 16-ю, 21-ю) и бригады (88-ю, 89-ю, 90-ю, 91-ю), три авиационные академии, зенитно-ракетную и зенитно-артиллерийскую бригады, радиотехнический полк.
Пекинский военный округ имеет в своем составе четыре авиационные (7-ю, 15-ю, 24-ю, 34-ю), три зенитно-ракетные (4-ю, 5-ю, 6-ю) и одну смешанную ПВО (7-ю) дивизии, две авиационные академии, одну радиотехническую бригаду, а также пилотажную группу «1 августа».
Цзиннаньский военный округ имеет в своем составе четыре авиационные дивизии (5-ю, 12-ю, 19-ю, 32-ю) и одну зенитно-ракетную бригаду.
Ланьчжоуский военный округ имеет в своем составе две авиационные дивизии (6-ю и 36-ю) и четыре бригады (109-ю, 110-ю, 111-ю, 112-ю), разведывательный авиаполк, две авиационные академии, 6-ю дивизию ПВО.
Чэндуский военный округ имеет в своем составе четыре авиационные дивизии (4-ю, 20-ю, 33-ю, 44-ю), одну бригаду ПВО, три зенитно-ракетных полка.
Гуаньчжоуский военный округ имеет в своем составе пять авиационных дивизий (2-ю, 8-ю, 9-ю, 13-ю, 18-ю), три авиационные (124-ю, 125-ю, 126-ю), одну - боевых БПЛА, две зенитно-ракетные (9-ю и 10-ю), одну радиотехническую бригады, один вертолетный, один зенитно-ракетный и два зенитно-артиллерийских полка.
Нанкинский военный округ имеет в своем составе пять авиационных дивизий (3-ю, 10-ю, 14-ю, 26-ю, 28-ю), авиационную академию, четыре авиационные (78-ю, 85-ю, 86-ю, 93-ю), одну - боевых БПЛА, три зенитно-ракетные, одну зенитно-артиллерийскую, две радиотехнические бригады.
Всего в составе ВВС НОАК имеется 28 авиационных, три зенитно-ракетные и две смешанные ПВО дивизии, 15 авиационных, две - боевых БПЛА, семь зенитно-ракетных, две зенитно-артиллерийские, одна смешанная ПВО, четыре радиотехнические бригады, восемь авиационных академий, один авиационный разведывательный, один вертолетный, четыре зенитно-ракетных и один зенитно-артиллерийский полки.
Как и другие виды НОАК, ее ВВС оснащены копиями старой и новой советской, российской и, в меньшей степени, западной (в основном - французской) техники, а также современными собственными разработками. Современные образцы достаточно быстро заменяют старые, хотя последние пока доминируют.
Бомбардировщик Н-6 изначально является копией Ту-16, который был создан еще в 50-е гг. и к настоящему времени очень сильно устарел. Однако в последние годы в Китае были созданы модернизированные варианты Н-6Н/М/К с новыми двигателями и увеличенной дальностью полета. Эти самолеты способны нести крылатые ракеты CJ-10, которые могут оснащаться как ядерными, так и обычными боеголовками и применяться против наземных и надводных целей. В настоящий момент на вооружении остается 36 старых бомбардировщиков Н-6А, несущих ядерные авиабомбы В-5 (таких бомб имеется не менее 120). Кроме того, имеется 68 новых Н-6Н/М/К, причем их производство продолжается. Количество ракет CJ-10 и ядерных боеголовок к ним неизвестно.
Фронтовым бомбардировщиком ВВС НОАК является JH-7. Этот самолет ни с чего не скопирован, находится в одном классе с Су-24 и «Торнадо». Сейчас имеется не менее 112 таких машин, их производство продолжается. Кроме обычного авиационного вооружения способны нести ядерные авиабомбы В-4 (их имеется не менее 320).
Штурмовик Q-5 был создан в Китае на базе истребителя J-6 (копия старого советского МиГ-19) во многих модификациях. В настоящее время остается на вооружении до 138 Q-5 последних модификаций (J/K/L). Они также могут нести ядерные авиабомбы В-4.
Основу истребительной авиации ВВС НОАК составляют тяжелые истребители семейства Су-27/J-11/Су-30/J-16. В России было приобретено 36 Су-27СК, 40 учебно-боевых Су-27УБК и 76 Су-30МКК. В самом Китае было произведено по лицензии 95 J-11А (копия Су-27СК), а затем начато безлицензионное производство J-11В и его учебно-боевого варианта J-11BS. Также разворачивается безлицензионное производство J-16 (копия Су-30), который пока поступает в морскую авиацию. Сейчас на вооружении ВВС НОАК имеется 69 Су-30 и не менее 259 Су-27/J-11, из них свыше 80 J-11B/BS, производство которых продолжается.
Легкий истребитель J-10. Фото: Getty Images / Fotobank.ru
Современный легкий истребитель ВВС НОАК J-10 создан на базе израильского «Лави» (который, в свою очередь, создавался на основе американского F-16), но с использованием российского и собственного китайского оборудования. В настоящее время на вооружении имеется до 250 J-10, их производство продолжается. В России почему-то распространено мнение, что J-10 скопирован с МиГ-29. Это глубочайшее заблуждение. Ни J-10, ни чисто экспортный JF-17 не имеют никакого отношения к МиГ-29.
Полный текст статьи
http://rusplt.ru/world/nad-podnebesnoy-kitayskie-vvs-ot-istrebiteley-do-dronov-8274.html