Гагаузы хотят в Таможенный Союз с Россией, Молдова, естественно, против

Jan 29, 2014 17:02


Башкан Гагаузии Михаил Формузал рассказал РП, почему автономия видит больше плюсов во вхождении в Таможенный союз, чем в ЕС, и что может вынудить Гагаузию выйти из состава Молдовы


Фото: gagauzinfo.md
Башкан (глава) Гагаузии Михаил Формузал в ночь на 29 января дал властям Молдавии 24 часа на высылку посла Румынии Мариуса Лазурки за публичную критику председателя парламента Молдавии Игоря Кормана, который в ходе визита в Гагаузию заявил, что высказывания президента Румынии Траяна Бэсеску об объединении Молдавии с Румынией никто не принимает всерьез ни в Бухаресте, ни в Кишиневе. Лазурка назвал слова парламентария бестактными и призвал относится к словам президента Румынии серьезно, если Молдавия рассчитывает на помощь со стороны Европейского союза.

Дипломат имел ввиду выступление Бэсеску 27 ноября 2013 года в эфире румынского телеканала «TVR», где он заявил, что следующий государственный проект заключается в объединении с Молдовой (так называемый унионисткий план). В свою очередь, депутаты румынского парламента объявили о своей поддержке унионистского плана, который должен быть реализован к 2018 году. Политика Румынии и готовность правящей коалиции объединиться вызвала опасения и протест в Гагаузской автономии. В связи с этим власти автономии инициировали проведение 2 февраля 2014 года референдума, в ходе которого будет выяснено мнение населения относительно права Гагаузии на самоопределение в случае утраты Республикой Молдова суверенитета, а также определено предпочтение гагаузов в вопросе выбора между Таможенным союзом и Евросоюзом.

Решение о проведении референдума было принято 27 ноября 2013 года единогласно Народным собранием Гагаузии. Несмотря на это, Генпрокуратура Молдовы возбудила уголовное дело «по факту самоуправства», допущенного властями автономии.

«Русская планета» поговорила с башканом Гагаузии Михаилом Формузалом и выяснила, в каких условиях готовится запрещенный официальным Кишинёвом референдум.
Гагаузия - автономное территориальное образование на юге Молдавии. Население - преимущественно русскоязычные гагаузы (тюркоязычный народ, исповедующий православие), болгары, украинцы и русские. Население Молдавии, по итогам переписи 2004 года, составляет более 3,4 миллионов человек. Из них гагаузов - 147500 человек.

- Как известно, референдум, запланированный в Гагаузии, ставит вопрос: в какой из союзов следует интегрироваться Молдове - в Европейский или в Таможенный. Какие недостатки гагаузы видят в евроинтеграции, почему вам ближе Таможенный союз?

- Прежде всего, хочу отметить, что мы не занимаемся какой-либо пропагандой в данном вопросе. По возможности мы стараемся предоставлять жителям региона объективную информацию как о Евросоюзе, так и о Таможенном союзе. Например, весной 2013 года в Комрате прошёл первый в Молдове круглый стол по проблемам Евразийской интеграции и перспективам развития Таможенного союза, в частности. Аналогичные мероприятия имеют возможность проводить и организации, выступающие за европейский вектор. Таким образом, жители получают информацию об обоих интеграционных проектах и делают осознанный выбор, исходя из своих интересов.

Что касается преобладающих настроений, то в Гагаузии большинство жителей связывают перспективы развития с восточным вектором, с Таможенным союзом. Для населения это перспектива снижения цен на энергоресурсы, для предпринимателей - это возможность торговли на выгодных условиях и неосвоенный до конца потенциал гигантского рынка. С другой стороны, политика евроинтеграции, которую Молдова проводит уже много лет, принесла пользу только представителям самой власти, которые растаскивают европейские гранты, кредиты и прочую помощь.

- Насколько сегодняшние события, по вашему мнению, похожи на события 1989 года?

- Сходство есть, и оно состоит в том, что сейчас, как и тогда, Кишинёв не слышит голос нашего региона. Кишинёв не учитывает наши интересы и не считается с нашим мнением. Ещё одно сходство, на этот раз положительного свойства, касается редкого единения всего гагаузского общества в отстаивании своих прав. 20 лет назад такое единение привело к образованию Гагаузской автономии. Наблюдая сегодня народное единство, я могу с уверенностью сказать, что у гагаузов по-прежнему развиты гражданская солидарность и чувство гордости за свой народ.

- Генпрокуратура РМ открыла уголовное дело на запланированный референдум по статье «самоуправство». Суд запретил проводить референдум. Как вы оцениваете действия прокуратуры? Действительно ли Гагаузия не имеет права обсуждать внешнеполитический курс страны?

- Если говорить о правомерности действий властей Гагаузии, то здесь не может быть никаких сомнений. По закону автономия имеет право на участие в осуществлении внутренней и внешней политики Республики Молдова по вопросам, касающимся интересов Гагаузии. Интеграция в ЕС, равно как и отношения с Россией и другими странами Таможенного союза, напрямую затрагивают наши интересы. К тому же референдум по этому вопросу носит консультативный характер. То есть, его результаты с юридической точки зрения власть ни к чему не обязывают.

Раздражение молдавских властей вызвано другим. Дело в том, что наша инициатива получила поддержку многих граждан Молдовы. Официального наш референдум поддержало руководство нескольких соседних районов, которые так же, как и мы, сомневаются в правильности внешнего вектора Молдовы. Власти страны не устают утверждать, что европейская интеграция является стратегическим и необратимым курсом. Но наш референдум может показать, что далеко не все жители с этим согласны. Именно этим я и объясняю неадекватные действия прокуратуры.

- Какую позицию заняла милиция Гагаузии? Они будут охранять плебисцит или разгонять? Насколько вероятен силовой разгон?

- Полиция мешать проведению референдума не будет. В её задачи входит обеспечение общественного порядка.

- Какова позиция политических партий Гагаузии по референдуму?

- Как я уже отметил, сегодня в Гагаузии наблюдается редкое единство среди населения. И я совершенно искренне говорю за это спасибо официальному Кишинёву. Референдум объединил все политические силы и гражданское общество автономии. Есть буквально несколько местных лидеров, которые стараются занять двойственную позицию, угодив и своим сторонникам и кишинёвским руководителям. Однако их действия никак не помещают успешному проведению плебисцита.


Михаил Формузал. Фото: actualitati.md

- Соблюдены ли все необходимые процедуры при подготовке к референдуму? Какова позиция ЦИКа Молдовы?

- ЦИК Гагаузии, насколько я информирован, действует в строгом соответствии с Избирательным кодексом. ЦИК Молдовы в свою очередь наш референдум не признаёт и не участвует в его подготовке.

- Первоначально идею с референдумом поддержали в Тараклии (город на юге Молдавии, граничит с Гагаузской автономией, прим. РП), но затем поступила информация, что для решения проблемы туда приедет премьер-министр Молдовы Юрий Лянкэ. Не передумали ли граждане Тараклии поддерживать референдум после этого?

- Премьер-министр с правительственной делегацией были в Тараклии 15 января. Каковы итоги визита, я не знаю, но судя по заявлениям руководства Тараклийского района, их намерение осталось в силе. Тараклия поддержала идею референдума и приняла решение провести похожее мероприятие и на своей территории. 2 февраля в населённых пунктах Тараклийского района должны пройти публичные консультации, сходы граждан, на которых будет проводиться открытое голосование по тем же вопросам о внешнеполитическом векторе, что выносятся и на гагаузский референдум. Кстати, 20 января стало известно, что идею нашего референдума поддержал и Бессарабский район. Насколько я знаю, там планируется провести такие же консультации, что и в Тараклийском районе.

- Как на ситуацию в Гагаузии реагирует посол России Фарит Мухаметшин?

полный текст статьи на "Русской Планете"

экономика, выборы, СССР, геополитика, Россия

Previous post Next post
Up