Самый популярный напиток появился в стране в XVII веке, а еще через два века его употребление стало повсеместным
Вероятно, русские купцы и путешественники на Восток могли узнать о чае еще во времена Орды. Но документальная история русского чая начинается только 5 сентября 1638 года, когда из Томска, тогда главного центра русской колонизации в Сибири, отправилось посольство к монгольскому Алтын-хану.
Монголам чай был известен как минимум с эпохи китайской династии Сун, когда в начале XII века захваченный кочевниками император Хуйцзун, неудачливый правитель, но утонченный даосский философ, создатель чайной церемонии и автор знаменитого в Китае «Трактата о чае», находился в плену на границе Монголии и Маньчжурии.
Русский посланник, боярский сын из Томска Василий Старков долго отказывался принять в дар неизвестное ему «китайское зелье», но монголы смогли обосновать ценность подарка. Старков неуверенно объяснил в письменном докладе томскому воеводе боярину Андрею Ромодановскому: «Не знаю, листья ли то какого дерева или травы. Варят их в воде, приливая несколько молока».
Князь Ромодановский был одним из ближайших бояр первого русского монарха из династии Романовых. На следующий год он вернулся в Москву, доставив ко двору царя Михаила Федоровича подарки Алтын-хана, включая и китайский чай. Так напиток впервые попал в наши края.
Известно, что царь Алексей Михайлович, простудившись в январе 1665 года, лечился заваренным чаем. В конце XVII века чай уже продавался в аптеках Москвы именно как лекарство и тонизирующее средство.
В 1689 году Россия заключила первый договор с Китаем, из Москвы в Пекин стали отправляться казенные караваны с пушниной, которую меняли в том числе на чай. Систематическая торговля с самым населенным и богатым государством мира того времени рассматривалась в Москве как важнейший источник дохода государственной казны. Уже к концу царствования Петра I из Китая в Россию ввозилось примерно 3 тысячи пудов (48 тонн) чая ежегодно.
В 1727 году Россия и Китай подписали соглашение о беспошлинной пограничной торговле, которая осуществлялась на современной границе Монголии и Бурятии в городке Кяхта. И за десять следующих лет ввоз чая в Россию вырос на порядок - до 30 тысяч пудов в год.
Московский чай из Китая
На протяжении XVIII века масштабы ввоза чая постоянно растут: если в 1749 году чая закупили на 4 тысячи рублей, то в 1780 году уже на 28 тысяч, а в 1792 году на 399 тысяч рублей. К концу столетия чай прочно вошел в быт верхних слоев русского общества, дворянства и купечества. В начале царствования Александра I самые дорогие сорта чая продавались в России по цене 10-12 рублей ассигнациями за фунт, примерно как две-три крестьянские коровы. По воспоминаниям приближенных, император Александр I ежедневно с утра «кушал чай, всегда зеленый, с густыми сливками и поджаренными гренками и белым хлебом».
Широкие слои народа приучились пить чай сначала в городах Сибири, затем в Поволжье и Москве. Как писал один очевидцев начала XIX века: «Другие города, строго преданные дедовским обычаям, нескоро знакомились с роскошью, довольствовались сбитнем, отваром мяты, липового цвета или другой какой скромной доморощенной травы с медом. Петербург пробавлялся кофеем, а Москва деятельно пристращалась к чаю».
31 декабря 1821 года выходит императорский указ Александра I «О дозволении производить продажу чая в трактирных разного рода заведениях с 7 часов утра до 12 часов пополудни и держать в ресторациях чай». С этого момента в крупных городах страны, особенно в Москве, начинается настоящий бум чайного потребления.
В 1840 году в Москве насчитывается уже 46 специализированных чайных магазинов. В 1842 году в Россию ввезено чая 6 млн фунтов, то есть почти две с половиной тысячи тонн. Уже к 1846 году в Москве работает более 200 чайных трактиров, где ежегодно выпивалось 82 тонны чая на сумму более 515 тысяч рублей серебром.
Картина Виктора Васнецова «В чайной». Источник:
artgalleru.ru Именно Москва становится законодателем моды на чай в остальной России. При Николае I чай пьют уже все слои русского населения - от богатейшей аристократии до беднейшего крестьянства. В личных бумагах Николая I чай фигурирует как необходимый и важнейший элемент быта. «Посадить в Алексеевский равелин, дав бумагу и содержа строго, но снабжая всем, что пожелает, то есть чаем» - одна из собственноручных записей императора в ходе следствия по делу декабристов.
Повсеместное увлечение чаем отметил и знаменитый маркиз де Кюстин, самый внимательный недоброжелатель николаевской России: «По-прежнему воняет кислой капустой и смолой. В этом закутке, душном и темном, поскольку двери в нем низкие, а окошки не больше чердачных, вижу я старуху, разливающую чай четырем-пяти бородатым крестьянам, которые одеты в бараньи шубы мехом внутрь. Люди эти, по преимуществу низкорослые, сидят за столом; их меховые шубы выглядят на каждом по-разному, у них есть свой стиль, но гораздо больше от них вони... На столе сверкает медный самовар и заварочный чайник. Чай и здесь такой же хороший, умело заваренный... Это всего лишь один из тысячи контрастов, поражающих путешественника на каждом шагу... Русские, даже самые бедные, имеют дома чайник и медный самовар и по утрам и вечерам пьют чай в кругу семьи ... Деревенская простота жилища образует разительный контраст с изящным и тонким напитком, который в нем пьют».
Полный текст статьи
http://rusplt.ru/society/trava-mongolskogo-tsarya-7361.html