«Восточные» легионы вермахта рассматривались Гитлером как союзники в походе на Индию
Одной из ключевых целей руководства Третьего рейха в начале войны против Советского Союза было территориальное разрушение СССР и формирование государственных образований - сателлитов. Центральное внимание уделялось народам Средней Азии и Кавказа, так как они рассматривались как будущий военный плацдарм для похода в Индию. С началом войны Гитлер объявил о создании «восточных» легионов (Ostlegionen), которые должны были стать ядром будущих армий для стран-сателлитов. Во время Второй мировой войны германская пропаганда, направленная на азиатские народы, постоянно использовала «восточные» легионы как образец своей «освободительной» политики.
804-й азербайджанский горно-егерский батальон «Аслан». Фото:
unkar.org Масштаб боевых действий в России убедил высшее руководство вермахта как можно скорее перейти к формированию военных подразделений из попавших в плен жителей Кавказа и Средней Азии. В начале зимы 1941-1942 годов Гитлер отдал распоряжение о формировании четырех национальных легионов: Туркестанского, Грузинского, Армянского и Кавказско-магометанского. В апреле 1942 года военнослужащие этих частей были объявлены Гитлером «равноправными союзниками, сражающимися плечом к плечу с германскими солдатами против большевизма». В это же время фюрер подчеркнул, что представители славянских и балтийских народов должны использоваться вермахтом только в составе вспомогательных частей в тылу.
О численности представителей тюркских и кавказских народов в рядах германской армии в 1941-1945 годы дают представление следующие цифры: народы Средней Азии - 70 тысяч человек; азербайджанцы - 40 тысяч; северокавказцы - до 30 тысяч; грузины - 25 тысяч; армяне - 20 тысяч; волжские татары - 12,5 тысяч, крымские татары - 10 тысяч; калмыки - 7 тысяч человек. В совокупности эти части составили почти четверть миллиона человек. Но если говорить о частях, сражавшихся с оружием в руках против партизан, то здесь тюркские и кавказские части занимали половину состава, задействованного в карательных операциях.
Опыт боевого применения «восточных» легионов был различным. Широко они начали использоваться осенью 1942 года во время Сталинградской битвы и боев на Северном Кавказе. Самыми эффективными были кавказские части, участвовавшие в боях в родном регионе. Однако на других участках опыт их прямых столкновений с Красной армией оказывался неудачным. После этого «восточные» легионы с линии фронта были переброшены в тыл.
В некоторых из них еще на этапе формирования появились подпольные группы, которые ставили своей целью перейти на сторону Красной армии или партизан, как только появится такая возможность. Первая удачная попытка такого перехода состоялась в феврале 1943 года в Витебской области: 825-й волжско-татарский батальон уничтожил немецких офицеров и в полном составе (более 800 человек в полной амуниции и с вооружением) перешел к партизанам. В течение всего 1943 года подобные случаи множились. Последним, переполнившим чашу терпения немецкого командования, стал случай в Оболони под Киевом, когда туркестанская часть также уничтожила немецких офицеров и пробилась с боями к частям Красной армии.
После этого большинство тюркских и кавказских частей были отправлены во Францию, где почти в полном составе были уничтожены английскими и американскими войсками во время освобождения Франции летом 1944 года.
С наступлением антигитлеровской коалиции в 1944-1945 годы дисциплина в остатках «восточных» легионов неуклонно падала. В апреле 1945 года произошел самый крупный акт неподчинения командованию вермахта со стороны бывших «союзников в покорении Индии». В ночь на 6 апреля на голландском острове Тексель поднял восстание грузинский батальон. Между ним и немецкими частями начались бои, которые завершились водружением красного флага над островом. В течение целой недели вермахт пытался подавить мятеж и вернуть остров под свой контроль.
Но такие примеры уже ничего не могли изменить в судьбе «восточных» легионов. Еще в относительно «спокойные» 1943-1944 годы представители национальных тюркских и кавказских комитетов, которые подчинялись особому восточному министерству Третьего рейха, отказались вступать в Комитет освобождения народов России, возглавляемый генералом Андреем Власовым. Вместо этого они объявили о создании «Кавказской освободительной армии» и «Национальной армии Туркестана». Эти части удалось формально подчинить Власову в апреле 1945 года, когда он заручился поддержкой руководства СС. Но это уже ничего не изменило в печальной судьбе коллаборационистских соединений в частях вермахта.
источник:
http://rusplt.ru/fact/vermaht_sostav.html