Leave a comment

rusnar January 23 2019, 01:22:06 UTC
«можно согласиться с английским поэтом Джоном Донном, современником Шекспира, когда он написал, что для нового человека всё непонятно: «Элемент огня исчез. Солнце потеряно и земля. И никто не знает, где всё это» (The Element of fire is quite put out; The Sun is lost, and th’earth, and no mans wit can well direct him where to looke for it). Понимаете, когда человек писал это в начале XVII века, то это придаёт определённый вес точке зрения о дрейфе к Югу. Под Югом мы можем понимать фиксированный комфорт, абсолютно чёткие математические координаты бытия и абсолютно чёткие границы, которые связывают это наше бытие. Это в лучшем случае звёзды, отделяющие нас от полного ничто либо от чего-то неведомого. Что это неведомое присутствует - это безусловно, потому что если даже у закоренелого атеиста спросить, будет ли что-нибудь после смерти, он скажет всё-таки: «Не знаю». Уже сам факт этого незнания говорит о многом. Но и то, что наша современная эпоха дрейфует к Югу, чему хорошим подтверждением является невероятная ограниченность интересов современного человека, ни о чём не говорит в магическом смысле слова. Магический мир доступен и остаётся вне наших земных пределов. И если мы немного отграничимся, разграничимся (приходится опять употреблять слово «граница»), уйдём от этого мира с жалкой картиной новой астрономии, с этими цветовыми кодами, метеоритами, вакуумами и прочей невероятно скучной материей и будем действительно выявлять то, что нам дал Бог или боги (это уж как угодно), то, обратив внимание на параметры нашей внутренней жизни, мы можем многого достичь. Здесь, конечно, труден первый шаг.»

Reply

az118 January 23 2019, 02:34:56 UTC
еще бы, ведь тогда Высокое средневековье уже давно умерло, в Англии 200 лет шла гражданская война, сначала Алой и Белой Роз, потом Генрих VIII разбирался с восемью женами и почти всех казнил, попутно устроив многолетний погром Католической церкви и террор против католиков, затем правление Марии Стюарт с контртеррором протестантов, потом наконец долгое царствование дочки Генриха, королевы-девственницы Елизаветы Тюдор, на время которого пришлась жизнь поэта-метафизика Джона Донна, прадеда коего, Томаса Мора, Генрих когда-то казнил, как и большинство подданных Елизаветы вынужденного стать из католиков англиканином, - наряду с Шекспиром создателя раннего английского Барокко, когда на первое место выходит не община, а субъект, в вихрях Позднего Возрождения и Реформации потерявший всяческие ориентиры и пытающийся найти опору внутри себя... но уже в конце его жизни юный Локк готовился создать новую английскую философию, ставшую вскоре путеводной звездой английской буржуазной революции и английской математики сэра Исаака Ньютона, в свободное от нее время писавшего трактаты по алхимии и ведшего спор с гениальным математиком Северной Германии Лейбницем, под влиянием недавно привнесенной иезуитами из Китая Книги Перемен открывшего двоичный код как основу современной логики, о том, кто из них двоих у кого украл идею матанализа... веселое время веселой науки в океане крови истории

Reply

rusnar January 24 2019, 01:58:53 UTC
В сторону созвездия Лиры
Русский оригинал статьи утерян. Перевод с польского яз. Елены Головиной, Poezja,1969, #4.
(Одна из самых ранних публикаций Е. В. Головина)

«Математика лежит в основе любого искусства, ибо каждый художник выражает своё видение мира. Существуют, однако, разные поэзии и разные математики. Математика античности и средних веков не имеет ничего общего с современной, каноны которой установили Декарт и Лейбниц. Поэты уровня Малларме, Рильке и Валери понимают (или, вернее, чувствуют) именно античную математику. Эти поэты не создали школ и не оказали практически никакого влияния на развитие современной поэзии и тех тенденций, которые, как и в других искусствах, в точности соответствуют этапам развития современной математики. Тем не менее нам близка именно «античная математика», так как это математика нашей крови, наших глаз и наших чувств, в то время, как современная…»

Reply

az118 January 24 2019, 02:54:48 UTC
а он, будучи талантливым мистификатором, знающим множество текстов и языков и могущим имитировать стиль эпох и персоналий, чувствуя связь поэтического и музыкального ритма с числом, открытую еще Пифагором, как и положено ренессансному человеку, который не ходил, не летал, а именно плавал в пространстве слов и ассоциаций, создавал гениальные иллюзии знания или глубокого чувства предмета, не зная ни античной, ни средневековой, ни новоевропейской, ни современной математики.

любя ритм, античность и Возрождение с ранним барокко, он создавал великолепные эссе по алхимии, воспроизводя специфическую атмосферу того времени, но обманывал читателя по сути вещей... как с той орхидеей, о которой не мог говорить китайский мудрец, ибо жил на 500 лет раньше и не в Японии :)

Reply

az118 January 24 2019, 18:32:26 UTC
о тонких материях и женском начале :)

https://discourse-ru.livejournal.com/127459.html?thread=2507491#t2507491

Reply


Leave a comment

Up