Sherlock BBC: S02E01 Scandal in Belgravia

Jan 11, 2012 23:03


Итак, я уже довольно давно и безуспешно пытался ввести в своем блоге рубрику "Series Killers" или "Посерийные убийцы", которая должна бы быть посвящена различным сериалам и сериальчикам, на которые я все-таки подсел(against me better judgement). По изначальному плану она бы содержала обзоры как сериалов в целом, так, скажем, и отдельных сезонов а то и вообще подсерийников. Со временем, однако, все больше сериалов, что я смотрел либо закрывались(Как My Name is Earl) либо скатывались до уровня столь непотребного, что никакого желания смотреть их не оставалось(В первую очередь Американский пласт типа House, Dexter и Big Bang Theory которые не только лупят кучей серий на сезон, при том, что количество воды зашкаливает, но и не имеют воли вовремя остановится). Английские же сериалы чаще всего, напротив, чахнут на пике ввиду недостатка финансирования даже жалких 6-серийных сезонов.

Но радует то, что по прежнему остаются сериалы, которые, несмотря на взлеты и падения, свой общий уровень и интерес сохраняют на приличной высоте. В первую очередь это конечно Doctor Who, и я думаю, что я все-таки посвящу ему пост, а то и не один. Но начинать своего рода рубрику достаточно сложно, поэтому я начну с более легкого образчика - Sherlock. И надо сразу отметить что легкий он вовсе не из-за однозначности и неискушенности сюжетных завихрений, но просто потому что всего 3 серии на сезон.
Это в свою очередь проистекает из того, что создатели сериала ориентировали его как своего рода Hand-made среди сериалов. Вместо конвейерной штамповки мы имеем ручную выделку, которая дает не столь большой выход сериалочасов, но зато потрясающее качество выделки и долгую службу. В итоге мы имеем по 3 полутарочасовые серии от 3-х разных сценаристов, которые с легкостью заткнут за пояс иные сериальные сезоны, да и многие полнометражные фильмы по качеству, интересности и прописанности сюжета и общего уровня как задумки, так и постановки. И это при BBC-шном то бюджете, который хоть и значительно улучшился с годами даже по сравнению с нулевыми, но которому все еще далеко до бюджетов того же "У нас отрендеренные объемные субтитры" Fringe.
Описывать откуда берется качество - занятие неблагодарное, тем более что все 3 сценариста имеют свои собственные "фишки", мастерские приемы и в каком-то смысле технику, поэтому и вопрос почему же сериал столь великолепен разбивается на три отдельных вопроса по каждой серии. Поэтому я и пишу подсерийники...

В общей же части я хочу еще сказать, что легко себе представить себе альтернативных создателей, кои помимо основной, давайте признаем - поверхностной, идеи "А давайте Шерлок Холмс в современности!" не утрудятся более ничем и будут шпарить те же самые Конан Дойлевские сюжеты, но только в современности. Напротив, данные сценаристы, слава богам, вплетали персонажи Холмса, Ватсона и всех прочих в современность органично, и где-то даже дерзко, переплетая классическую детективную фабулу с реалиями современности и аккуратно сшивая одно и другое. Наибольшей тонкости эта работа достигается в местах аллюзии на классический образ Холмса и его атрибутики, которая стала уже больше неким самим-по-себе культурным мемом, взять хотя бы приемы данной серии, вроде шикарного приема с обязательной шляпой и монографии по сортам табачного пепла. И это пожалуй все, что сейчас можно сказать в общем. Можно конечно рассуждать о том, насколько на сериал повлиял Хаус, чьи многие черты были списаны с оригинального Холмса и как перейдя от Холмса к Хаусу и вернувшись вновь в Холмсу, черты эти преобразовались и изменились. Можно задаться вопросом, насколько долгая работа одного из сценаристов - Стивена Моффата над Доктором Ху повлияла на сериал. Можно, наконец, поднять всю историю бесчувственных и циничных сволочей в английских сериалах и за что публика их так обожает (А это столь интересная тема, что надо ее обязательно поднять. Я уже представляю один из томов: British Bastards, Volume X: From Black to Blackadder). Но это все-таки темы для другого раза, возможно после окончания 2 сезона, а возможно и позже.

Ну и разумеется, нельзя обойти вниманием и немногочисленнх режиссеров сериала, в первую очередь Пола Макгигана, которому не очень везет с полнометражными фильмами (несмотря на отличный Lucky Number Slevin), но который зато от души отрывается в сериале, смачно добавляя все эти маленькие "фишки" и конструируя постановку с детективной дотошностью. Особенно важно это ввиду того, что полутарочасовые серии иногда буквально летят вперед с неимоверной скоростью так, что уследить просто невозможно. И тут на помощь приходят все постановочные приемы, позволяющие доступно, быстро и емко сообщить нужные нюансы в формате Augmented reality - концепта столь же современного, как тот же блоггинг и столь же изящно вкрапленный в сериал, делая его как красивым, так и удобным, а помимо всего - чертовски стильным.

На этом я заканчиваю общую часть и перехожу непосредственно к серии под названием "Скандал в Белгравии". Сразу бросается в глаза название, являющейся переиначенным "скандалом в Богемии"- названием оригинального рассказа. С той лишь разницей что Богемия заменена на один из элитных районов города Вестминстера. Намекает это на то, что далеко ездить все-таки не придется и Шерлок сможет расследовать недалеко от уютного дома, благо до него всего лишь перейти Гайд Парк. Также это намекает и на содержание или по крайней мере вводную серии - в деле замешены дела скромного домика Виндзоров.

Smart is the new sexy
Начинается серия, как следовало ожидать, с чего она закончилась: "Мексиканской дуэлью" Шерлока и "Гения преступного мира" Джима Мориарти. Да-да, тот самый напряженный финал первого сезона, который за 5 минут приходит к.... ну весьма антиклаймактической развязке. ЧТО, блин? Вы издеваетесь? А впрочем, к чему мне удивляться, в Докторе такое делают каждую третью серию, когда они закручивают напряжение до мегавольтов, чтобы потом как-то аккуратно и незаметно спустить все на тормозах. Поначалу это раздражает, а в данной ситуации это просто неслыханно бесит. Однако вскоре понимаешь, что это на самом деле не так уж и плохо и эпической финальной битвы здесь не будет, да и не нужно. Оказывается, что ситуацию с Мориарти они запланировали по другому. Не будет никакой игры в кошки-мышки с невидимым архипротивником, не будет прорвы серий, где его вот-вот ухватили за хвост. Хватит вам и одной - The Great Game. В конце концов - кого мы обманываем? Все знают, что это будет Мориарти, все читали книгу. Так зачем же повторять за Артуром то все подряд?

Нет, уважаемые зрители, мы сыграем в игру. Итак, вы увидели Мориарти. Возрадуйтесь. А вот теперь gjломайте голову пытаясь его понять. Ведь это никакой не привычный вам Мориарти. У него странные ужимки, практически клоунское поведение, совершенно антипафосные действия, вроде этого дурацкого телефона, неуравновешенность и прочие черты, мало подходящие королю преступного мира. И вот когда он уходит из сцены, отбывая вновь на задний план манипулятора и незримой силы, понимаешь всю задумку создателей - сломайте голову ЧТО же он такое. Вы увидели КТО он, но вы ничего не можете предположить ЧТО он и почему этим занимается? Пока по моим ощущениям Джим Мориарти напоминает Лондонского Джокера (Ноланского разлива) - те же идиотские, но весьма нервирующие ужимки, та же общая непонятность поведения и мотивации, а также оброненная в течении данной серии фраза, что Мориарти не ищет какого-то выигрыша, создавая свои блестящие преступные сценарии, но скорее стремиться сеять хаос и расшатывать равновесие. Точно такой же странный, непонимаемый и пугающий персонаж, появившийся неоткуда, но который везде незримо присутствует, суфлируя из-за кулис. Но в данный момент он отошел в тень, ожидая своего дальнейшего раскрытия, разумеется в третьей серии про Рейхенбахский водопад. Возможно, что он не настоящий разум за преступлениями, возможно что он - полный аналог Джокера и останется такой же аватарой хаоса, возможно и что-то совершенно неожиданное (Спойлер: это Мастер!). Но пока он устранился со сцены.

Что же до развития самой серии, то тут любому, читавшему оригинал, ясно все через содержание двух слов: Ирэн Адлер. Один из ведущих сюжетов Холмсиады, единственное, можно сказать, увлечение Холмса помимо дедукции и пчел. Оригинальный сюжет всем известен не хуже Мориарти или пресловутой Собаки. Поэтому сценаристы сразу же пошли дальше в своей фирменной манере и закрутили его в какие-то невиданные дебри. Поэтому я избавлю себя от необходимости пересказывать сюжет серии (ибо в любом случае все уже посмотрели если не в оригинале, то по Первому каналу) и сосредоточусь на таком нетривиальном вопросе как "О чем эта серия?". Здесь же, однако, необходимо сделать уточнение, что многие из моих рассуждений спекулятивны даже по моим меркам. Да, мы вновь сталкиваемся с вопросом школьных сочинений "Что автор хотел сказать?", который по взрослении замещается нигилистическим вопросом "Что можно найти сказанного, чего автор в страшном сне не хотел говорить?" а при последующем взрослении и диалектический "Что автор не хотел, но все же сказал?". Поэтому, хотя в некоторых положениях я абсолютно уверен, выводы все же носят вероятностный, а то и личновоззренческий характер. В оправдание себя могу сказать лишь что думал я крепко и по возможности полно.

Серия "Скандал в Белгравии" на самом деле посвящена одной вещи - силе. А также ее альтер-эго: власти или контролю. Стартует эта тема с простого обозначения персонажа Ирэн Адлер, которая в этой версии стала доминатриссой. Думаю, что нет необходимости пояснять кто это и чем занимается. Главное - это обозначенная первыми минутами серии сексуальная тема, наиболее воплощаемая в утреннем туалете Ирэн. Но вот уже сексуальная тема сменяется тем, что началась игра за власть и началась она с власти. Ирэн получает власть над самой властной семьей Британии, Шерлок же стремиться побороть ее своим дедуктивным методом, однако оказывается бессилен, поскольку Ирэн имеет полный контроль над собой и столь же уверенно играет в эту игру. А затем сценарист делает основной финт серии - обозначив сексуальную тему власти и доминирования, заменой переменных он переводит ее в план интеллекта, где она и прибывает остаток серии. Нет, сексуальные комментарии по прежнему присутствуют в серии, включая и главный предмет околохолмсковой дискуссии многих и многих лет - о гомосексуальности детективной парочки (причем обозначается он довольно невинно и легко, без всяких лишних фиксаций, зато фактически обрезая всю радость фикерам-слэшерам, поскольку если тема обозначена достаточно, то и нечего ее обсасывать далее, она переходит из разряда волнительных запретных тем в разряд причудливой особенности), но большинство из них довольно очевидны и лежат на поверхности, оставаясь мимолетными комментариями. Но другое дело главная тема, переместившаяся в план интеллектуального доминирования, по всем правилам доминирования сексуального. Помните, мозг - новая сексуальность?

Но как, скажите вы, можно показать сполна столь чувственную и сексуальную тему, в общем то, отношений мужчины и женщины в плане столь афизиологическом, как борьба умов? И тут надо особенно важно вспомнить кто же сценарист. Действительно, кто же справится с этой темой лучше Стивена Моффата - человека, наградившего Доктора - "Мистера Асексуальность" женой и ворохом отношений с ней, танцуя на протяжении нескольких сезонов причудливый танец явлений и мыслей, примыкающих и связанных с сексом, но тем не менее не касаясь его напрямую (надо ли добавлять, что и сами по себе женские персонажи, избавленные от самой непосредственной сексуальной функции, но воплощающие все сложнейшее многообразие функций примыкающих получаются весьма удачными и сильными, едва ли не сильнее женских персонажей идейных авторов-феминистов?)?
Таким образом мы приходим к сексуальному, а теперь и интеллектуальному доминированию. Как же она касается персонажей сериала?

Ну, беднягу Ватсона она захватывает мало - увы, он не игрок в игре на доминирование и его опять во всех соревнованиях оставляют далеко позади (Фактически искупить ему эту несправедливость может только возможное развитие событий, если он вдруг окажется настоящим Мориарти, дерижирующим из темноты все эти убийства, а также наблюдающим их расследования, чтобы затем блестяще описать их в своих все более популярных заметках.), поэтому оставим его в покое.
Другое дело Ирэн Адлер, которая привыкла играть в доминирующие игры, причем на любом поле с любым противником. Любым, кроме, может быть, Шерлока?

А персонаж Шерлока в этой серии и при данной постановке вопроса раскрывается лучше всего. Шерлок - это контроль. Постоянный контроль Разума над собой, над ситуацией, над жизнью. Шерлок вовсе не психопат, в отличии от навешиваемого на него ярлыка. Шерлок способен в некоторой степени ощущать чувства, эмпатировать другим людям и отзываться на их эмоции. Но он делает сознательный шаг по полному подчинению этих своих черт холодному и расчетливому интеллекту.
Удивительно же то, что оказывается в этом плане он в какой-то мере копия своего брата.

В этой серии как никогда полно раскрываются взаимоотношения братьев Холмсов. Оказывается, они весьма похожи. Они оба столь же подчинены контролю над эмоциями, но младший Холмс делает это в сфере личного интеллекта, тогда как старший - интеллекта общественно-организационного. В то время когда Шерлок подавляет личные эмоции ради сверкания чистого интеллекта, Майкрофт делает то же в общественной сфере - игнорируя чувства к подотчетным субъектам короны ради блеска организации жизни всех и вся.
Поэтому то отношения братьев столь облачны. Младший Холмс всегда был умнее брата, но брат имел ум организационный, а организационный ум всегда сильнее личного. И организация эта начинается с того простого факта, что Майкрофт старше, а следовательно по статусу кво выше. И Майкрофт всегда знал как это использовать. Шерлока же это могло только злить, но реагировать он мог только с позиции младшего - ведя себя как ребенок, тем самым выводя из себя Майкрофта. Это тоже была игра за контроль, разумеется - игра старшего и младшего; того, кто имел власть и того, кто был слишком упрям, чтобы ей безоговорочно подчиниться.

И серия ставит вопрос - до куда способно дойти это упрямство Шерлока и она же на него отвечает. Оказывается, что Шерлок Холмс... поддается. Редко, в строго определенных ситуациях, но он прогибает свой личный контроль под свои же эмоции. А это открытие не хуже закона всемирного тяготения. Однако оно столь же явно и точно, сколь оно повторяется трижды. Вначале в сцене с Молли, когда, узнав кому предназначен подарок, Шерлок все же отступает смущенный, затем когда, увидев страдания Миссис Хадсон, сбрасывает американца(а они тоже представляют власть, хотя как водится в самом тупом и примитивном виде физической угрозы) из окна как месть. Ну и наконец, в развитии основного сюжета, когда Ирэн Адлер разыгрывает величайшего в мире детектива, как ребенка, заставляя его вскрыть код.

Действительно, сыграть на эмоциях такого "абэмоционального" Холмса, внезано обнаружившего, что контроль утрачен, да его и не было. Какой там контроль, если он не смог ее "читать", если даже коды телефона ему приходилось гадать случайными совпадениями и какими-то почти заискивающими предположениями, вместо блестящего дедуктивного решения. Да, контролирующий блестящий интеллект Шерлока Холмса прогнулся под игрой доминатрессы, сыгравшей на его эмоциях, которые он столь редко обнаруживает. И тут, разумеется, от осознания этого включились ближайшие спутники людей, а мужчин в первую очередь - гордость и упрямство. Именно они, именно стыд за тот прогиб и толкнули Холмса цинично "побить" Ирэн в ее игре, поймать на уже ее эмоциях, заклеймить их, как и ее саму, и, презрительно отвернувшись, обречь ее на гибель. Гордость и упрямство, нежелание не перед кем и никогда прогибаться, включая свои собственные эмоции.

Но почему же тогда он взял телефон в конце, почему называл ее "THE Woman" - единственной настоящей женщиной в его понимании? Поэтому что он понял в чем ее главная женская черта и ее главная власть. В конце концов она говорила это постоянно. Она знает, что кому нравится. И простой факт о том, что Шерлоку НРАВИТСЯ прогибаться. Редко, неохотно, сопротивляясь гордости и упрямству, но ему нравится утрачивать контроль, нравится одергивать свой натасканный интеллект, нравится окунаться, как в прорубь, в человеческие эмоции. Ему нравится быть подконтрольным на миг как и посетителям доминатресс нравится на час потерять свой вечный сковывающий контроль и власть.

И надо быть бесконечно благодарным за то, что Шерлок на самом деле столь Kinky в интеллектуальном плане, поскольку до тех пор пока Шерлоку нравится извиняться за свою прямоту и грубость, пока ему нравится давать себя обыграть, пока ему нравится спасать от гибели женщину, до тех пор его брат Майкрофт не сваливает на брата все последствия его же просчетов, до тех пор он сажает в самолет кадавров вместо того, чтобы просто дать ему взорваться с живыми людьми, повторив зловещий сценарий Ковентри, до тех пор Холмс старший не превращается в ночной кошмар адептов теорий заговора и того самого Большого Брата. Потому что пока прогибается и теряет власть Холмс младший, прогибается и теряет власть Холмс старший. И Англия явно не готова к ужасу того, что такое братья Холмсы, которые больше не прогибаются.

Ну а что же конец? Да тот самый алогичный и невообразимый конец, скорее присущий всамделищному агенту 007? Тот самый совершенно невероятный конец, где Холмс на мечах сражается с Пакистанскими террористами, ускользнув от всевидящего ока агентов брата, чтобы спасти свою Damsel in Distress? Как вы объясните это, господа создатели, чем поддержите?
А что вам сказать, господа зрители, которые привыкли все контролировать своей логикой, добро пожаловать в игры на доминирование. Мы прогнем вашу логику под эмоции. И да, это вам тоже нравится. Признайтесь честно, если бы Ирэн отрубили голову в Пакистане, это было бы логично, но чувствовалось бы "неправильно". И Шерлок уже не был бы героем повествования даже если он изначально не классический герой, но все-таки герой. Подумайте - то, что сценарий Damsel in distress идет по учебнику значит что он самый базовый. А значит к нему легче всего примкнуть, его может прочувствовать каждый, ибо история эта с нами давно и явно не спроста.

Таким образом в финале создатели, сознательно или невольно, подчиняясь тем же правилам, прогнули логику под эмоции, которые требовали чтобы старая история закончилась так, как ей пристало закончится, потому что это будет ощущаться верно. И плевать что нелогично, логика и реализм в данной ситуации слишком циничны и злы. И поэтому Шерлок спасает Ирэн в фехтовании на ятаганах. Таков конец, прогнув персонаж под собственные эмоции и обнаружив, что ему это нравится, создатели прогнули сюжет под эмоции, чтобы зрители обнаружили что им это нравится. Женщины такую позицию, судя по всему, восприняли легче, мужчины же ударились в упрямое отрицание(сам такой, да). Но если задуматься, то выбора тут особо нет, поскольку нас действительно прогнули хитрые создатели. И многим из нас это понравилось.

Как на это реагировать? Вот отсюда - неизвестность. В конце концов, мы далеко не всегда делаем или должны делать то, что нам нравится.
Поэтому я радостно опускаю попытку как-то реагировать на конец серии. С меня достаточно, что я его как-то определил, выявил причину и следствие. В конце концов, удовольствие можно получать не только от выигрыша, но и от игры с достойным противником. Даже если это игра за власть, ведь власть на самом деле - это далеко не все в этой жизни.

С вами был поддавшийся Русминин, который не очень верит, что для всех smart is the new sexy, но очень хочет в это верить, потому что так, оказывается, гораздо интересней. На сегодня все, но вскоре мы с вами вместе поохотимся на диких собак.

series killers

Previous post Next post
Up