На день города всей семьей посетили очень крутую выставку в манеже в рамках Московского урбанистического форума «Станция Манеж», выставка о достижениях Москвы в области транспорта. И я вам скажу это было эпично до мурашек и после выставки брала гордость за страну и город.
Народ очень стремился туда пойти, пошли и мы, пройдя через рамки металлоискателя.
Денег с нас никто не требовал, чего бы не зайти и посмотреть. Так мы попали на выставку "Станция Манеж", проходящую в рамках экспозиции «Год нового транспортного каркаса".
Развлечения начались уже у входа в здание Манежа: здесь сконструировали фрагмент платформы, не существующей в реальности, потому что с одной ее стороны - вагон поезда метрополитена «Москва 2020», а с другой - вагон пригородной электрички МЦД «Иволга». Вагоны настоящие, новенькие, сотрудники выставки охотно рассказывали, что в электричке теперь есть зарядные устройства для самокатов, подписи информировали, что входные двери в поезде метро аж на 30% шире прежних, а главная радость детей - возможность забраться в кабину и узнать о непростой работе машиниста. Взрослые пассажиры, зайдя в вагоны, растерянно замирали, ожидая закрытия дверей - настолько силен рефлекс, что в поезде надо уехать. Но эти вагоны никуда не шли, разве что позволяли передохнуть от жары под кондиционером.
Зато внутри ЦВЗ «Манеж» действительно соорудили рельсы и пустили по ним аж пять поездов, перевозящих пассажиров между залами (из-за чего схема движения по первому этажу комплекса стала напоминать небольшой лабиринт). Это было очень необычно и эпично.
Но сначала посетителей ждала смотровая площадка с видом на самую масштабную придумку выставки: диодный экран высотой с 9-этажный дом и 37-метровая голограмма. Здесь и демонстрировалось «кино». Сначала более официальный рассказ о развитии Центрального транспортного узла (имеется в виду железнодорожный транспорт Москвы и Московской области со всей сопутствующей инфраструктурой), в котором, например, пообещали, что к 2030 году мобильность жителей 11 регионов повысится в 2,8 раза, что бы это ни значило на практике. А потом начался более интересный ролик про художницу Нину, которая путешествует в вагонах метро, МЦК и МЦД в поисках вдохновения, рисует пассажиров в стилистике аниме и придумывает им истории, а заодно и сама встречает художника, с которым у нее явно завязывается что-то хорошее и светлое.
По ходу сюжета нам с Ниной предлагали представить себе ужасную альтернативную реальность, в которой транспорт столицы не такой удобный и доступный, как сейчас: поезда качает и трясет, в вагонах жуткий грохот, на платформе электричек не поймешь, куда бежать и куда садиться, связь постоянно пропадает, и из-за этого жизнь персонажей полна скорби: они опаздывают на работу и день рождения мамы, теряют ключи и контакт с начальником во время важного разговора...Как хорошо, что в нашем реальном мире не так, как в этой антиутопии, - как бы давал понять ролик.
Как похорошел московский транспорт при Собянине.
Узнать это помогла и следующая локация - «Московское центральное кольцо». Здесь творилось что-то фантасмагорическое: на полу схема будущих и настоящих диаметров, а колонны, из которых по мановению рук посетителей вырывались разноцветные лучи, соединяли точки пересечения линий - городские вокзалы с потолком, где располагался план «надземной части города». По стенам разные мелочи, иллюстрации похорошевших вагонов и платформ: вот посидите на старой лавке электрички, и сравните теперь с мягким креслом новой, а заодно сфоткайтесь для инстаграма, вот инсталляция с перечеркнутыми расписаниями поездов иллюстрирует тему «интервалы движения на МЦК сократились настолько, что москвичам не нужно больше следить за расписанием поездов, достаточно просто прийти на платформу». Вот новенький турникет - приложите к нему «Тройку» и убедитесь: платить стало гораздо удобнее, чем раньше (денег не спишут, не бойтсь)! И такого здесь много, но зависать в одном зале не стоило - сотрудники выставки уже зазывали в поезд, который везет к другим экспозициям.
Станция «Строительство метро» порадовала макетами поездов и платформ и выставкой реликвий: проездные билеты разных лет, пряник к запуску Большой кольцевой линии... Здесь же можно было проголосовать за варианты нового дизайна вагонов и увидеть эволюцию схемы «рельсового каркаса Москвы»: от 182 станций в 2010 году до 515 обещанных к 2030 году (если к тому времени не придется, как иногда грозятся знатоки западных угроз, рыть вместо туннелей метрополитена окопы вокруг Москвы).
Все залы выставки интерактивные и мультимедийные, можно все трогать и фоткать. В этом зале, например, можно поиграть, наведя камеру своего телефона на qr-код -код, и следуя инструкциям, выбрать свою машинку, кроме белых.
Есть и информационная стенды, но их немного, вообще, выставка в этом плане не перегружена, главное, как я поняла, показать развитие: что было, что будет.
В зале «Автодороги. Мегапроекты» нам удалось с помощью сканера qr-кодов подключиться к игре: через смартфон управляя курсором, ловить по стенам зала разноцветные машинки и узнавать, зачем их водители перемещаются из одного района в другой. Так, например, в красной машинке оказалась Инга, которая живет в Чертаново, а стричься ездит к хорошему мастеру в Химки, «девочки поймут», но на МКАД пробка и лучше поехать по МСД (Московскому скоростному диаметру), для чего надо выбрать маршрут...
Вообще-то, первого этажа уже было достаточно, чтобы убедить человека никогда не покидать московское метро, но был еще и цокольный - именно там ждали Чебурашка для фотосессии и бесплатное мороженое от «Чистой линии». А еще там, в подвале, поместились выставки Музея транспорта («Аллея славы «Москвича») и «Гаража особого назначения» (машины Aurus, на которых возят президента, хотя муляжа президента почему-то не было, зато было испытательное авто с водородным топливным элементом).
Здесь же и одно из самых ярких впечатлений для детей: симулятор машиниста метро. Там было все «как взаправду»: переключение скоростей, торможение у платформ, монитор, где надо отслеживать, зашли ли пассажиры в вагоны, чтобы закрыть двери… Неудивительно, что к двум симуляторам выстроилась длинная очередь. Другая очередь тянулась к семейному досуговому центру, где развлечения предлагались попроще, зато их было больше: детей делили на группы по возрастам и отправляли пробовать профессии рабочих метрополитена (дарили убедительную каску), моделировать транспорт, водить по дорогам велосипед или осваивать транспортную теорию. Все это, включая подарки за «работу на транспорте», как вы понимаете, тоже было даром. Даже странно, что на фудкорте еще брали деньги за еду.
У столичного автопрома богатая история. В экспозиции - уникальная коллекция автомобилей «Москвич», новые модели завода и еще кое-что. Из самых горячих новинок выделим лифтбэк «Москвич 6»: второе по счету детище производителя после «Москвича 3».
Хоть это и китаец по сути, но так или иначе, автомобиль симпатичный. У него светодиодная оптика, а в корпусах боковых зеркал встроены камеры, что говорит о наличии системы кругового обзора.
Под капотом должен работать 1,5-литровый наддувный мотор в двух вариантах форсировки - 136 и 174 л. с. В пару приставлены вариатор и шестиступенчатый «робот».
Рядом с «Москвичом» стоит премиальная инновация - Aurus Senat на водородных топливных элементах. Пока это только прототип, но надеемся, что серийная версия когда-нибудь увидит свет. Седан вызывает уважение, вот только под днищем заметны мощные стальные поперечины.
Судя по всему, эта конструкция удерживает баллоны с водородом. Так или иначе, если машина «сядет» на «брюхо» в грязи ли в снегу, из-за этих «железок», сдернуть ее с места можно будет только трактором.
Основная часть - очень интересна экспозиция экспериментальных автомобилей завода «Москвич» еще советской эпохи. Например, «Москвич 3-5−6» начали разрабатывать в конце 1960-х годов. Он должен был сменить на конвейере 412-й. На предприятии его прозвали «Невеста», потому что для того, чтобы получить пропуск на конвейер, надо было понравиться руководству. Но планы не сбылись.
Трудно поверить, но когда-то конструкторы АЗЛК конструировали и вэны. «Москвич−3733» тому подтверждение. Имя «Буфет» модель получила за характерные формы кормы.
Мало того, что все игры и интерактивные шоу предлагались бесплатно, на выставке еще пытались помочь посетителям заработать - во всяком случае, стенд «Московский транспорт - это люди» был задуман для помощи с трудоустройством. Вдохновленный рассказами сотрудников разных компаний транспортного комплекса о том, как много у них вакансий.
Click to view
Ну и под конец небольшая видеозарисовка с выставки, куда вклинился кусочек из Храма Василия Блаженного.
От выставки мы остались в полном восторге.