Бык - ностальгия по 90-ым

Mar 08, 2021 10:00



90-е годы. Экономическая пропасть и криминальные драмы, разворачивающиеся буквально на каждом углу. Молодой лидер преступной группировки Антон Быков по прозвищу «Бык» вынужден зарабатывать любыми способами, чтобы обеспечить свою семью. После районной «стрелки» Антон попадает в отделение милиции, откуда его вызволяет один из московских авторитетов. Взамен он просит героя о маленькой, но опасной услуге.

image Click to view



В последнее время ушедшую, казалось бы, в прошлое (или, как вариант, в сериалы по НТВ) тему «лихих 90-х» начали активно возрождать в российском кино. Всего за несколько лет вышла «Теснота» Кантемира Балагова, «Как Витька Чеснок вёз Лёху Штыря в дом инвалидов» Александра Ханта, белорусский «Хрусталь» и не добравшиеся до широкого проката «Нашла коса на камень» и «Печень». И вот теперь «Бык», победивший в 2019 году на «Кинотавре» - самом важном российском фестивале.

Дебют режиссёра Бориса Акопова не предлагает толком ничего нового, но в контексте «нового кино о 90-х» - этих повсеместных переосмыслений и деконструкций - выглядит очень интересно. Если «Витька Чеснок» говорил о 90-х через призму современности, «Хрусталь» тяготел чуть ли не куда-то к инди-драмам в духе «Леди Бёрд», а «Нашла коса на камень» со зловещей ухмылкой вторила мрачной чернухе «Груза 200», «Бык» - кино о девяностых, рассказанное языком девяностых: через задорный сюжет о бандитских интригах и круговороте насилия.

Прекрасно снятый оператором Глебом Филатовым (тоже, кстати, дебютантом, но так и не скажешь) «Бык» - фильм, который затмевает большинство своих проблем дикой энергетикой, по-настоящему молодецким запалом, с которым он разворачивает свою историю. Да, он не очень стройный нарративно, а персонажи через одного выглядят как карикатуры, но это легко простить: когда «Бык» попадает в цель, он бьёт наповал.

По сути, главная его проблема - в отсутствии фокуса. «Бык» будто мечется между двумя разными взглядами: перспективы человека, живущего в этих самых девяностых и оптики самого режиссёра Акопова, в то время ещё подростка, который теперь смотрит на эпоху с дистанции.

По изначальной задумке автора, весь фильм должен был быть рассказан именно как история дворовых пацанов, своими детскими глазами наблюдающих за кровавыми разборками местных банд. К сожалению, идея осталась идеей, но её отголоски - самое мощное, что есть в «Быке». Фильме, в очередной раз громко и, в этот раз, по-настоящему талантливо закрывающем тему 90-х в российском кино. Тему, которая что-то всё никак не закроется.

Картина «Бык», впрочем, не задает аудитории какие-то принципиально новые вопросы. Но она показывает тех, кто решил жить не «за себя», а «за других» в обостренной, накаленной обстановке, где даже заступничество и братство для большинства стали бизнесом, а не искренним желанием. И предлагает зрителю: давайте порадуемся, что мы можем помогать и радоваться, жить для себя и не предавать других или собственные идеалы. И это действительно может стать хорошим и светлым посланием из времени, которое многие стараются забыть.

Моя оценка: 4 балла из 5.

фильмы, рецензия

Previous post Next post
Up