Мнение обычного россиянина о Чечне обычно складывается из двух источников - жутких страшилок, связанных с двумя чеченскими кампаниями, и бравурных сводок из новостей центральных телеканалов. Одной из целей моей поездки было убедиться на собственном опыте в правоте тех или других. Ну, или получить третье мнение, отличное от страшных-престрашных и красиво-преукрашенных слухов и сплетен. В предыдущих трех постах я рассказал о
первых впечатлениях от Чечни,
послевоенном Грозном и чеченских
понтах. Сегодня речь пойдет об их нравах.
Пообщавшись с большим числом местных жителей, я пришел к весьма удивительному выводу - Чечня в головах россиян демонизирована не только в плане потенциальной угрозы (абсолютная ерунда - я с удовольствием таскал за собой по горам и селам жену с ребенком и могу из первых уст сказать, что в бОльшей безопасности они едва ли были хоть в одной кавказской республике, а дочь так и вовсе пищала от внимания и отеческой нежности, ей оказываемых)...
... но и смысле ее тотальной консервативности. Да, ЧР - это республика, где доминирующее положение в религиозном обществе занимает ислам. Да, повсюду огромное количество мечетей - от больших и красивых, как «Сердце Чечни», до маленьких и скромных, что есть даже на обычных заправках. Да, большинство женщин носят на головах платки и длинные одеяния. И не занимают высоких постов во власти. И по большей части занимаются только воспитанием детей. Но, как говорят в Крыму, не все так однозначно.
Патриархальность Чечни несколько преувеличена. Точнее даже - является таковой больше по традиции, нежели по необходимости. Больше на бумаге и на людях, чем в действительности. То есть женщина при посторонних ведет себя "как надо", всем своим видом выражая своему супругу величайшее почтение и высочайшее уважение. Но это - в определенном смысле ритуал; на самом же деле в чеченских семьях, как и в любых остальных, случаются скандалы и разводы, да и предохранение от нежелательной беременности и тем более аборты, не смотря на все официальные и религиозные запреты, в республике вполне даже распространены. Вообще, женщины живут полноценной, нормальной светской жизнью, хоть и приправленной острым соусом религиозности.
Бросается в глаза большое количество женщин за рулем. Что в жестком патриархальном мире кажется немыслимым, и определенная логика в этом, безусловно, есть - женщина за рулем вынуждена коммуницировать с окружающими мужчинами (колесо спустило, на заправку заехать, в автосервис или посигналить неуважительно подрезавшему на перекрестке юнцу - все это в той или иной мере провоцирует общение, которое строгими нормами ислама категорически запрещено). И тем не менее, мужчины, с которыми мне довелось пообщаться, в целом довольно лояльно относятся к «женскому рулению», оправдывая его вполне логичными соображениями - пока мужчина на работе, женщина волей-неволей вынуждена заниматься обслуживанием детей (а их в традиционной чеченской семье считается неприличным иметь менее трех) - одного в сад, другого в школу, третьего в поликлинику, а ведь еще продуктов купить, да в детский городок заскочить - круг ежедневных проблем настолько широк, что приходится или пользоваться такси (голосующих на перекрестках женщин я увидел очень много) или садиться за руль.
Да и с одеждой не все так просто. В части гардероба чеченки могут здорово поспорить с жительницами других городов. С одной стороны - полнейшая консервативность в одежде.
Но с другой - вы бы видели, как искусно они «слегка нарушают» каноны и жесткие правила! Яркий лак на ногтях, мелированные или вовсе крашенные волосы, очень яркие юбки с разрезами, сквозь которые нет-нет да покажутся дорогие колготки с узорами. Кстати, немало на улице женщин в очень коротких, лишь слегка обрамляющих голову, платках или вовсе с непокрытой головой. И в джинсах. И в юбках чуть-чуть, на пару сантиметров - но выше колена. Мусульмане с жесткой исламской риторикой на такую фривольность смотрят неодобрительно, но замечаний не делают - считается, что появляясь в обществе в таком виде, жена делает это с позволения мужа, а значит это его личное, мужское дело, в какой строгости держать супругу. К тому же женщина в таком виде по сути провоцирует определенную угрозу для своего мужа - традиционная исламская логика предполагает, что так одеваться могут только незамужние женщины, а значит они открыты для ухаживаний и повышенному вниманию. Впрочем, все очень целомудренно - никто из чеченцев не посмеет ущипнуть за задницу понравившуюся на улице девушку или женщину. Это чревато очень большими проблемами с ее родом.
Род (он же тейп) играет огромную роль в жизни чеченцев. «Не забывай свои корни, помни» для них - не пустой звук. Так, существует четкое правило, что младший мужчина в семье обязан остаться в родительском (родовом доме) до смерти родителей. В последствии, в качестве своеобразной ренты, он наследует родовое гнездо, но до этого момента обязан ухаживать за престарелыми родителями. В этот же дом он приведет жену (или жен - чеченцу разрешено иметь на своем обеспечении аж четырех жен, каждая из которых может - а в идеале должна - рожать ему детей). Родовые дома с годами разрастаются, занимая порой чуть не квартал. И, конечно, сохраняется традиция отмечать свадьбы и похороны всем семейством. Для этого городские квартиры, конечно, не подходят - все собираются под навесом родового дома.
На таких праздниках обычно собирается родня отовсюду. Меня поначалу удивило количество автомобилей с номерами различных регионов, которых едва ли не треть в Чечне, даже в какой-то момент порадовался, как много туристов приезжает в республику, но местные объяснили, что 99% приезжих - это земляки, съехавшиеся на какое-то родовое мероприятие, да и просто решившие посетить родовое гнездо. Туристов же на самом деле немного, и этот факт сильно печалит гостеприимное местное население. Чеченское гостеприимство, кстати, это не пропагандистский штамп. И даже не дань старой традиции, когда считалось, что любой кавказец с радостью откроет перед вами ворота своего дома и пригласит за стол. Про чеченцев - это не преувеличение. Побывав во многих регионах нашей страны, нигде еще я не встречал такого радушия. Меня чуть не силком затаскивали в дом, выпуская только после демонстрации чистой тарелки )). В один из дней вышло так, что из одних гостей мы, сытые и довольные, поехали сразу в другие - где так же совершенно неприличным было бы отказаться от вкуснейшей еды. Пришлось попрыгать на пороге, чтобы не обидеть хозяев отсутствием аппетита. Тем более, что от таких вкусняшек даже сытому человеку отказаться трудно.
Что касается гастрономии, то среди чеченцев почему-то не шибко популярны местные, национальные блюда - да, они есть в меню большинства кафешек, но по заверению официантов заказываются в основном приезжими туристами, местные же предпочитают скорее европейскую, чем национальную кухню. Совершенным шоком для меня стало то, что оказалось непростым занятием найти свежую баранину. Сушеной - для галушек (галнаш по-чеченски) - сколько угодно, а вот свежую, на тонких ребрышках, но жирную и сочную - ее я смог купить только на рынке Беркат. Даже в Веденском районе, богатом на целые бараньи пастбища, в день моего визита сыскать ягненка не удалось, а в грозненских магазинах и вовсе сказали, что из мяса всегда есть только телятина, а баранину нужно за 2-3 дня заказывать.
Беркатовская же оказалась невероятно нежной и сладкой (хотя продавец и не отказал себе в удовольствие заболтать гяура, втихаря всунув «для веса» две непонятные бараньи кости без мяса - ну тут я сам виноват, нечего было трындеть на рынке о всяком-разном, забыв, ЧТО ТАКОЕ РЫНОК)))
Этот случай на самом деле лишний раз подчеркивает, что в Чечне, как и везде, люди встречаются разные. И не стоит никакую нацию идеализировать или, наоборот, демонизировать. Вот вам еще две коротеньких истории-примера.
Поехали мы в гости в село Гойты. Это 25 км от Грозного. Договорились с таксистом - 500 рублей. По пути остановились два раза - я не хотел приезжать в семью с пустыми руками, поэтому решил привезти с собой сладости для детей. По прибытию на место водитель взял 5-сотенную и невозмутимо запросил еще 200, мол, останавливались же, время тратили. Я спорить не стал, лишь укоризненно проворчал, что такие вещи нужно сразу обговаривать.
Из села мы поехали в другие гости. И тоже решили тортик купить (кстати, рекомендую - на площади «Минутка», возле автовокзала, в подвальчике продаются совсем не дорогие, но очень красиво оформленные и безумно вкусные торты). Пока я завис с выбором сладостей, водитель терпеливо ждал (а перед этим мы заехали еще в два места). Когда уже приехали, я, наученный опытом, спросил таксиста, сколько же мы в итоге должны - к моему удивлению он назвал ровно ту сумму, на которую договаривались, и долго отказывался, когда я, благодарный, просил его взять больше. К чаевым в Чечне в принципе отношение неоднозначное. Мало кто из таксистов брал их. К примеру, поездка выходила 95 рублей, я протягивал 100 и мне чуть не насильно вручали 5-рублевую монету, не соглашаясь оставить себе. Зато в отеле «Кезеной», куда мы поехали всей семьей и о котором я расскажу в следующий раз, преспокойно включают 10% чаевых в счет, хотя по моим субъективным оценкам, качество сервиса в приотельном ресторане совершенно не предполагает каких-либо чаевых вовсе.
Кстати, о Кезеное (местные его называют почему-то через "а" - Казеной), пока не забыл. В этом отеле я с удивлением разрушил еще один стереотип, навеянный заскорузлыми представлениями о местном консерватизме. Как оказалось, там совершенно спокойно можно купить спиртное - есть специальное (напечатанное на бумажке) меню, где есть и вино (800 рублей - хотя вслух озвучивали 1000), и коньяк, и вискарь. Одну такую бутылочку якобы грузинского (ох уж эти стереотипы!) вина мы взяли в номер. Фу-фу-фу! Никогда не покупайте это пойло! Разумеется, никакое оно не грузинское, не смотря на громкую этикетку - все обклеено российскими акцизами. К знаменитому «Кинзмараули» оно, понятное дело, не имеет никакого отношения.
Но вернемся к местным жителям. В течение всей поездки мне было безумно интересно общаться с простыми, обычными людьми. Все-таки Чечня - это не Северная Корея, поэтому никто не контролирует приезжих на предмет общения, посещения каких-либо мест (ну, кроме охраняемых объектов) или фотографирования (ну, кроме охраняемых объектов). Переполненный слухами и болтовней либеральной общественности об угнетенных и недовольных своей жизнью чеченцах, я специально поговорил с ними об их отношении к Кадырову, Путину и вообще о том, каково живется в республике.
Вы не поверите, конечно, обвините в путинизме, ольгинизме и кадыризме, но чеченцы натурально влюблены в своего лидера. Да, есть сильно раздражающие факторы - то, что при проезде его кортежа перекрываются улицы; что обычному, не связанному с кадыровским кланом, человеку очень сложно вести в республике бизнес; что слишком много роскоши и ненужных трат; что был период, когда с бизнесменов действительно собирали деньги в фонд (это назвали - "на футбол"); что в республике после прекращения финансирования из гос.бюджета стало трудно найти работу. Вот, собственно, и все, что в теории мог бы (но, конечно, не стал бы) предъявить простой чеченец своему президенту. Да-да. Президенту. Не смотря на то, что Рамзан перестал быть таковым уже несколько лет, по привычке и из уважения, его по-прежнему именуют в республике именно так. Поэтому для чеченцев есть два президента - президент Чечни и президент России.
Зато в противовес всей этой критике меня поразило то благоговение и (!!!) благодарность, с которой о Рамзане отзываются все без исключения. Тут на самом деле интересная история получается. Разговор о Кадырове всегда проходил по такой схеме - сначала собеседник полностью закупоривался, как бы подозревая во мне врага народа или агента нацбезопасности. Но спустя минуту-другую люди начинали говорить - сначала понемногу, по чуть-чуть, а потом все жарче и жарче. Это не было похоже на зомбирование или методичку - Кадырова критиковали и восхваляли примерно с одной и той же интоннацией! Почти в каждое село был проведен газ, построено неимоверное количество школ и детских садов, больницы по своему оснащению лучше, чем во многих областных центрах, молодежь почти не курит (это правда - в республике даже сигареты купить не везде можно. Правда не курят чеченцы только на территории Чечни - местные с определенной грустью говорят, что все патриархальное воспитание, все наставления, вся пропаганда здорового и культурного образа жизни из земляков улетучивается, стоит им только пересечь границу ЧР). Все это напрямую увязывается с работой на своем посту Кадырова. И за все это простые чеченцы готовы буквально носить его на руках. Или перегрызть за него глотку.
На мой недоуменный вопрос, зачем по всей республике навешено так много плакатов с фотографией старшего и младшего Кадыровых и Путина (чем дальше от Грозного, тем реже встречается Путин и чаще - отец и сын Кадыровы вместе), мне просто показывали эти же самые плакаты, но в доме, в машине, в квартире. И объясняли, что без Рамзана все то, что с таким трудом восстанавливалось после войны, весь этот мирный уклад, выстроенные больницы, дома и дороги - все довольно быстро превратится в труху, поскольку слишком многое в Чечне завязано на его авторитете, слишком для многих он является примером.
Помните ту историю, когда Рамзан приказал самого себя оштрафовать за непристегнутый ремень безопасности. Это мы поржали и забыли. А у них эта тема была не просто острой, а очень острой - за непристегнутый ремень гаишники просто увозили машину на штрафстоянку. Скажете, недемократично? Да, но по-другому, как говорят сами чеченцы, с ними нельзя. Только сила и жесткость. Такие нравы. Зато теперь все пристегиваются.
Особую гордость у чеченцев вызывают построенные небоскребы и красивейшие мечети. Грозный.
Мечеть в Аргуне безумно красивая.
А ковер на полу... Сложно передать это ощущение, настолько он мягок и приятен. Интерьеры же - смотрите сами.
Верхние этажи предназначены для женщин. Пожалуй, единственное, в чем в Чечне до сих пор сохраняется откровенный сексизм и нетолерантность - это религия. Женщинам категорически запрещено молиться рядом с мужчинами, для них в крупных мечетях строится отдельный вход и располагаются во время молитв они всегда отдельно, чаще на других этажах.
Купол. Невероятно красиво.
Да, дорого, но круто - и зато наше, есть чем гордиться. Такое примерно отношение. Об источниках финансирования все говорят туманно - мол, арабы помогают (новую башню Ахмат-Тауэр строят при финансовой поддержке ОАЭ, а несколько жилых домов и гостиниц оплатила Саудовская Аравия), да и взносы в упомянутый фонд на самом деле есть, но делают это недобровольно далеко не все - только те, кто на том или ином уровне проштрафился перед республикой. И еще нефть. Да, что бы ни говорили про «хватит кормить Кавказ», в Чечне действительно есть нефть и ее добывают немало. Судя по всему, она находится достаточно близко к поверхности.
И все, все без исключения твердят о том, что, если не Рамзан, то кто. Авторитет Кадырова несгибаемый. Да, в республике до сих пор много вооруженных людей. Настолько много, что на дверях мечети в Аргуне я нашел вот такую вот надпись.
Кстати, со мной в Грозном произошел забавный случай. Доверившись Яндексу, я истоптал ноги в поисках банкомата (Яндекс - жуткий врун, не верьте, что банкомат Сбербанка находится за углом, это скорее всего будет терминал какого-угодно банка, но не Сбера). И вот эти самые ноги занесли меня к одной усиленно охраняемой территории. У ворот стояли двое суровых мужчин в камуфляже и автоматами. Но я же турист, мне бояться нечего - я подошел прямо к ним и спросил, где этот чертов банкомат. И вот картинка - иду я, а рядом, залихватски закинув оружие за спину, идет устрашающего вида человек, весело рассказывая мне, что у него двоюродный брат в Москве и что нет на свете ничего вкуснее, чем жижиг-галнаш, который делает его жена. Увидев такую сцену, отчаянные любители Родины и тортов, наверняка бы заголосили о том, что меня на расстрел, но мы всего лишь искали банкомат. И меня даже не посадили в подвал.
По крайней мере - пока. Мало ли, кому может не понравиться моё видение Чечни. По поводу материала о чеченских понтах парочку недовольных "фе" я уже получил.
В следующем, завершающем посте, я вам покажу такую Чечню, которую вы еще никогда не видели - и вряд ли даже представляли, что она может быть такой. Так что - не переключайтесь.