Non simple music. Выпуск 11. Отцовские колыбельные.

Feb 09, 2022 02:25


Оригинал

Случилось то, чего я и желал, и опасался одновременно - канал Non simple music стремится жить своей жизнью и сам создаёт повестку дня. Сперва он внёс коррективы в задуманный мной план, когда потребовал срочно сделать выпуск про зиму, пока она не кончилась. В зимнем выпуске прошла тема с украинскими колыбельными, поэтому пришлось следующий выпуск посвятить Колыбельным мира. Из-за нахлынувших воспоминаний я уже который день хожу и пою колыбельные песни, которыми уколдовывал своих детей, Сегодня я понял, что не будет мне покоя, пока я не сделаю про это выпуск.

Разница между рождениями моих детей такова, что мне три раза пришлось по полному кругу прожить пору активных колыбельных дежурств, при этом мне довольно часто выпадала доля убаюкивать дочек. Что такое "убаюкать ребёнка" как технология? Это в меру мелодичная, тихая, попадающая в ритм дыхания песенка, для которой в оригинале не сильно-то и важен текст - эффект усыпления был за счёт медленной мелодии с ровными звуками, мерного раскачивания и совместного дыхания. Текст, правда, пригодился чуть позже, когда дети стали понимать речь, поэтому совсем шляпу долго мычать не получается, но в общем, он не обязательно должен быть про сакрального волчка с бочком.

Натуральных русских мамских колыбельных я не знал, да и голосовой регистр у меня неподходящий. Учить их специально времени не было. Помню, как-то пришёл я с работы (а это было при первом ребёнке, когда я много работал и не успевал заметить, что у меня теперь дома всё по-другому), а мне выдали в руки ребёнка с заданием убаюкать хотя бы за полчаса, втолкнули меня в пустую тёмную комнату, закрыли за мной дверь и убежали по делам.

После нескольких неуспешных попыток вспомнить и пропеть хоть одну колыбельную, я понял, что ребёнок лучше всего реагирует, когда что-то долго монотонно непрерывно поётся и качается. Я до сих пор благодарен самому себе за мысль, что это долгое и монотонное что-то не обязательно должно быть настоящей колыбельной. Тогда я стал вспоминать любые песни из услышанного за много лет своей меломанской жизни, подходящие в такой ситуации. Это довольно известные песни, но переосмысление их в контексте колыбельной добавит новых граней и им, и вам.



11.1.

Первая песня - безусловный хит моей многолетней сонной программы. Дети просто не представляли меня без этой песни, и даже когда я пел для младшей, старшие требовали спеть именно эту.

Очень умилительно мне было, когда я первый раз услышал эту песню в исполнении старшей, которая убаюкивала свою младшенькую сестричку. Старшая к тому времени уже много лет ходила в фольклорный коллектив и знала достаточное количество натуральных колыбельных, но дома для сестрички пела "мои" колыбельные.

Однажды дети услышали запись оригинала этой песни в исполнении настоящего автора. Реакция была следующая: "Фу! Как так можно было испортить песню?! Надо петь, как наш папа её поёт!". Я всегда пытался петь эту песню максимально приближённо к оригиналу, поэтому на эту реплику я подумал: "Как же я хреново пою, что до неузнаваемости испортил такую песню?!"

Клип на песню странный и очень грустный. Мои дети не видели этот клип, и почему-то мне не хочется, чтобы увидели. Я уверен, за годы спокойного засыпания в родном доме любящей семьи им представлялись совсем иные образы, чем детский дом. Не хочу, чтобы разрушилась их личная сказка.

Качество звука в клипе слабенькое, поэтому меломанам рекомендую чистый трек с альбома.

image Click to view



11.2.

Следующая песня тоже была моим хитом. Без неё не обходились мои сольные выступления. Со временем я стал замечать, что дочки сперва прослушивали всю мою концертную программу от начала до конца, все любимые песни, а потом, уже желаю уснуть, просили повторить какую-то актуальную именно сегодня песню и уже под неё спокойно засыпали.

Эта песня в оригинале вообще не колыбельная - она очень романтичная, очень про двоих и очень про любовь, но у неё такая светлая романтика, что в зависимости от настроения её можно было оценить, как песня папы для мамы (папа рассказывает детям, как он любит маму); как песня папы для дочки (папа рассказывает дочке, как он любит дочку); как песню папы про принца (папа рассказывает дочке, что однажды за ней приедет принц и споёт ей эту песню). Это мне уже спустя много лет рассказала одна из дочерей в качестве обратной связи, мол в разные периоды своей жизни она по-разному воспринимала эту песню.

Для этого выпуска я выбрал любительский неофициальный клип - монтаж из отрывков фильма "В ожидании чуда". Эта песня не из этого фильма, но по настроению очень подходит. Вообще, фильм "В ожидании чуда" стоит посмотреть или хотя бы показать своим дочкам. Саундтрек к фильму, кстати, тоже замечательный.

В оригинале песня "Проплывая над городом" является саундтреком и главной темой совсем к другому фильму - "Игра воображения". Его я тоже рекомендую посмотреть - очень необычный. Если первый, конечно, для подростков, то второй для зрелых взрослых людей, знающих толк в тонких отношениях и ценящих актёрскую игру. Одна из лучших ролей Костолевского и Селезнёвой, да и Полищук с Филиппенко прекрасны.

Но это как-нибудь потом, а сейчас представьте, что это тихая колыбельная для маленькой девочки, которая засыпает с мечтой о принце, ведь он обязательно придёт и украдёт её сердце (секретная отсылка к серии из Смешариков про Ловеласа).

image Click to view



11.3.

Следующая песня - мой контрольный в голову. Когда дети прослушали весь репертуар, но не уснули, я "включал этот трек" - под неё они гарантированно засыпали. Особенно когда я стал напевать голосом и нашлёпывать губами инструментальные проигрыши - чисто шаманская техника.

image Click to view



11.4.

"Русский альбом" Б.Г. я слушал чаще, чем всё  остальное наследие Гребенщикова вместе взятое. Он целиком лёг мне на сердце ещё в 90-е, с тех пор я его постоянно слушаю. Почти все песни оттуда можно исполнять в качестве медитавных колыбельных, но я опасался, что текст песен типа "Волки да вороны" рано или поздно сформирует какую-нибудь детскую психотравму. А вот Государыня идеально подходит для случая, когда ребёнок вроде бы уснул, но нужно в этом убедиться и спеть последнюю песню.  Проигрыши между куплетами можно легко намурлыкивать в стиле: "пам-парам-пам-пам", и при желании мурлыкать, пока ребёнок окончательно не вырубится. При этом никто не мешает самому проживать эту песню так, как хочется.

image Click to view



11.5.

Замечательную песню "Остров белых птиц" группы "Квартал" я выучил специально для исполнения в колыбельных гастролях. К сожалению, я это сделал поздно - дети к тому времени уже привыкли к моему постоянному репертуару и эту песню не приняли (хотя порой мне кажется, что я просто не умею петь, поэтому им не зашло). Мне было очень жаль, потому что песня мне очень нравится - я через неё пытался передать дочкам всю нежность, которая спрятана и в этой песне, и в моём отцовском сердце.  Песню написал Артур Пилявин

- лидер группы "Квартал". Вот что рассказывал его отец после трагической смерти музыканта: "Те, кто слушал песни Артура, физически ощущают душевное тепло, исходящее от его песен…"

В оригинале она исполняется женским вокалом (и я настоятельно рекомендую уделить внимание оригиналу), но чтобы представить, как эту песню мог исполнять я, послушаем кавер.

image Click to view


image Click to view



11.6.

Как рассказать маленькому, совсем крохотному ребёнку, ещё младенцу, о Боге. Конечно с помощью колыбельной песни.

Однажды Вячеслав Бутусов записал совместный альбом с группой Deadушки. Альбом получился необычный (впрочем, с Б.Г. у Deadушек тоже вышел незаурядный - новый саунд Борису всея Руси хорошо подошёл). На этом альбоме есть странная песня "Кошка, чашка, муха, лапоть". Когда я прослушал альбом несколько раз (как истинный меломан знаковые альбомы я прокручиваю многократно от начал до конца, чтобы составить о всём альбоме полноценное мнение), я понял, что хочу петь её детям, чтобы потом был повод и основание поговорить с детьми о Боге.

На эту песню. есть несколько любительских видеоклипов. Для выпуска Non simple music я выбрал клип с монтажом из эпохального мультфильма "Сказка сказок" гениального Норштейна. Мне кажется, это была потрясающая идея и реализация - нарезать этот мультфильм как клип к песне Бутусова. Тема колыбельной песни проходит основой через весь получасовой мультфильм, и как я рад, что автор этого клипа тоже согласна со мной, что песня Бутусова - чистая колыбельная.

image Click to view



Оригинальная Сказка сказок

image Click to view



11.6.2.

В оригинальной версии фильма "Сказка сказок" буквально в начале, в прологе, ещё до появления на экране названия мультфильма идёт маленький эпизод про волчка и младенца.  Музыкальным фоном этого отрывка идёт как-бы начало песенки про волчка, который ухватит за бочок. Послушайте буквально первые тридцать секунд этого мультфильма.

А сразу после этого послушайте эту умопомрачительную нереальную композицию, такого же гения, как Норштейн, только в своей области. Мне кажется, это так замечательно, когда можно протянуть связи и нити между произведениями мастеров: Бутусов - Норштейн - Архиповский...

image Click to view



11.6.3.

Эта музыка должна быть вечной. Если звучит колыбельная - значит жизнь продолжается.

Это удмуртская колыбельная песня. Поет Мария Корепанова. Видеоряд нам уже знаком. Конечно, я даже не пытался такое спеть своему ребёнку, но я не могу упустить возможности и не закрутить в единый связный сюжет шикарные народные колыбельные, современную электронную музыку Deadушек, шедевриальную балалайку Архиповского и гениальнейшего мультипликатора. Когда я лежал в кроватке с маленькой дочкой и пел ей странную песню про лапоть, я уже предвкушал, как она вырастет, спросит меня про "обретающего на вечность Господа", а я в ответ...

image Click to view



nonsimplemusic

Previous post Next post
Up