Оригинал (
https://t.me/NonSimpleMusic/157)
Именно с такими заголовками вышли американские и британские газеты на следующий после 3 февраля 1959 года день. В авиакатастрофе частного самолёта погибли трое молодых рок-н-рольщика, среди которых был Бадди Холли.
Бадди Холи иногда называют папой рок-н-ролла, хотя в момент смерти ему было всего 22 года. За свою короткую жизнь только последние полтора года он был популярен, но это не помешало ему оказать сильнейшее влияние на весь рок-н-рольный мир. Про него писали: «Королей рок-н-ролла было много, отец - один».
Rolling stones стали мегапопулярны после того, как перепели песню Бадди Холли. The Beetles взял у Бадди Холли всё: способы игры на гитаре, традицию самим писать свои песни (до Бадди Холли на известных исполнителей работали кучи авторов и продюсеров), структуру ансамбля (две гитары, бас, ударник), несколько песен и даже название ансамбля (группа The Crickets, которую собрал Бадди, переводится как сверчки, а у Битлов - жуки). Первая известная запись The Beatles, сделанная в 1958 году в Ливерпуле, - это «That’ll Be The Day» Бадди Холли. Джон Леннон и Пол Маккартни учились сочинять песни по этому образцу. В ранней молодости Леннон носил очки в толстой роговой оправе, как у Бадди (успешно кадрил девчонок). Да и сама идея совместного ансамбля - изобретение Бадди Холли. В эпоху солистов-одиночек его состав The Crickets стал прообразом дальнейших рок-групп, где все таланты трудятся сообща.
Бадди Холли успел оставить более 120 записей своих песен, хотя при жизни опубликовал всего три альбома.
Бадди Холли был против расовой сегрегации, господствующей в то время, но весьма своеобразно - он стремился давать концерты для негров. Тогда белые играли только для белых, а прикол состоял в том, что рок-н-ролл считался негритянской музыкой. Точнее, он заложил основы для примирения между чёрными и белыми американцами, объединив в своей музыке белый стиль «кантри» и чёрный «ритм-энд-блюз». До Бадди Холли эти стили были знамёнами чёрно-белого разделения Америки. Сам Бадди был третьим белым исполнителем рок-н-ролла (после Билла Хейли и Элвиса Пресли, у которых, кстати, он успел поиграть на разогревах). Его желание петь перед неграми я могу сравнить со стремлением белого рэпера Eminem завоевать негритянский рэп-олимп (что ему удалось).
Трудно даже представить, что бы ещё придумал Бадди Холли, если б остался жив. Например, он увлекался стилем фламенко и осваивал пианино, ходил на актерские курсы, собирался сделать совместный альбом с Рэем Чарльзом. Он искренне интересовался наложениями и техникой записи. Кстати, это он придумал записывать отдельно партии инструментов, чем потом очень охотно занялись те же Битлы.
Смерть Бадди Холли очень сильно всех возбудила. Конечно, определённую роль сыграла семейная драма - Бадди покинул беременную жену, у которой от горя случился выкидыш, такая жесть всегда нравилась публике. Но есть и другая причина общего шока: на тот момент все звёзды рок-н-ролла были бессовестно молоды, чуть старше 20-ти лет. Это сейчас, после нескольких десятков лет сплошных преждевременных смертей рок=звёзд и живого дряхлого старика Мика Джагерра мы считаем это нормой, мол хорошо отделался, а тогда казалось, что они будут молоды вечно и никогда не умрут.
Чего я вдруг вспомнил про Бадди Холли? Прослушивая песни к предыдущему выпуску Non simple music я с удовольствием прокрутил альбом группы "Адо", где есть про него песня. Ну, не то, чтобы про него. Скорее имя нашего героя притянуто как поэтический образ.
Вообще, на наш рок Бадди Холли повлиял весьма опосредованно. Можно отметить лишь некоторые отсылки. Так на альбоме группы «Кино» «46» 1983 года Виктор Цой в песне «Я иду по улице» поёт: «И в зеркалах витрин я так похож на Бадди Холли. Папа скоро даст свою машину покататься мне!». В репертуаре группы «Крематорий» есть песня «Бадихойли», хотя она вообще про танец болеро.
В студенческие годы я слышал эти песни, но я не знал, кто такой Бадди Холли. Для меня это был вымышленный персонаж, типа тех же Хаббибуллина и Кондратия у Крематрия. А нынче, слушая Адо, я вдруг впервые задумался, что через фигуру Бадди Холии автор передаёт контекст песни, своего рода декорации, которыми обрамлён сюжет.
Бодди Холли был на пике популярности всего полтора года до своей смерти. Соответственно, даже в США временной интервал, в котором Бадди был ещё жив (требование по тексту песни), но уже знаменит - это 1957-1959 годы. Если перенестись в Москву (а песня про Москву), то это время после смерти Сталина, уже полетел в космос первый спутник и ... расцвет субкультуры Стиляг. Стиляги как раз и слушали Элвиса Пресли, Билла Хейли, Бадди Холли. Кому-то даже удавалось достать пластинки с их записями. А иногда музыку записывали на рентгеновскую пленку со снимками, называлось это «рок на костях». Да, герои песни Адо ещё школьники, что рановато для стиляг, с другой стороны, у героев песни есть деньги на таксомоторы ("наши люди в булочную на такси не ездят") и на золотые часы. В общем, детки-мажоры, что ментально связывает эту песню с композицией группы "Браво" - "Жёлтые ботинки", где героиня Жанны Агузаровой "мимо пролетает в Чайке". Можете себе представить уровень благосостояния и положения героини, которая может позволить себе в СССР погонять на Чайке.
Хотя, всё это поэтические образы и мечты авторов. Лидер группы и автор песен Андрей Горохов явно не застал те времена. Да и рассказать ему мало кто мог - он из семьи рабочего завода в Коломне. Я думаю, если современную молодую порасль певцов попросить сделать шлягер о жизни в 90-е, они тоже что-то такое же романтичное и несбывчатое напишут. Красивая песня.
Click to view