Откуда взялся советский обычай встречать гостей хлебом-солью?

Jul 01, 2018 15:11

Пишет kosarex

Часть 1

Назовите мне литературное произведение 19-го века, где гостей встречают хлебом с солью. Не могу вспомнить. Если проскальзывало, то исключительно случайно. Не вспоминаю не только у Пушкина, Лермонтова, Толстого, Тургенева. В пьесах Островского вспомнить не могу. Купцы русские толк в церемониях знали. Рассказы Чехова тоже не наводят на мысли о подобной церемонии.

[Spoiler (click to open)]Чисто теоретически понятно. В прежние времена трудно было угадать приезд гостей. Даже появление поездов проблемы не решало. Приедут, сядут в телегу, а состояние дороги далее зависело от погоды и состояния лошади. Непонятно, приедут гости к обеду или ужину. Если надо подождать, вот вам хлеб, соль и закуски, на худой конец дадут к хлебу огурцы и кувшин кваса или молока, чтобы не есть всухомятку.

Нынешняя церемония по сути является идиотским новоделом с обязательством съесть кусок хлеба всухомятку. Понятно, что в качестве псевдо русской церемонии вручение хлеба с солью было очень удобно партийцам. Если заодно поставить на поднос кувшин с квасом, то пролить можно, да и кваса часто в продаже не было. Церемонию можно провести без стола на воздухе под фото или кинокамеру.

Реальных гостей, конечно, вводили в дом, а не заставляли стоя слушать приветственные речи. Сажали за стол. Ставили молоко или квас, заодно хлеб. Могли бутыль самогона поставить. Солонка тоже была нормальным атрибутом. Это в самых бедных семьях. В более богатых всегда были разные холодные закуски для гостей, чтобы спокойно подождали, пока обед сготовят или самовар вскипит. Например, на стол ставили холодец, колбасу, капустный и морковный салаты, грибы. Много чего могли поставить. Нынешний, навязанный сверху, обычай встречать хлебом с солью нелеп.


Часть 2.
Выручил Корнев. Он прислал следующий комментарий -

У Толстого в Войне и Мире есть ссылка на этот обычай, как на старинный крестьянский. Управляющий Пьера организовывал ему такие встречи со стороны крестьян, чтобы пустить пыль в глаза и продемонстрировать счастье и довольство подвластного населения. В таком формате (заезжий крупный барин и крестьяне) это наверняка проводилось на улице, у кареты барина, который побрезговал бы садиться за один стол с крестьянами. Последующие советские руководители это, возможно, отсюда и вычитали.

[Spoiler (click to open)]Нет ничего более коварного, чем изучение России по Толстому. Особенно, надо учитывать влияние Толстого на нерусских. Евреи изучали Россию по Толстому, накосячили и по сей день мучают нас и даже себя дискуссиями, которые к делу не имеют отношения. Немцы изучали Россию по Толстому и Достоевскому, поэтому накосячили в 1914 и в 1941. Англичане изучали Россию по Толстому и Достоевскому, по этому до сих пор не верят, что их враждебность к России заметна, хотя по Толстому и Достоевскому уличить их нет никакой возможности. Подозреваю, что и китайцы будут делать ляпы, вызванные чтением Толстого.

Крестьяне, встречающие помещика хлебом и солью, это пародия на Потемкинские деревни и поведение Екатерины Второй. Потемкин в качестве управляющего демонстрирует успехи. Екатерина Вторая ведет себя так, словно не догадывается о сущности шоу. Верноподданейшие чувства заставляют свиту искренне верить, что Екатерина ничего не замечает. Армейская практика четко показывает, насколько это всё условно. Ныне я не офицер запаса, могу поделиться армейской "тайной".

Существуют два вида проверок - запланированная и неожиданная. Первую мы все знаем - надо заранее всё прибрать, траву покрасить, все дырки на гимнастерке заштопать особо качественно, на обед дать мясо, технику лишний раз смазать. Все знают, что в реальности солдаты едят иначе, вид не такой бравый, в управлении может быть бардак. Это всё равно, что всей части дали приказ оправиться. Есть такой приказ солдату - поправь ремень, пилотку, гимнастерку, короче, прими бравый вид. Тайна здесь для солдат, приехало начальство, ему пустили пыль в глаза, а жаловаться теперь некому, раз начальство поверило. На самом деле начальство кое-что видит и замечает. Там трава слишком зеленая, здесь солдату синяк припудрили, технику из бокса вывели вроде в рамках норматива, но с суетой, которая не соответствует нормальной слаженности. Пройдут генералы, сделают вид, будто поверили, а замечания сделают за закрытыми дверями.

Другая проверка это неожиданная и без помпы и вовлечения солдат. Приехали, смотрят - почему НЗ горючего ниже нормативов, а танки без топлива? Где у вас боекомплект? Качество питания проверят на кухне. Ага, экономите. Пошли на склад, проверим соответствие учетных записей реальным запасам. Это совсем иная проверка. Никогда не стоит забывать, что Потемкин был офицером, Толстой был офицером, Екатерина очень неплохо знала солдатский быт. Но, чтобы иметь наглость не поверить верноподданейшим байкам о Екатерине, не замечашей, как одно и того же жареного гуся таскают из избы в избу, чтобы создать впечатление обжирающегося крестьянства, нужно ещё знать логику официальных проверок. С Толстым же ещё занятнее. Он настолько убедителен, что даже знание кой-каких деталей не спасает от веры в написанные им картины.

Я дважды показывал, как Толстой передергивает факты. Тамбовские мужики, плясавшие от радости, что их в 1812 году брали в рекруты на войну с Наполеоном это явный блеф и упрек реальным рекрутам. Вы тут горюете, а правильные, тамбовские крестьяне от радости скачут. Толстой взял этот элемент пропаганды и сделал неким общенародным фактом общественного сознания вплоть до наших дней. Хотя понятно, что патриотические настроения не имеют губернских границ. Если в вашей губернии не пляшут, а горюют, скорее всего, про Тамбовскую губернию наврали с три короба. Другой момент это то, как Толстой скрывал факт сожжения Москвы по приказу Александра Первого и двора. Был же приказ сжигать все города и деревни. Толстой проговаривается - Наташа выходит из избы с раненым князем Андреев в Мытищах и видит зарево. Казаки подожгли Малые Мытищи. Это те поджигатели, которые не пошли с войском Кутузова. Кутузов отступал по Владимирской дороге, затем резко свернул на юг, сбил с толку конницу Мюрата, затем тайно переправился через Москва-реку, вышел к Подольску и пошел с войском далее к югу в Тарутино.

Кстати, очарование Толстым так велико, что по сей день окрыто не говорят, что преступный и идиотский приказ Сталина сжигать деревни в прифронтовой зоне вглубь аж на 60 км коренится в шаблонным желании повторить логику преступных приказов Александра Первого. Разница в последствиях очевидна. Немецкие солдаты всё равно обязаны были в массе своей жить в землянках на линии фронта, а не в деревнях и городах. Солдаты Наполеона могли себе позволить постой в избах в ином масштабе. Население после поджога изб казаками всегда могло сбежать к своим. Русские крестьяне в 1941 году этого сделать не могли, поскольку существовала линия фронта и так далее. Но большевистские умники потихоньку Толстого осилили, а нормального критического мышления не имели, поскольку Толстой имеет огромную силу внушения. Не Луначарскому и не Жукову с Тимошенко с Толстым тягаться.

Толстой придумал обычай встречать с хлебом и солью как пример пускания пыли в глаза. Нищие крестьяне выходят по приказу управляющего встречать Пьера Безухова с хлебом и солью. Соль это важный показатель. Крестьяне показывают, что у них после всех поборов остаются деньги на закупку соли. В те времена многие крестьяне были вынуждены экономить на соли. Даже в более поздние времена нормальное количество соли для семьи было многим не по карману. Желающие могут найти насчет соли у Некрасова и Салтыкова-Щедрина. Каравай хлеба - тоже важный показатель. Народ сыт, если ему мало щей и каши, может съесть лишний кусок хлеба. Рожь и пшеница это товарные культуры, начальство может не изымать всю капусту, всё ровно даже в городах имеют огороды и свою капусту, а зерно идет на продажу. Далее изумительный момент - отщипывание кусочка хлеба Пьером Безуховым и поедание его. Безухов как проверящий лично убеждался, что хлеб хороший, туда не подмешали кору липы и другие наполнители. Это же известный всем крестьянам и помещикам прием выживания крестьян. При нехватке зерна берется луба, то есть внутренняя часть коры липы, мелется и добавляется, можно лебеды добавить. Солдаты при плохом снабжении и вороватом начальстве тоже были вынуждены аналогичными методами спасаться от голода. Более того, вороватые интенданты могут закупить заведомо плохую муку. Управляющий впаривает Безухову сказку о крестьянском процветании, теперь у крестьян будет меньше желания жаловаться хозяину. Он лично видел картину процветания, может подумать, что кто-то решил оклеветать управляющего.

Вам ещё не смешно? У Толстого всё имеет свой смысл. Пьер Безухов инспектирует крестьян как офицер при парадной проверке части. К нему выходят крестьяне с хлебом солью, они обязаны сказать, что таков обычай. Управляющий контролирует процесс. Безухов убеждается, что у крестьян хватает соли и муки для выпечки хлеба. Съедание кусочка хлеба здесь равнозначно пробе качества борща с комбижиром и каши из продела в армии. Потом это всё советская власть тиражирует как русский народный обычай встречи гостей, которые отнюдь не обязаны быть проверяющими. Например, занятная картина, приезжает в Россию сборная Бразилии по футболу, а её нижайше просят убедиться, что российское население имеет вдоволь соли и в муку для хлеба лебеду не подмешивает.

Изучение истории и России по Толстому и Достоевскому - большая беда. Советская привычка творить обычаи и культура для народа и интеллигенции - ещё бОльшая беда. Понять, где у них правда, а где ложь слишком сложно не только местечковым мыслителям, у которых никогда не было проблем с покупкой нормальной муки. Даже хорошо образованные люди путаются и не понимают, в чем и насколько образы, например, Платона Каратаева и князя Мышкина оторваны от жизни. С другими писателями тоже могут быть проблемы. Я, например, недавно смотрел записи рассуждений Дмитрия Быкова о Тургеневе и хохотал. Дмитрий Быков отнюдь не дурак, сам пишет, но всё равно повеселил.


что бы это значило?, литература, традиция, это интересно

Previous post Next post
Up