Алина Витуховская пишет:
КОЛОБОК - ГНОСТИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ (Отрывок)
Колобок проходит Путь Героя. Обходит демиургические ловушки - Волка, Медведя и других. Его антипод - Репка. Колобок с хвостом, с фаллическим корнем-щупальцем, которым он уцепился за утробу, за пуповину Земли. Он трус. И все, кто растил его - Дед, Бабка, Жучка и другие - демиургические слуги. Они тянут-потянут, но вытянуть не могут. Они хотят вытащить его, но тщетно. Потому что Репка - всего лишь овощ с гностическим понтом.
Мышка, хоть и вытащила его из земли, при этом абсолютно десакрализировала, в прямом смысле слова, махнув на него хвостом.
Все эти Мышки, Жучки и прочее окружение Репки - качественно иные, по отношению к тем, кто вертится вокруг Колобка. У Колобка нет друзей. И вокруг него все недобрые. Все себе на уме.
Колобок аскетичен и свят. Он убивает в себе «человеческое, слишком человеческое», мгновенным разрывом с родным, уютным, близким - «он от бабушки ушёл, от дедушки ушёл».
На первый взгляд, это анархический эгоизм подростка, безответственность, примитивно понятая неразвитой душой свобода, быть может, даже предательство. Но по сути, это глубокое продуманное действие, полное пассионарного расчёта. Магическая инициация, уход, необходимый для «обособленной личности». Обретение подлинного «Я» через одиночество, через безбожное монашество. Гордыня Другого, преодоление равенства. Ведь равенство отрицает иерархию и делает невозможным уход. Безупречное выполнение Миссии. Не об этом ли говорят: «Путь к Совершенству лежит через Предательство»? Колобок предаёт семью, обретая геометрическое Совершенство. Это Инициация Предательством.
Дедушка и Бабушка страдают. Они сделали Колобка, слепили его, радовались ему, любили его. А он бросил их, и ушёл.
Но не торопитесь их жалеть! Оба персонажа не так просты, как кажется. Они олицетворяют собой множество уровней Зла, из них важнейшее - Зло демиургическое (рождение Колобка), и Зло покорно-христианское, сама жизнь, ибо они - атомарные индивиды, обыватели, привыкшие смиренно терпеть. (В них «славянское рабство»).
Они«жили-были», то есть, проявляли инстинктивную, механическую животность, инерциальность простейших. Они - обитатели низших миров, метафизические микробы. Их не жалко. Их страдание не глубоко. Это тупое страдание плоти. При этом они опасны и жестоки, как часть демиургического воинства. Их «жить-быть» обладает настойчивой очевидностью яви. Они «жили-были». И они будут «жить-поживать».
Колобок уязвим рядом с ними. Ведь его страдание экзистенциально, метафизично. Он - более дух, идея. Но при этом он обречён на плотское - его сделали из теста, он вкусен, его можно съесть.
=============================
Кстати, про инициацию Колобка в желудке у Лисы. Помнится, года три назад мой сын пересказывал бабушке сказку про Колобка. Ну, сначала всё по классическому сценарию, а потом... Короче, находясь в желудке у Лисы, Колобок не растерялся, а выпустил ручки и ножки и стал карабкаться по пищеводу наверх, раскрыл Лисе рот и выпрыгнул на свободу. Покатился дальше, встретил Бабушку, та обрадовалась, они пошли домой, Бабушка сделала ему руки, ноги, туловище, сходила на кладбище, выкопала кости, сделала ему скелет, сшила рубашку и штанишки... И стал он колобочным человечком. То есть, ребёнок описал полный цикл инициации "Колобка" (то есть заготовки для человека) и превращения его после этого в полноценного человека - с руками, ногами, костями и с одеждой.