Как я
уже писала, братья Кассили жили в детстве в поволжском городе Покровске (ныне Энгельс, Саратовской области).
Вот что они наблюдали из окна своего дома:
"В России мы жили в слободе Покровской (потом город Покровск), на Волге, против Саратова, на Базарной площади, в первом этаже.
В открытые окна рвалась визгливая булга торговок. Пряная ветошь базара громоздилась на площади. Хрумкая жвачка сотрясала торбы распряженных лошаденок… Возы молитвенно простирали к небу оглобли. Снедь, рухлядь, бакалея, зелень, галантерея, рукоделье, обжорка… Тонкокорые арбузы лежали в пирамидках, как ядра на бастионах в картине «Севастопольская оборона».
Картина эта шла за углом в синематографическом электротеатре «Эльдорадо». Кинематограф - всегда окружали козы. У афиш, расклеенных на мучном клейстере, паслись целые стада.
От «Эльдорадо» до нашей квартиры шла так называемая Брешка, или Брехаловка. Вечерами на Брехаловке происходило гулянье. Вся Брешка - два квартала. Гуляющие часами толкались туда и назад, от угла до угла, как волночки в ванне от борта до борта. Девчата с хуторов двигались посередине. Они плыли медленно, колыхаясь. Так плывут арбузные корки у волжских пристаней. Сплошной треск разгрызаемых каленых семечек стелился над толпой. Вся Брешка была черна от шелухи подсолнухов. Семечки называли у нас «покровский разговор».
Вдоль Брешки рядом стояли парни в резиновых ботах, напяленных на сапоги. Парни шикарно согнутым мизинцем снимали с губ гирлянды налипшей скорлупы. Парни изысканно обращались к девчатам:
- Спозвольте причепиться. Як вас по имени кличут… Маруся чи Катя?
- А ну не замай… Який скорый! - отвечала неприступная. - Ну, хай тоби бис… чипляйся.
И целый вечер грузно толкалась перед окнами грегочущая, лузгающая хуторская Брехаловка".
Как видно, диалект "простого народа", тусовавшегося по Брешке, сильно отличался от литературного русского языка. И от диалектов, которые были живы в те времена в Костроме, Ярославле, Вологде, Владимире, он тоже отличался. Зато этот говор подозрительно напоминает мне говор гоголевских персонажей на ярмарке в Сорочинцах.
Что же за народ жил в то время на территории нынешней Саратовской области? Можно, конечно, сказать, что там жили люди разного происхождения - русские, неицы, украинцы - в то время их называли "малороссами", татары, чуваши и даже евреи. Но вот небольшой список. Повзрослевшие Лёва и Ося Кассили провели своего рода "перекличку" своих одноклассников
"Мы устроили как бы перекличку нашего класса «А».
- Алипченко Вячеслав! - вызывал я.
- Умер от тифа, - отвечал Ося.
- Алеференко Сергей? - спрашивал я.
- Секретарь парторганизации пристани, - отзывался Ося.
- Гавря Степан, по прозвищу Атлантида!
- Убит на Уральском фронте.
- Руденко Константин, по прозвищу Жук!
- Ассистент по кафедре аналитической механики.
- Лабанда Владимир!
- Инженер-кораблестроитель.
- Мартыненко, по кличке Биндюг!
- Раскулачен и сослан,
- Новик Иван!
- Директор МТС.
- Мурашкин Кузьма!
- Старпом парохода «Громобой».
- Портянко Аркадий!
- Ученый-ботаник.
- Федоров Григорий!
- Красный командир.
- Шалферов Николай.
- Погиб на хлебозаготовках".
Выборка не репрезентативна. В списке, например, нет немца Куфельда, который учился вместе с ними. Может быть, отсутствуют и другие одноклассники, которые существовали в реальности, но не упомянуты в униге или упомянуты эпизодически (помнится, кроме Алференко был ещё Алексеенко).
Но состав показателен. Из одиннадцати учащихся восемь имеют "малороссийские" фамилии, и лишь три - "великоросские".
То есть получается, что удельный вес "малороссов" среди православного славянского населения Российской империи был значительно выше, чем процент украинцев в населении СССР. Просто поделили бывшую империю на республики методом тыка и сказали: Здесь у нас Украина, в которой живут украинцы, которые будут учиться на украинском языке, а тут - Россия, в которой живут русские.