Начнём с того, что прочитала я недавно
статью Александра Алтуняна "О либеральной имперскости (не по Чубайсу)"Статья эта вызвала большой резонанс в сети и не только. Алтунян сказал открытым текстом про ту самую верёвку, про которую в доме повешенного говорить не принято. А именно, что после аннексии Крыма и войны а Донбассе Украина постепенно обретает полную культурную независимость от России. Да, Россия фактически превратила Крым в один из субъектов Федерации, а жители самопровозглашённых ДНР и ЛНР смотрят российские каналы, которые формируют их мировоззрение и идеологию. Казалось бы, "перемога", "крымнаш", "донбасспочтинаш", а "страна404скороразвалится". Однако то, что с точки зрения геополитической мысли времён Бонапарта было бы однозначной победой, в современных условиях становится ловушкой, ведущей к стратегическому поражению, после которого Россия никогда не сможет стать империей - даже регионального значения.
Начнём с того, что в современной Украине начисто отсутствуют российские торговые, банковские и телекоммуникационные сети. Пусть вас не обманывает наличие "Сбербанка" - это, что называется "франшиза". Во-вторых - военно-технологическое сотрудничество, которое развивалось и при Кучме, и при Ющенко, фактически помножено на ноль. И, наконец, сейчас жителей Украины не интересуют те культурные события, которые совершаются за условным "поребриком". Ну не интересуют их наши пугачёвы с басковыми, а пресловутый Серебренников интересует постольку поскольку в своё время отказался подписывать обращение в поддержку Олега Сенцова - чтобы получить театр с бюджетным финансированием. Ну что, помогли Серебренникову его бюджетные сребреники, за которые против него самого и других сотрудников администрации театра "Гоголь-центр" возбудили уголовное дело?
И мнение той части российской интеллигенции, которая вроде как "прогрессивная", "либеральная" и "оппозиционная" народ Украины тоже мало интересует.Для украинцев это тот же Прилепин, только "вид сбоку". И, надо сказать, повод для этого мнения имеется.
Вот, например, жалоба Евгении Марковны Альбац на сотрудников одной из украинских форм, озвученная ею в эфире канала "Эхо Москвы":
«Евгения Альбац: -Так вот, я ездила, естественно, на машине, я это делаю везде. И у меня заранее была заказана машина в компании «SIXT». Это компания, по-моему, со штаб-квартирой в Германии. И заранее оплачена. Потому что, ну, опытные туристы знают, что в Европе везде надо машину заранее заказывать и платить не в месте пребывания, а по интернету - это значительно дешевле (там большие скидки). Ну, я, естественно, это сделала.
Но вот там, значит, начальницу из Киева по фамилии Кащенко (говорящая фамилия такая), Ольга Кащенко - почему-то ее не устроили никакие права, которые я дала. Я дала российские права с латиницей, я дала американские права, по которым я езжу во всем мире, тоже не устроили. В общем, ничего не устроило.
Вот это был такое классическое: «Ну, мы тебе сейчас с твоим российским паспортом и еврейской фамилией покажем».
А.Соломин: -А в этом были признаки шовинизма? Ну, я имею в виду, почему вы сделали такой вывод, что это именно потому, что вы россиянка?
Е.Альбац: -Потому что никакого другого основания отказаться от примерно 600 долларов, заранее выплаченных… Вещи мои уже лежали в этой машине. Не было никаких оснований, чтобы отказывать мне в машине. Я перешла дорогу, и в компании «Avis» срентовала машину. Вот, это было буквально через час. Было еще компании 2 или 3, где я могла это сделать. Вот, ровно там же. Там всё подошло: все мои права - все подошли, всем мои кредитные карточки - все подошли. И паспорт мой как-то, в общем, тоже подошел.
И знаете, вот это из серии: либо надо признать, что в компании «SIXT» в Киеве и в Одессе работают сумасшедшие, которым не нужны деньги. Тогда я не понимаю, почему их немецкие хозяева их не выгонят? Либо должен быть какой-то мотив. Это мое предположение, моя спекуляция.
Так вот, это был единственный случай за всё мое путешествие по Украине, чтобы кто-то выразил неудовольство по поводу того, что… Я подчеркнуто всё время говорила: «Я из Москвы, я говорю только по-русски»-, чтобы кто-то негативно отреагировал на упоминание, что я из Москвы, или на мой русский язык». («Особое мнение» с Евгенией Альбац, «Эхо Москвы», 1.08.17. Расшифровка - радиостанции)
Вас в речи Евгении Марковны ничего не покоробило? Точно ничего? Напомню. что Евгения Марковна - это не обычная москвичка, которая, например, работает учителем математики или служит в департаменте озеленения. Евгения Альбац - женщина с далеко не стандартной родословной и биографией.
Дед Евгении, Эфраим Михайлович Альбац был членом Бунда и в 1915 году возвратился из Швейцарии делать революцию в России. Отец, Марк Ефремович Альбац (1920-1980) во время Великой Отечественной войны был разведчиком ГРУ Красной армии в г. Николаев. После войны был главным конструктором в НИИ-10 по разработке устройства для ракет с атомным оружием, запускаемых с атомных подводных лодок.
В 1980 году Евгения Альбац окончила факультет журналистики МГУ.
Училась в США. В 1996 году закончила магистратуру Гарвардского университета. В 2004 году закончила докторантуру Гарвардского университета, где получила степень доктора философии (Ph.D.) по специальности «политические науки», защитив докторскую диссертацию по теме «Бюрократия и российская трансформация: политика приспособления». Преподавала в Принстонском, Гарвардском, Йельском, Чикагском университетах, Университете штата Пенсильвания, Университете Дьюка.По состоянию на 2012 год ведёт авторскую передачу «Полный Альбац» на радиостанции «Эхо Москвы», является главным редактором журнала «The New Times», публиковалась в Ежедневном журнале, входила в президиум общественной организации при Российском еврейском конгрессе, публиковала блог.
Вы можете себе представить, чтобы в Соединённых Штатах Евгения Марковна - дочь разведчика ГРУ, ставшего впоследствии главным конструктором ядерных ракет, которая получила образование журналиста-международника, профессор Гарвардского университета - твердила всем встречным-поперечным: «Я из Москвы, я говорю только по-русски»? И я тоже не могу.
Украинский язык, в отличие от английского, немецкого, французского, испанского и иврита выучить достаточно легко - особенно для полиглота Альбац. Немногим позже она признается: "И при этом через день или через два я уже, в общем, довольно легко понимала. Очень ласковый язык, безумно ласковый язык. Очень приятно, когда с тобой говорят по-украински. Он такой, знаете, обволакивающий, соблазняющий язык".
Я лично не понимаю одного: что мешало Евгении Марковне перед поездкой в Украину приобрести или скачать в сети самоучитель украинского. Тем более, что московская гостья не на пару дней туда смоталась, а объездила всю страну, беседовала с разными людьми и поделилась с нами в общем-то позитивными впечатлениями от неё. Только вот начала она свой рассказ именно с того, как ей отказали дать в аренду уже оплаченную машину "за русский язык" и жалобы, почему, мол, немецкие хозяева не уволят нехорошую гражданку Кащенко, которая отказалась её обслуживать. Тем более, что деньги-то ей вернули, и она спокойно зафрахтовала себе машину в другой фирме. В общем, получилась та самая "ложка дёгтя" которая превращает бочку мёда в несъедобное вещество...
Вот так и получилось, что в глазах украинцев мадам Альбац стала выглядеть матёрой имперской шовинисткой.
Также Александр Алтунян приводит в качестве этакого "шовинизма-лайт" выдержку из беседы Дмитрия Быкова с Людмилой Улицкой. Эта беседа есть в сети только в аудиоформате, и Алтунян лично расшифровал и опубликовал её фрагмент:
«Я в последний раз была там 4-5 лет назад. Это было еще до, ну, как бы украинское. Крым был украинским. И я должна Вам сказать, что мне это сейчас абсолютно все равно. Я Крым обожаю, он мой, он Волошина, он мой, и мне все равно, какая паршивая власть будет там сидеть, мне совершенно все равно.
У Крыма есть свои проблемы, и главная проблема Крыма- вода. Это земля, на которой нет воды. Та власть, которая позаботится, чтобы Крым не высох и не сгинул, я ее и буду приветствовать. Пока что я не вижу ни у той, ни у другой намерения эту землю сохранить.
Поэтому, я Крым очень люблю, последний мой приезд туда был для меня очень мучителен, потому что я была тем человеком, который плакал на автобусной остановке, когда в первый раз услышал там татарскую речь. Сестры моей бабушки рассказывали мне, как выселяли татар, часть моей семьи из Крыма. поэтому для меня это было очень драматично, когда я увидела, что так восхищавшие меня возвращавшиеся татары оказались такими же варварами по отношению к Крыму, по крайней мере, то что я увидела. Потому что они забетонировали полностью, уничтожили речку, забетонировали оба берега, поставили там ужасные такие бетонные дворцы без единого дерева. Я шла со стороны набережной под Алчиком к этому месту, и я уже плакала по дороге, потому что я увидела, что единственный зеленый кусок, это остаток участка Нины Константиновны Бруни, дом еще этот сохранился. Это было единственное зеленое место, но половина участка была отрезана, и татарский старинный наливной колодец, который был внизу ее участка, он был татарами захвачен, забит камнями, забетонирован и на этом месте ну, что-то построено. И от этого, я до сих пор это не могу пережить. Поэтому, совершенно все равно, какие варвары правят, совершенно все равно. Я очень люблю Крым, и я бы приветствовала любую власть, которая бы эту землю спасала». («Литература про меня. Людмила Улицкая». Беседа Дм. Быкова с Людмилой Улицкой. Лекторий «Прямая речь». 10.03.17.
Людмила Улицкая - не просто популярный писатель, она человек с ярко выраженной гражданской позицией - противник любого национализма, даже в самых умеренных формах, инициатор школьной программы по пропаганде толерантности "Другой, другие о других". Во время церемонии награждения победителей конкурса школьных исследований "Человек в истории" нодовские "титушки" облили её зелёнкой. Писательница отказалась подавать на них в суд, типа "они тоже чьи-то дети". Понимаю, что она не хотела связываться с судебной бюрократией и портить себе нервы, но на мой нетолерантный взгляд, подобные "онижедети" не имели права на прощение - чтобы другим неповадно было. Тем более, что почуяв безнаказанность, нодовцы поставили подобные зелёночные экзекуции на поток. Досталось многим - от критика властей Навального, которому чуть не выжгли глаз, до вполне себе лоялиста Варламова.
В общем, Улицкая, как все поборники безграничной толерантности - человек, далёкий от реальности. Она восхищалась абстрактными татарами как репрессированным народом, сочувствовала им, и встреча с конкретной хозяйственной деятельностью конкретного представителя этого народа стала для неё шоком. Все татары автоматически стали для неё "варварами". Хотя жлобы, которым наплевать на окружающую среду, историю и культуру, живут везде, и Алушту превратили в муравейник не только татары.
Конечно, некоторым деятелям культуры, поклонникам творчества Грина и Волошина, хотелось бы, чтобы Крым был своего рода музеем-заповедником, в который жлобам и рагулям вход запрещён, но сделать это в настоящее время просто нереально.
А теперь вопрос конкретный: какая власть сможет вернуть в Крым воду и что для этого надо сделать?
Ну, теоретически можно в очередной раз вытянуть из долгого ящика прожект поворота северных рек - на этот раз в Кубань, которой самой воды не хватает, и в Крым. Но на практике от этого в очередной раз выиграет семейство Ротенбергов, а в Крыму как нет воды так и не будет.
Во-вторых, можно сделать то, что требует от России всё мировое сообщество - вернуть Крым старым хозяевам, у которых в руках как раз и вентиль от воды есть. Но, как говорится, "Крым не бутерброд", и любого человека, который предложит подобную идею, могут посадить в тюрьму на пропаганду сепаратизма и нарушение территориальной целостности.
И, наконец, в-третьих, можно сделать то, что предлагает ещё один поборник толерантности - режиссёр Владимир Меньшов, автор многих фильмов, в том числе комедии "Ширли-Мырли".
«Переломным моментом для меня было, конечно, возвращение Крыма. Мощнейший поступок Путина, поддержанный подавляющим, сильно подавляющим большинством граждан России - за исключением наиболее оголтелых либералов, занявших позицию, которая в глазах населения смотрится диковато.
Большинство населения ждало этого государственного поступка от руководства страны. Этот шаг - с последствиями. Он определяет модель поведения на будущее.
Народ ждёт дальнейших действий. Наиболее яркое проявление - Донбасс, где нас умоляют, чтобы мы взяли их под своё крыло. А мы делаем вид, что как бы наблюдаем за развитием событий со стороны.
Де Голль говорил: «Наилучший путь к успеху - это успех». И у Путина уже было столько успешных проектов в международных делах, что хочется думать: и здесь он отдаёт себе отчёт в том, что делает, куда всё движется, куда он направляет страну.
- Вероятно, надо было брать Донбасс. Тогда бы «Крым, Донбасс, Луганск» шли через запятую в претензиях к нам западного общества».
То есть, толерантность у некоторых представителей российской интеллигенции заканчивается там, где начинается украинский вопрос. И какими глазами будет украинский зритель после всего этого смотреть фильмы Меньшова, какими бы добрыми и сентиментальными они ни были? Тем более, что отец режиссёра с 1939 года работал в системе НКВД.
В общем, Украина культурно и исторически обособляется, а современное российское культурное пространство сжимается, подобно шагреневой коже.
На очереди Беларусь. После похищения на территории Беларуси украинского гражданина Павла Гриба белорусы, особенно молодое поколение, которому принадлежит будущее, тоже особо не горят желанием быть в одном культурном пространстве с дорогими и не очень россиянами. Ведь следующим "Крымом" или "Донбассом" вполне может стать, например, Витебск.