Очень часто можно слышать термин "секта" по отношению к разного рода религиозным и квазирелигиозным объединениям, как правило имеющим центр за рубежом - таким как Свидетели Иеговы, мормоны, сайентологи и т.д.
Также сектами называют всякого рода самочинные религиозные объединения. которые используют традиционную христианскую обрядность - например, Богородичный центр Иоанна Береславского.
Но почему-то мало кто говорит о своего рода "внутренних сектах" внтри канонической Православной церкви.
А ведь они существуют. Помните историю девочек - воспитанниц монастыря в Боголюбово? Никому не приходило в голову, что община монастыря имеет все признаки "внутренней секты"?
Вот какую тему поднял в фейсбуке мой старый знакомый Павел - националист с почти двадцатилетним стажем и старообрядец:
Видя прихожан или попов господствующей церкви, особенно, когда они начинают "проповедовать", часто всплывает в памяти забавный факт. Вернее - серия фактов. Господствующая церковь считает себя продолжательницей никонианской раскольничей церкви, суть еретического сообщества, в котором прославили типа во святых хлыста. Дабы не отставать, РПЦМП признаёт святыми последователей того хлыста и даже строит во имя их храмы. Наверное, мироточит там всё, вплоть до ботинок прихожан. Ведь пиплу нужны чюдеса! Пипл хавает! Хлыстовство процветает.
Вот выдержки из обсуждения темы:
Олег Гусев Больше нужно думать о себе... И не людей осуждать в их поступках, а грех...
16 Март в 22:39 · 1
Павел Скиф Олег, абсолютно никого не осуждаю. Лишь простая констатация факта и не более.
17 Март в 5:47
Олег Гусев Но ты же говоришь о Григории Распутине , если я правильно понимаю....
17 Март в 6:54
Павел Скиф Нет. О Серафиме Саровском, Иоанне Кронштадтском, Матроне Московской.
17 Март в 7:06
Павел Скиф А разве Новых/Распутина канонизировали?
17 Март в 7:07
Олег Гусев Но они не были Хлыстами, ты что???
17 Март в 7:21
Павел Скиф Олег, многие факты - причём не косвенно в основном - указывают на то, что перечисленные трое "святых" являлись "божьими людьми" (или фармазонами, как звали хлыстов и близких к ним сектантов в XIX веке)
Насколько я помню, "фармазонами" в просторечье называли отнюдь не хлыстов и иных сектантов, а сначала - масонов, а потом - в целом вольнодумцев и нигилистов. И само это слово - ни что иное, как искажённое "франк-масон".
Помните грибоедовское: "Что? к фармазонам в клоб? Пошёл он в пусурманы!"
Хотя масонствующие граждане интересовались хлыстовством и другими мистическими духовными практиками.
А в целом вопрос такой: существовал ли до церковной реформы патриарха Никона в православной церкви культ "старцев", "матушек" типа упомянутых Павлом, или этот феномен появился только в 19 веке? Было ли появление этого феномена как-то связано с проникновением на территорию России масонства? Является ли поклонение "старцам" и иным духовным наставникам своего рода "внутренним сектантством" в канонических рамках РПЦ?