Сегодня мы прогуляемся по старой индустриальной Москве - от "Серпа и Молота" до "Кристалла"
Дом со скатной крышей постройки конца 50-х - начала 60-х годов прошлого века на улице Международная. Рялрм с ним - ещё такой же дом. Пару подобных зданий со скатными крышами я видела ещё на Авиамоторной улице.
Напротив расположена церковь святого Василия Исповедника за Рогожской заставой.
В храме проводится реставрация.
В Москве это блюдо восточного фаст-фуда принято называть "шаурма", в Питере - "шаверма". Летом 1997 года, проезжая автобусом из Твери в Москву, мимо села с библейским назвванием "Эммаус", я обратила внимание на вывеску "Шаварма". А теперь это называется так...
Завод "Серп и Молот" - одно из старейших металлургических предприятий России. Завод был основан французским предпринимателем Юлием Гужоном. В 1890 году была запущена первая мартеновская печь.
В 1913 году работали уже семь мартеновских печей, выплавлявшие более 90 000 тонн стали в год, несколько мелкосортных и листопрокатных станов.
Вот этот корпус был построен ещё во времена Гужона...
Ещё один памятник индустриальной архитектуры - в проёме между панельными жилыми домами можно увидеть здание корпуса фабрики со встроенной водонапорной башней
Во дворе рядом - оригинальная детская площадка.
А эхто - стандартная современная детская площадка. В последнее время в Москве появилось много подобных площалок с покрытием.
А это уже современное предприятие - компания КРОК, которая уже более двадцати лет занимается информационными технологиями.
Компания КРОК образована в 1992 году в Москве как закрытое акционерное общество. С начала своей деятельности компания специализируется на продвижении на российский рынок новейших информационных технологий.
Скульптурная композиция "Открой сердце инновациям" на территории компании КРОК.
Здание московского химического лицея №1303
Трамвайный завод.
В 1909 году было закончено строительство трамвайного парка на востоке Москвы. Парк получил название Золоторожского трамвайного парка и к началу 1910 года выпускал на линию 65 моторных и 8 прицепных вагонов.
Коллектив парка не принимал активного участия в забастовках. Вскоре после Октябрьской революции парк был закрыт, и его деятельность как грузового парка возобновилась в середине 1920 года.
В 1922 году парк начал выпускать на линию пассажирские вагоны, а к концу 1920-х был реконструирован. К тому времени Золоторожский трамвайный парк стал называться трамвайным депо имени Бухарина и был специализирован на эксплуатацию вагонов типа КМ. В 1937 году в нём эксплуатировалось 115 моторных вагонов КМ и 179 двухосных вагонов С и М. Депо выпускало на линию 98 моторных и 168 прицепных вагонов.
Также в 1937 году депо дважды меняло своё название. Сначала оно стало называться Первомайским трамвайным депо, а затем за ним закрепилось имя С. М. Кирова.
В начале 1960-х было решено реконструировать трамвайное депо в троллейбусный парк, так как восток и юго-восток столицы нуждались в троллейбусном предприятии. Однако, хотя часть работ была выполнена, предполагаемая реконструкция не была завершена, и к 1975 году стало ясно, что завершить её не удастся.
К этому времени Исполком Моссовета принял решение о реконструкции завода СВАРЗ с целью создания производственной базы по ремонту автобусов. Таким образом, стало необходимым организовать ремонт трамвайных вагонов в другом месте. Так возникла идея создания на базе трамвайного депо имени Кирова трамвайно-ремонтного завода.
В октябре 1976 года депо прекратило эксплуатационную деятельность и получило название Трамвайно-ремонтный завод - «ТРЗ». В короткий срок депо было реконструировано, и на поточных линиях для ТО и ремонта вагонов стал осуществляться поточно-зонный капитальный ремонт вагонов Tatra-T3. Были расширены и оснащены новым оборудованием слесарный, механический, электромонтажный и сварочный участки завода. Вновь организованы моечный, прессовый участки, электротехническая лаборатория. Особенностью завода ТРЗ является то, что капитальный ремонт узлов и агрегатов для вагонов выполняется на других заводах ГК Мосгортранс. Объём таких кооперированных поставок составляет более 70 %.
А про этот памятник индустриальной архитектуры, фотографии которого я сделала со двора дома на Волочаевской, я скажу немного попозже.
Реклама ночного клуба
Трамвайная остановка
К сожелению, не знаю, что находится в этом здании, которое также построено более ста лет тому назад.
Настенная живопись.
гараж ветерана
Храм Введения во храм Пресвятой Богородицы у Салтыкова Моста стал первой единоверческой церковью, построенной после возникновения единоверия. Деревянный храм Введенской единоверческой общины построили в 1801 году, а каменный храм (дошедший до наших дней) построили к 1829 году. Рядом в 1819 году была построена единоверческая Троицкая церковь, которая изначально задумывалась как летняя. Введенская же церковь выполняла функции тёплого зимнего храма. Церковь выстроена в стиле ампир.
В 1931 году храм был закрыт. Купола и барабаны церкви были сломаны. В 1966 году в здании церкви разместили вытрезвитель. С 1970-х годов там располагалась лаборатория института, здание было частично отреставрировано.
В начале 1990-х годов храм был возвращён Московскому патриархату. В 1992 года на день Святой Троицы состоялось первое богослужение. Реставрационные работы были продолжены. В 2000-х годах была восстановлена уникальная роспись XIX века. Сохранилась церковная ограда XIX века.
Храм Троицы Живоначальной у Салтыкова моста был построен в 1819 году. В 1836 году перестраивался. Изначально это была летняя (неотапливаемая) церковь при соседнем тёплом зимнем Введенском храме. Оба храма относились к Введенской единоверческой общине.
Храм был закрыт около 1931 года. Купола храма и колокольни были сломаны. Храмовая икона XVI века «Иоанн Богослов на Патмосе, с житием» была передана Третьяковской галерее. До 1966 году в помещении церкви размещались жилые квартиры. Затем Троицкая церковь вместе с соседним Введенским храмом были взяты на государственную охрану. Жильцы были выселены, начались реставрационные работы. К 1984 году восстановили главный купол и 2 боковых из четырёх. К началу 1990-х внешние реставрационные работы были в основном завершены. Здание принадлежало Институту проблем информатики АН СССР.
В 1992 году здание передали Московскому патриархату, возобновились богослужения.
А вот напротив храмов, по другую сторону Самокатной улицы, находится то самое предприятие, которое я фотографировала с "тыла" - знаменитый завод "Кристалл".
1896 году указом министра финансов России Сергея Юльевича Витте в Российской империи была введена государственная монополия на производство и продажу спиртных напитков.
В 1901 году монополия пришла в Москву. "Московский казенный винный склад №1", будущий завод "Кристалл", расположился на берегу Яузы, и являлся самым крупным и мощным предприятием. В год он должен был выдавать 2 млн. 100 тысяч ведер вина (около 2,6 млн. декалитров), в то время как два других "склада" лишь по 1 млн. 50 тысяч ведер (казенное водочное ведро - 12 литров).
На складе № 1 в то время трудилось около полутора тысяч человек.
Здание склада - замечательный образец промышленной архитектуры начала ХХ века - по сей день сохраняет свой исторический облик.
Рядом с заводом "Кристалл" - музей русской водки.
На этом мы завершаем нашу прогулку
Полный перечень моих фотоэкскурсий по городам России, Украины, Беларуси со ссылками на них - в ознакомительном посте к моему блогу.