С 5 по 6 сентября в Санкт-Петербурге пройдет саммит лидеров "Большой двадцатки" (G20) - в Константиновском дворце соберутся главы стран, на которые приходится до 90% мирового ВВП и около 80% мировой торговли. Подобный формат общения зарекомендовал себя как хорошая возможность обсудить глобальные экономические вызовы.
Этот год не стал исключением - ведущие представители бизнеса в рамках работы "Деловой двадцатки" (B20) подготовили для мировых властей рекомендации по стимулированию экономического роста, в том числе посредством инвестирования в инфраструктуру. С конца прошлого года в группе "Инвестиции и инфраструктура", возглавляемой РФПИ в рамках B20, работали представители крупнейших компаний, инвестфондов, руководители суверенных фондов, под управлением которых сегодня находятся активы на сумму около 5 трлн долларов.
Сегодня G20 - едва ли не главная площадка для обсуждения антикризисных мер в международном масштабе. У саммита, впервые проходящего в этом году под российским председательством, задача еще сложнее, чем у предыдущих встреч, ведь речь идет не просто о том, чтобы не свалиться в рецессию. Показатели экономического роста во многих крупных экономиках близки к нулю. Требуется действительно мощный рывок вперед, чтобы переломить негативные тренды.
Сложилось четкое понимание: чтобы обеспечить переход к экономическому росту, миру понадобятся триллионы инвестиций, значительная часть из которых может быть направлена на развитие инфраструктуры. Как мы убедились в ходе подготовки к заседанию лидеров стран G20, это понимание теперь есть и в частном секторе, и у государства.
Желающим инвестировать нужны инструменты. В нынешних реалиях осторожно ведут себя не только рыночные игроки, но и финансовые регуляторы. Условия для международных инвестиций сегодня в разных странах далеко не одинаковы. Если в 2007 году было вложено 11,8 трлн долларов трансграничных инвестиций, то по итогам прошлого года мы увидели почти в три раза меньший объем - всего 4,6 триллиона долларов. С одной стороны, этому есть объективные причины, связанные с замедлением экономического роста и изменившейся картиной мира после кризиса 2008-2010 гг. С другой - сказывается и политика ряда регуляторов. Ужесточение требований в отношении трансграничных инвестиций, в том числе со стороны Базельского комитета, безусловно, повышает финансовую дисциплину. Но имеет оно и свои побочные эффекты. Новые правила банковского надзора ограничивают инвестиции в инфраструктуру и не позволяют обеспечить мощный приток средств в подобные проекты. Для снятия таких ограничений потребуется изменение некоторых международных норм.
Пока сложно предугадать, когда страны-лидеры мировой экономики решатся на подобный шаг. Но совершенно очевидно, что стимулировать частные инвестиции в инфраструктуру нужно уже сейчас. По экспертным оценкам, потребность в них составляет примерно 60 трлн долларов до 2030 года.
В России этот вопрос стоит острее, чем у многих стран-партнеров: развитие инфраструктуры не просто востребовано - от нее зависит дальнейшее развитие государства, причем не только в экономическом смысле слова. Многие инвесторы уже обратили внимание на РФ как площадку для крупных вложений, и сейчас важно сделать процесс максимально понятным и прозрачным. Российский рынок капитала нуждается в новых, стандартизированных инвестиционных инструментах. С учетом инфраструктурного дефицита в качестве источников вложений должны рассматриваться не только суверенные фонды, международные банки и институты развития, но и пенсионные накопления.
Лучшие практики объединятся в Москве. Несмотря на экономические сложности в мире, инвесторы готовы работать с Россией. К российским проектам периодически возникают вопросы, но даже не с точки зрения их качества и перспективности, а к тому, как они проработаны и структурированы. Поэтому мы вместе с партнерами по "Деловой двадцатке" активно продвигаем идею создания специального фонда подготовки пилотных проектов. Такой фонд с капиталом, по предварительным оценкам, в 200 млн долларов поможет формировать и правильно структурировать предложения для инвесторов, а значит, обеспечит дополнительный приток средств в страну.
За время своей работы РФПИ уже накопил опыт в области привлечения мировых инвесторов на внутренний рынок. И сейчас пришло время делать шаги в сторону финансирования крупных проектов. Первым и показательным примером станут наши инвестиции в строительство Центральной кольцевой автодороги (ЦКАД). Вместе с соинвесторами РФПИ готов вложить в него до 60 млрд рублей. Более того, два крупнейших суверенных фонда уже подтвердили свой интерес к проекту. По нашим подсчетам, за счет повышения эффективности инвестиций можно сэкономить до триллиона долларов в год, и Россия способна сыграть в этом процессе одну из ключевых ролей. Способствовать этому должно предлагаемое создание Центра компетенций в Москве, который мог бы стать настоящей копилкой лучших практик и объединить усилия и опыт мировых инвесторов, специалистов по инфраструктуре, государственных ведомств и институтов развития.
Текст:
Кирилл Дмитриев (генеральный директор Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ))
Оригинал статьи