Оригинал взят у
dmitryjewski Так выглядят говнопанки:
К панку эти простишлюхидевицы из "Муси-пуси" имеют такое же отношение, как балерина к китайскому императору...
А это - гордость не только сибирского панка, но и отечественной рок-музыки:
Это интервью я взял у лидера "Чёрного Лукича" чуть менее, чем за два года до его смерти:
Знакомство с душой Сибири
Концерты Вадима Кузьмина, бессменного лидера одной из легенд сибирского панк-рока - группы "Чёрный Лукич", прошедшие в целом ряде городов Донбасса, стали для жителей нашего края настоящим знакомством с душой Сибири.
Многие из нас привыкли считать, что панки - это агрессивно настроенные малолетки с причёсками типа "ирокез", разодетые в кожаные куртки-"бомберы" и горланящие под плохо настроенную гитару песню о том, "что всё идёт по плану". Такое представление о панк-культуре сложилось благодаря достаточно большому количеству любителей внешней атрибутики, не удосуживающихся постижением её глубинных моментов. Ведь панк как социокультурное течение - это прежде всего форма социального протеста, охватывающая преимущественно молодых провинциалов и прочих выходцев из "низов" общества, недовольных отсутствием доступа к серьёзным жизненным перспективам. Поэтому нельзя назвать случайным тот факт, что в перестроечное время идеология панка легко нашла дорогу в сердца и умы молодых сибиряков, подарив миру целый пласт культуры.
Для меня, много путешествовавшего по Сибири, общение с Вадимом Кузьминым стало очередным прикосновением к красоте суровой, но открытой и доброй сибирской души. Приятно поразили отсутствие у этого человека озлоблённости и агрессии, умение любить слушателя и находить светлое. А ещё не только наличие глубоких и прочных корней творчества, но и способность гордиться этим фактом: сейчас среди творческих людей гораздо чаще встретишь эпигона, гордо именующего себя первооткрывателем, чем человека, осознающего, что без постижения традиции не бывает новаторства. Об этом и многом другом сегодня нашим читателям рассказывает Вадим КУЗЬМИН:
- С нового года наш ансамбль называется просто "Лукич", лишнее в виде эпитета "чёрный" отпало само собой. Если говорить о происхождении названия группы, то скажу, что у нас народ в Сибири жёсткий, очень часто придумывает музыкальным коллективам дурацкие имена, но держится за них сильно. Есть даже виртуальные рок-группы, которых в жизни никогда не существовало, придумываемые под отдельные проекты. Например, одна из таковых у Егора Летова называлась "Матиас Руст и ПВО". Нечто похожее было и у меня под названием "Убегающие помидоры". Репертуар этого проекта ограничивался исполнением музыки и песен из кинофильма "Бриллиантовая рука" в разных вариациях, и поэтому он изначально был обречён на короткую жизнь.
Почему именно "Лукич"? В Сибири этим словом до сих пор называют памятники Ленину, и название группы возникло под прямым воздействием духа политического радикализма, бродившего по Союзу в момент разочарования перестройкой. Но это ещё не самое худшее: были варианты и более циничные, например "Насильники Крупской".
- Вадим Петрович, сибирский панк - отдельная страница в истории русской рок-музыки...
- Не только русской, но и мировой музыкальной культуры в целом, обладающая всеми признаками своеобразия. Печально, что она уже принадлежит истории, но к счастью, что была. Я в институте учил немецкий язык, а когда освоил английский, то понял, что творчество Леонарда Коэна и Боба Дилана - это то, чем нас кормил считающийся рок-музыкантом "номер один" Борис Гребенщиков, выдавая его за своё собственное. А вот Егор Летов создал нечто такое, чего в мировой панк-культуре не было. Я объездил порядка ста двадцати городов России, но нигде такого не было, чтобы на очень ограниченном пространстве (от Тюмени до Новосибирска и Барнаула) за какие-то два года возник всплеск количества невероятно талантливых людей. Мы изначально не были похожи на панков: ужасно волосатые, все в "феньках", многие люди нас принимали за хиппи. И только продвинутые говорили: "Этим попадёшься под раздачу - "пацификами" порежут..." Но прежде всего мы были и остаёмся людьми неравнодушными, и это неравнодушие можем выражать в песнях. К сожалению, основа сибирского панка сошла на нет, когда в России была воспринята пошлая внешняя форма западного панк-рока, которая несёт в себе одни кривляния на сцене: сейчас к панку относят такие группы, как "Тараканы", "Элизиум", "Сектор газа" и прочие дешёвые образчики стиля.
- Вы знали таких ярких представителей сибирского андеграунда, как Янка Дягилева и Егор Летов. Какую память оставили о себе эти люди?
- Что чувствуешь, когда говоришь об умерших братьях и сёстрах? Печаль и грусть: жаль что так рано ушли. Обычные люди, как и все мы, только очень талантливые, сложные и противоречивые.
Егор Летов вложил много сил в развитие панк-рока. В конце 80-х годов ХХ века он много путешествовал автостопом по Советскому Союзу, останавливался в различных городах, выступал в рок-клубах, записывал альбомы. Егор предпринимал усилия, чтобы стать известным, в отличие от многих из нас, в том числе и меня, у которого много других проблем, чтобы думать о популярности.
Мы были как дети в хорошем смысле этого слова. Например, очень любили устраивать чемпионаты по игре в настольный хоккей. Правила такие: пять минут "грязного" времени, нельзя было только трясти игровое поле и бить руками соперника, всё остальное разрешалось. Было очень весело: команды придумывали оригинальные названия, например "Тунгусские атланты", "Саблезубые красноармейцы", "Бабий бой", "Увесистые самородки", а Егор Летов даже сочинил мелодию, под которую проводились матчи. Проводили турниры на лучшее знание популярных советских фильмов, таких, как "Ирония судьбы" и "Бриллиантовая рука": после контрольного просмотра фильма мы задавали друг другу вопросы по определённой системе. Мне довелось выиграть турнир по "Бриллиантовой руке", этот фильм считаю квинтэссенцией советской комедии и рекомендую его своим зарубежным друзьям, желающим понять Россию. Хотя чуть было не проиграл его, ответив, что кран, ударивший по голове в конце фильма главного героя, имел грузоподъёмность пять тонн вместо правильных семи. Тем не менее победил, сразив соперника вопросом о том, кем был герой Анатолия Папанова Лёлик до того, как попасть в шайку контрабандистов.
- И кем же?
- Привожу дословно авторский вариант ответа: "В результате военной реформы Хрущёва из рядов вооружённых сил СССР было уволено более полумиллиона офицеров, не имевших высшего образования. По ряду выражений, а именно: "Такова наша дислокация", "Начинаем действовать по вновь утверждённому плану!", мы можем предположить, что Лёлик имеет офицерское прошлое. Следовательно, в фильме "Бриллиантовая рука" среди прочего поднимается вопрос о трагической судьбе человека, ставшего жертвой хрущёвских преобразований и не нашедшего себе места в честной жизни.
- Представители сибирского андеграунда зарекомендовали себя как сторонники левых политических партий России. С чем это связано?
- Мы - за социальную справедливость. Очень люблю СССР, однако, если говорить о достатке, могу сказать, что столько мяса, как сейчас, тогда не ел. В 1996 году сам играл в оппозиционных концертах, хотя среди рок-музыкантов находились и те, кто поддерживал Ельцина, например "Алиса" и "Машина времени", участвовавшие в туре "Голосуй или проиграешь!". Тогда наблюдалось жуткое распыление оппозиционных сил, а в истории бывают моменты, когда надо плюнуть на всё и объединиться. Но этого не произошло.
- Известно, что вы не любите Интернет...
- Я очень консервативный человек, мне сложно привыкать не только к новым людям, тем более - к новым музыкантам в коллективе, но и к новым веяниям. Но иногда пользуюсь им: когда надо, езжу на другой конец города к товарищу. Так было во время работы над последним альбомом "Полярная звезда", когда гитарист присылал мне аранжировки, я записывал голос и отправлял ему для монтажа. Сам я сейчас живу в Воронеже, альбом записывали в Новосибирске, обложку делали в Ростове-на-Дону, клип снимали в Казани.
- Приходилось слышать, что самый экзотический концерт у "Лукича" был несколько лет назад на юге Горного Алтая, в деревне Мульта, где вас тепло встретили староверы, в своё время не потерпевшие соседства кришнаитов, попытавшихся организовать там коммуну...
- Из недавнего большое впечатление оставили концерты в Израиле. Я очень люблю Сибирь и сибиряков, так с ними могу сравнить разве что израильскую публику: самая лучшая после Новосибирска, удивительные и очень мужественные люди, вызывающие огромное уважение. Поразили музыканты, которые не были в России, но очень любят нашу страну и поют на русском языке. А во-вторых, там, по милости пьяного водителя, я чуть было не погиб, из-за чего один друг пошутил: "Тут самая близкая дорога в небо..."
Запомнилось также, как однажды играли в Троице-Сергиевой лавре для семинаристов, и нас оставили ночевать в келье. Когда мылся в бане, очень стыдился своих татуировок, кроме того, тогда я был бородат и усат, но потом узнал, что семинаристам "растительность" на лице не полагается по чину. Но, несмотря на это, ко мне отнеслись очень хорошо, даже разрешили не присутствовать на братских службах: они начинаются очень рано, примерно в половине пятого утра. Но я вставал на них, хотя несколько раз за время службы покидал помещение храма. За это время познакомился с лаврой, очень поразила дверь с огромной рваной пробоиной от пушечного ядра, оставшейся как память от тех времён, когда польские войска в начале XVII века штурмовали монастырь.
- С чем, по-вашему, связана активизация сотрудничества рок-музыкантов с православной церковью?
- Рок-музыка - отражение естественных процессов в обществе: если музыканты идут к Богу, то и народ идёт к нему. Но вопрос веры крайне индивидуальный, и когда тот же Кинчев во время выступления на фестивалях заявляет, что он православный, это заставляет меня усомниться в его искренности.
- Что пожелаете нашим читателям?
- Мне сорок шесть лет, но я человек неравнодушный, счастливый, весёлый, я знаю, что хороших людей на планете больше, чем плохих. В Донбассе выступаю уже не первый раз и скажу по секрету, что у вас земля такая, что нельзя быть плохим человеком. А кроме того, мы, россияне, к вам относимся как к своим. Так что давайте поддерживать друг друга: когда в наших странах будут одни хорошие люди, нам и политики не помешают хорошо жить. Будьте счастливы!
ПервоИсточникъ