Шербет и щебень в адрес Вашингтона

Aug 23, 2013 23:19



Кавказские ноты в последней геополитической симфонии отмечаются не самым удачным дебютом. Едва на днях успели потушить дипломатический скандал между РФ и Азербайджаном, как тревогу забили на грузинском участке строительства новой железнодорожной ветки «Баку-Тбилиси-Карс» - хотя по поводу тамошних неурядиц общественность так же быстро постарались успокоить. У конфуза в Баку, неприятнейшим образом отразившегося на официальной встрече глав МИД, и у "забастовки" рабочих в Грузии вряд ли отыщется общий режиссер, просто диссонанс оказался уж слишком громким...
Бакинский инцидент произошел во время визита президента РФ Владимира Путина в столицу Азербайджана 13 августа. Руководители внешнеполитических ведомств на заранее согласованной церемонии должны были подписать документ двусторонней Программы сотрудничества в гуманитарной сфере.
По сообщениям агентства «Regnum», с азербайджанской стороны во время произнесения имени главы МИД РФ Сергей Лаврова произошла «оговорка». Все бы ничего, но церемония транслировалась в прямом эфире крупнейшим русскоязычным телеканалом «Russia Today», а в самой «оговорке» расценили намек на тяжелое ругательство.
Как сообщили позднее, виновник двусмысленной ситуации был снят с должности, а сам скандал поспешили с максимальным рвением замять, хотя в непреднамеренности подобных «оговорок» Москва уже давно имеет право сомневаться. Чего стоит, к примеру, куда более безобидная, но весьма символичная ошибка, продемонстрированная всему миру на встрече Сергея Лаврова и Хилари Клинтон, бывшей на тот момент в должности Госсекретаря США. Желтая кнопка с надписью «Peregruzka» через несколько лет словно оправдала свой смысл, отражая суть отношений между США и РФ, так и не ставших «перезагруженными» к лучшему. Остается сожалеть, что после «свежего» инцидента в Баку у многих в мире возникнут не самые лучшие аналогии при оценке нынешнего уровня взаимоотношений между Азербайджаном и Россией.
Между тем, мимо внимания широкой общественности не прошло загадочное сообщение об эпизоде на железнодорожной ветке «Баку-Тбилиси-Карс». Здесь события развивались в жанре политического детектива: отдельные СМИ в Грузии сообщили о забастовке железнодорожников, проводивших работы на Тетрицкарском участке магистрали. Якобы строителям уже несколько месяцев не платят зарплату, и они решили бастовать, о чем был информирован грузинский премьер-министр Б. Иванишвили. Однако в скором времени начали поступать опровержения - и по какой-то причине активнее всего, судя по следам в глобальных интернет-поисковиках, опровержения эти поступали со стороны азербайджанских масс-медиа.
Проблема в том, что магистраль длиной более сотни километров, которая согласно проекту должна связать города Ахалкалаки в Грузии и Карс в Турции считается стратегически важной. Одновременно с тем, как прокладываются новые железнодорожные пути, и в Грузии и в Азербайджане проводят реконструкцию уже имеющихся отрезков магистрали, и вся эта работа изначально была задумана ради перевода колеи «советского» образца на стандарты Европы. За бодрыми релизами о скором транзите, который соединит Восток и Запад, предпочитают не афишировать то обстоятельство, что проект «Баку-Тбилиси-Карс» крайне важен для планов руководства NATO и реализуется он в обход территории Армении, несмотря на уже существующие там железнодорожные пути - в Гюмри, например.
Масштабы будущего транзита (в первую очередь, грузов североатлантического Альянса в рамках вывода войск из Афганистана) оцениваются в 30 миллионов тонн ежегодно. По мнению экспертов, на то, чтобы построить временную дорогу только ради того, чтобы затем подарить ее местным властям, наблюдая за неконтролируемым всплеском экономического роста, ни в Вашингтоне, ни в Брюсселе никогда бы не пошли. И вряд ли это не понимают в Баку и в Тбилиси. Вот почему скандал с железнодорожниками крайне не выгоден в первую очередь нынешним европейским и заокеанским «друзьям свободного и демократического» Кавказа. Как тут не воспользоваться соблазном и не поиграть на нервах партнеров?
Кстати, грузинская сторона для вида как-то уже высказывала озабоченность, что обходная ветка от Баку до Карса может отразиться на местной экономике, если составит конкуренцию портам в Батуми и в Поти. Но ни для кого не секрет: о том, насколько забота о гармоничном развитии общенациональной экономики в Грузии имеет отношение к защите национальных интересов, знают лишь те, кто владеет портами и Поти, и в Батуми на самом деле, а не на бумаге. И кому достанутся самые жирные сливки от использования стратегически выгодного направления на Карс.
Так или иначе, последние примеры проявления «самостоятельной» политики на Кавказе пока не вызывают заметного публичного одобрения со стороны крупнейших игроков с обоих побережий Атлантики. И наверное, совсем не потому, что действия, по характеру своему напоминающие традиции феодального средневековья, расходятся с представлениями столпов буржуазии о современной демократии. Скорее, молчать предпочитают по иной причине - согласно известной пословице о больших деньгах, которые любят тишину…

Источник: http://www.notum.info

США. Россия, НАТО, Грузия, фальсификация, Баку, провокации, Кавказ, Азебайджан

Previous post Next post
Up