Книга Юлии Юсуповой «Таро Темных ангелов. Портал в Утраченный рай» - это книга-руководство к колоде Таро Темных ангелов. И можно сказать, что это книга о Темных ангелах, попытка заглянуть в их души, найти там источник света, понять их и помочь им. А значит, это книга и о тех, кто чувствует себя отверженным, ненужным, нежеланным, нелюбимым, иным, чужим, наказанным… О подростках. О людях, непохожих на других, нетрадиционных, не укладывающихся в рамки социума. О «белых воронах» и «гадких утятах», об аутсайдерах и изгоях.
Что дала мне работа с этой книгой? [далее ...]Приведу слова Юлии из главы про Темных ангелов: “… я поняла, что причисление колоды к разряду «темных» не соответствует действительности. Образы арканов полны воистину «ангельского» света, сияния, и лишь присутствующая в каждой карте легкая грусть может дать какой-то легкий намек на «темноту».
До работы с Юлиной книгой мои ощущения от этой колоды были специфические: - как будто идешь в темноте: глаза вроде и привыкли к сумраку, но идти неприятно; - как будто пытаешься найти контакт с колючим человеком. Видно, что человек хороший и интересный, но он словно сам не верит, что кто-то может искренне им интересоваться - и отвечает неприятием, выставляя свои колючки на защиту. Впрочем, ничего удивительного в таких ощущениях от колоды нет: ведь она показывает нам оголенные души (и из рассказа автора о Темных ангелах понятно, почему) - а чужая душа, как известно, потемки. И мало кому хочется в чужих потемках разбираться, пройти мимо проще.
Что же дала мне книга? Она «пролила свет» на этот сумрак (деликатно, не нарушив уединение и покой темноты). И оказалось, что мрачные монохромные образы играют многоцветием. А часто повторяющиеся «тематические» детали (например, кресты) оказались не только «антуражем», но и символами, придающими дополнительные смысловые оттенки. Что же позволило Юле сделать это? Мне кажется, что это любовь. Та любовь, которая, согласно автору, является и основной характеристикой Темных ангелов.
Моя любимая часть в книге - это описание техники путешествия в аркан. Эта практика является очень полезной - но не все понимают, как это делать. Юля дает пошаговое описание техник - и приводит свои примеры. Нужно отметить, что Юля вообще очень искренняя и открытая в этой книге, она словно позволила нам читать свой дневник. Это подкупает.
Я рекомендую эту книгу: - тем, кого притягивает эта колода, но кто не может найти к ней подход; - тем, кого интересуют медитативные практики на таро; - для работы с людьми, ощущающими себя чужими, отверженными, непринятыми (например, подростки, «гадкие утята», аутсайдеры, т.п.).
Таро Катавасия (или Таро кота Василия) - колода, изданная в соавторстве В.Ю.Странниковым и Ф.П.Эльдемуровым. В оформлении арканов использованы коллажи с авторскими фотографиями животных. К колоде прилагается «белая книжечка», по текстовому объему - это полноценная книга-компаньон к колоде.
Сразу скажу, что не буду писать о том, что эта колода - для любителей кошек. Думаю, что колоды с кошками могут привлечь не только тех, кто любит этих животных. Ведь кошка как герой колоды таро - это не в буквальном смысле «кошка», а кошка-символ, то есть воплощение иньского принципа, скрытой силы, независимого взгляда на вещи.
[Далее...]Вспомним Кошку, которая осмелилась смотреть на Короля в книге про Мэри Поппинс. Когда Кошка взялась задавать вопросы ученому Королю, он не смог дать ответы. Он пытался отвечать научно и обоснованно, но Кошке больше понравились ответы старика-Министра, мальчика-Пажа и женщины-Королевы, потому что они были по-житейски просты и мудры. «Самое вкусное молоко - на блюдечке у печки», а «сильнее всего на свете - терпение».
Подобно Кошке, эта колода позволяет мне смотреть на проблему «другими глазами». Увидеть те вещи, на которые я не обратила внимания. Вспомнить, что кроме моей правды есть и чужая правда. На вопрос «почему меня, такого хорошего, не ценят» эта колода вполне может заявить «а ты уверен, что ты такой уж хороший?» или «а ты уверен, что тебя не ценят?» Эта колода может выступать в своем роде «адвокатом дьявола».
Интересной и важной особенностью Таро Катавасия является наличие двух дополнительных старших арканов (в соответствии с взглядами Ф.П.Эльдемурова). Это XXII СА: белый кот на черном (Анимус) - и XXIII СА: черная кошка на белом (Анима). Подробнее об этой теории можно прочитать в работах Ф.П.Эльдемурова. Здесь же я только скажу, что на настоящий момент таро Катавасия, кажется, единственная полная колода (т.е. включающая не только СА), в которой есть эти два дополнительных СА. Разумеется, эти два аркана можно ввести в любую колоду при помощи двух «рекламных карт», но ведь намного приятнее, когда есть специальные карты для этого.
Итак, я рекомендую эту колоду: - тем, кому интересна идея Ф.П.Эльдемурова о двух дополнительных СА; - для работы с такими вопросами, когда нужно посмотреть на ситуацию «другими глазами», со стороны; для использования ее в качестве этакого «адвоката дьявола»; - для таких техник, которые подразумевают работу с сюжетом, сочинение историй, диалоги между персонажами карты, т.п. Образы колоды позволяют проводить такой вид работы.
- тем, кому интересно быть свидетелем истории развития отечественной школы таро.