написано примерно три месяца назад
Как часто покупатели японских авто (с правым рулем) слышали это слово. Сякен то, сякен сё...
Мол из-за необходимости его прохождения, японцы авто чуть ли не бесплатно продают, что при его прохождении меняют чуть ли не пол машины и его наличие гарантирует безпроблемную эксплуатацию авто десятки лет... (было дело, знакомый японец просто отдал нам свой Ниссан Пульсар бесплатно, но денег с продажи такого авто хватило на оплату сборов аукционных, да на рамен начальнику. )
Много сказок и басен гуляет по рынкам, в том числе и про сякен.
Возможно автолюбителям будет интересно почитать что же представляет из себя обязательный японский ТО в реальности.
указаные цены действительны для города Кобе в префектуре Хего, и могут немного отличаться в других городах и префектурах Японии
Я всегда менял авто в Японии до окончания этого обязательного ТО.
За одно можно вспомнить все авто в Японии, их было не много: Outback 2006 - Outback 2007 - Brevis 2001 - Brevis 2004
Тогда менять авто было проще. Сейчас все немного изменилось. Во-первых, я нашел тот авто, который устраивает почти во всем.
И как-то вдруг стала чаще посещать мысль : "а зачем менять, если все нравится и не ломается?"
Старею что ли.
Во-вторых финансовая ситуация такова, что впуливать одномоментно 800 000 иен в авто, который хочется (это Приус)... как-то некомильфо. Хотя покатавшись на Приусе понял, его экономичность великая вещь. 3,2 литра на 100 км внушают! (итоговый расход на прокатном Приусе после 420 км по разным дорогам в разном темпе)
Пару слов про отношение...
Мозги постепенно меняются тут в Японии в отношении авто. У нас в России хороший понтовый авто "греет" душу и, что кривить душой, часто помогает по жизни. В Японии понятие понтового авто размывается очень сильно. На дороге все едины, на парковках тоже. Зеленые человечки, на службе муниципалитета одинаково охотно штрафуют за неправильную парковку как Тойоту Дует лохматого года, так и новый Lexus. Нет массы родных моментов, где ты можешь себя почувствовать ущербно, даже управляя кей-каром (авто объемом 660сс). Количество Поршей на квадратный километр такое, что пропадает всякое желание оборачиваться на авто. Новинки автопрома появляются в городе мгновенно! Только авто вышло в продажу и уже встречаются тут и там.
Доходы населения позволяют купить если и не сразу, то в кредит легко 80% авто, которые предлагает рынок.
В 100 метрах от дома салон новых BMW и Porsche, авто годами стоят под открытым небом. Не в боксах, за 3-х метровыми заборами, а у всех на виду
Но многим это просто не нужно. Я встречаю массу старых авто на дорогах. Старые Камри в кузове SV32, Короллы AE90 и прочие, что еще не стало раритетом, но уже почтенного возраста.
Сосед, пакистанец ездит на новом Прадо 150. А сосед европеец, незнамо откуда, на старой Тойота Спринтер Краиб.
Внедорожники и 4WD полностью теряют смысл на этих дорогах и в этом климате.
Автозапуски, сигнализации, защиты картеров, секретки на литье... нет, все это конечно продается, но покупается чрезвычайно редко. Субъективно может 2-3% авто имеют дополнительные средства охраны.
Проблема типа "авто уже немало лет, надо менять а то начнет сыпаться", отсутствует как класс. Чему тут сыпаться с таким бензином, климатом и дорогами?!
Не представляете, сколько бед и авто-проблем может решиться, если начать строить хорошие дороги, поддерживать чистоту в городе и продавать качественное топливо.
Подвеска не будет страдать от ям и колдобин, лакокрасочное покрытие от пыли и грязи, авто можно не мыть хоть полгода потому что чистое. А двигатель и топливная система будут всегда здоровые если в бензобаке будет бензин, а не г..но по цвету похожее на бензин.
Вернемся к теме...
В общем кому как, а нам сейчас не до замены авто. Посему было принято решение - проходить сякен на Бревисе.
Старый заканчивался 4 октября. После истечения, ездить на авто по правилам нельзя, и доставка в сервис для прохождения ТО возможна только на эвакуаторе. Примерно за неделю до этого срока мы поехали на первычный осмотр.
На доске расписаны дни месяца а справа занятость по дню. Мастера и авто записаны на магнитиках
Стеллаж с деталями и расходниками для замены в автомобилях на сегодня.
Осмотр занимает около часа.
Отдаем ключ, и садимся в комнату с большим стеклом во всю стену наблюдать за работой (авто далеко, что там ковыряют не особо видно)
После выдают примерную смету того, какие работы будут и за что нужно будет платить.
Процедуру можно разделить на две части.
1. Оплата различных государственных сборов:
- Налог на вес авто. Бревис, к сожалению, в 1,5 тонны не помещается. Он на 70 кг тяжелее. Платим 40.000 иен
- Обязательная страховка на 2 года. 24950 иен. Она подорожала с последнего сякена в 2009 году (проходил предыдущий хозяин Бревиса) примерно на 2500 иен. Если переводить на рубли даже по текущему сумашедшему курсу руб\иена, то годовое обязательное страхование, получается около 5300р.\год. Сумма соизмеримая с ценой ОСАГО в Омске на такой же авто. И немного дешевле чем в Москве.
- Сбор за оформление документов. Фиксированный, не зависит от авто, равен 1100 иен
Как можно увидеть из таблицы, выгоднее всего владеть кей-кар, авто с двигателем объемом до 660 кубиков.
Сборы на все остальные авто отличаются, но не глобально. Разница между Ниссан Марч и Тойота Краун всего каких-то 20.000 иен. Очень важно то, что никакие налоги не зависят от мощности авто! Только от веса и объема двигателя. Т.е. обладатель Импрезы мощьностью 280 л.с. заплатит меньше, чем хозяин 2,5 литрового Марк2.
2. Технический осмотр и ремонт:
- Оплата двухгодового осмотра 15750 иен
- По 5250 за оплату оборудования и работы.
Это “база”. Государственные сборы на всех станциях ТО одни и те же. Стоимость оплаты обязательных услуг сервиса немного отличается у разных компаний, но не сильно, в пределах пяти тысяч иен.
Дальше уже сумма зависит от состояния авто, от того, какие работы нужно будет проводить.
При проведении сякена, СТО руководствуется едиными для всех требованиями. Хотя не исключаю, крупный сервис может быть по-строже, а мелкий лояльнее.
Если на лобовом стекле трещина, то его нужно менять, если к сякену авто пробежало 100 тыс. км, то нужно менять ГРМ (а с ним ролики и помпу), если остаток протектора у покрышек менее 3мм. (если не ошибаюсь), то их нужно менять (хотя хитрить и тут научились, берут в прокат и одевают новый комплект колес специально на день прохождения ТО) и т.д. и т.п.
В результате, через час осмотра, получили вердикт:
Помимо обязательных платежей нужно было заплатить:
- замена тормозной жидкости 3150 иен
- чистка двигателя (дословно) какой-то хренью 2000 иен (обычная цена 2980)
- ремонт небольшого скола на лобовом стекле (увидели таки, глазастые) 3045 иен
- замена фильтра воздуха 2980 иен
Бесплатно, вернее это вошло в стоимость обязательного осмотра:
- мойка всего авто и легкая полировка
- замена масла (0W-20)
- ротация колес и проверка давления
- развал-схождение
- регулировка стояночного тормоза.
Что касается ремня ГРМ...
По скольку Бревис накатал 97 тыс. км, то обязательной эта процедура не является. Вот если бы ко дню прохождения ТО, на одометре было бы 100 000 км, тогда менять категорично, не отвертишься.
А так, было рекомендовано по достижению ста тысяч заехать на замену.
После этого часового осмотра мы отвечаем что бы нам назначили день для прохождения процедуры.
Сверились с расписанием и сказали приезжайте через несколько дней в субботу.
А там уже по той же схеме, приехали утром, отдали документы, авто, ключи.
Вместе с документом о регистрации авто - сякэнсе, необходимо предоставить старую страховку и квитанцию об уплате годового налога на транспортное средство.
Сервис записал наш телефон, что бы позвонить как будет все готово, и мы поехали домой.
Многие клиенты спрашивают перед покупкой авто: “А если у лота на аукционе пробег 105 000 км, ремень ГРМ уже поменяли?”
Не факт.
Если есть такая наклейка, то точно меняли.
Если авто проходил сякен после 100 тыс. км, то тоже меняли.
В остальных случаях точно ничего сказать не могу.
Ближе к вечеру того же дня позвонили, “забирайте авто”.
Что имеем в итоге?
Цена удовольствия для моего авто - 104 525 иен за все. Скинули почему-то до 103 000, я не спросил за что подарок (раскидал на три месяца выплаты)
На авто можно ездить еще два года до очередного сякена. Можно продать и цена будет выше, чем у авто без сякена.
Скол на стекле сделали очень хорошо. Увидеть его теперь непросто.
То, что нужно было поменять по регламенту, поменяли.
Дали гарантию на полгода.
Но многое, что я считаю сделать необходимым, делать не стали. Например, поскрипывающие иногда шаровые в передней подвеске. Будем делать отдельно... наверное :)))
Еще яб уговорил клиента (на их месте) на замену ГРМ, роликов и прочей мелочи. :) Они не стали.
После процедуры дали временный талон, который лепится на стекло внизу слева.
Мащо забирают, отправляют в какую-то гос.организацию, а через неделю уже звонят нам что бы приехали за наклейкой (могут и почтой домой прислать)
В общем, сякен процедура не из дешевых.
Но тут либо покупать очередной авто, либо проходить ТО. И то и другое это финансовые затраты.