Леонид Иванович Недов (1924-2007) среди своих графических работ. Первая посмертная его выставка открылась в Кишиневе 15 декабря 2018 г.
С Михаилом Хазиным, пушкинистом, поэтом и переводчиком, познакомился я осенью 1979-го в Кишиневе в редакции журнала «Кодры». Именно он был «крестным отцом» появившейся в январском номере следующего года этого издания первой моей публикации, положившей начало долголетним моим исследованиям.
Сам предлагаемый вниманию посетителей моего ЖЖ рассказ записал я в подмосковном Доме творчества Союза писателей в Голицыно. Сохранилась даже точная дата той встречи: 26 марта 1988 года.
С героем своего повествования, Леонидом Недовым, Михаил Григорьевич встречался неоднократно. Историю он эту, кажется, впоследствии где-то даже публиковал, но без присутствующих в этом рассказе многих интересных подробностей.
ОСКОЛКИ ПАМЯТНОГО
Леонид Недов родом был из Тирасполя. После войны он приехал в Кишинев, но у него не было паспорта. От безвыходности положения он решился на подделку документа, однако ему посоветовали купить его: нашелся работник МВД, который за определенную плату продавал чистые паспорта.
Денег у него, однако, тоже не было. Но он рассудил: лучше раз в жизни изготовить фальшивые деньги, чем всю жизнь ходить с фальшивым паспортом. Сказано - сделано. Вскоре клише пятидесятирублевок было готово, бумага сварена.
С чемоданчиком этих денег он уезжает на Украину. Приобретает в тамошних магазинчиках всякие мелочи, собирая сдачу. Наконец, денег было собрано достаточно и он вернулся в Кишинев, купил паспорт и зажил спокойной жизнью.
…Нашли его через шесть лет. Допросы привели к признанию. Позже следователь признавался: были только неясные предположения, не больше, и если бы не признание, ни о каком суде и речи бы не могло идти.
Как бы там ни было, но он сел, и надолго. Находился в лагере усиленного режима на Севере. Однако ему повезло: он не знал ни лесоповала, ни тяжких работ на строительстве дорог. Работал художником в КВЧ (культурно-воспитательной части). Рисовал, в основном, плакаты. Вскоре он так преуспел в этом деле, что выполнял всю свою штатную работу за час-полтора. Секрет был прост: Недов завел себе множество трафаретов, ведь в душе он был новатором.
Все оставшееся время отдавая свободному творчеству. Темой его рисунков была лагерная жизнь во всем ее разнообразии и безобразии. Эти потрясающие рисунки и до сих пор целы. Кое-как свернутые в трубочку с обтрепанными краями, они вызывают целую гамму чувств - любопытство, сострадание, омерзение, страх.
Рисунок из коллекции Михая Чокану (Кишинев).
Кроме художества, свободное время Недов отдавал чтению. Возможность эта сохранилась и после перевода его в лагерь на родину, кажется где-то под Бендерами.
Когда однажды лагерный офицер принес ему вместе с книгами номер «Нового мира», будущая свобода постучала в его дверь. Вернее даже не постучала, а робко заскреблась. Под голубой новомирской обложкой был «Один день Ивана Денисовича», заставивший его лепить и Ивана Денисовича и кавторанга и еще многих-многих других персонажей этого произведения.
Через мать было послано письмо автору, полетевшее, через Москву, в Рязань. Завязалась переписка. Последовало предложение проиллюстрировать повесть. Идея Александру Исаевичу пришлась по душе (зэк иллюстрирует произведение бывшего зэка); рисунки - тоже.
Солженицыным была предпринята даже попытка съездить в Молдавию повидаться с его корреспондентом и иллюстратором. Однако в дороге сломалась машина и встреча не состоялась. Зато через некоторое время в лагерь приехал личный адвокат писателя, чтобы ознакомиться с обстоятельствами дела Недова. А вскоре Солженицын вместе с другими литераторами (среди них был и Твардовский) подписали письмо на имя Хрущева. Недова освободили.
Тогда-то и состоялась его встреча с Александром Исаевичем. Однако мечтам об издании «Одного дня…» с иллюстрациями теперь уже освобожденного Недова не суждено было сбыться из-за репрессий на сей раз по отношению к самому писателю…
Не состоялся Леонид Недов и как художник. Халтура затянула его настолько, что не оставалось уже времени на настоящее творчество. Памятники на кладбищах давали неплохой заработок, но постепенно лишали его первоначальных художнических навыков.
Глядя на рисунки лагерной поры, Недов признается, что так сейчас нарисовать уже не сумеет. Себя он именует «народным художником республики», но не имеем даже книжечки члена Союза художников.
Живет он спокойно, размеренно. Лишь изредка его покой нарушают работники МВД, приглашают дать консультацию…
Баланда. Эта скульптура, как и рисунок «Кум», - единственные работы, которые Л.И. Недов сумел передать А.И. Солженицыну, а тот воспроизвел их в «Архипелаге ГУЛАГ». Авторская копия. Архив Тамары Недовой, вдовы художника. Снял Сергей Мардань.
К только что опубликованному рассказу считаем нужным присовокупить сведения, дополняющие его:
«По договоренности с Солженицыным рисунки Недова должны были иллюстрировать “Архипелаг ГУЛАГ”. Леонид с головой окунулся в работу, когда вдруг узнал, что Солженицын выслан из СССР. В его “энциклопедию лагерной жизни” вошло только то, что Недов ему подарил - рисунок “Кум” и фотография скульптуры “Баланда”. Остальные работы художника остались невостребованными.
Но “Недов очень дорожил ими, - писала в конце 90-х в одном из кишиневских журналов публицист Маргарита Буинчук. - Во-первых, потому что все работы носят очень личностный, ‘дневниковый’ характер. В них лагерная жизнь какая она есть. С лукавинкой, но без вранья. Много позже он увидит своих героев вне зоны. Но это будут уже совсем другие люди, ‘застегнутые на все пуговицы’, с другим взглядом, с другой речью”.
Вывоз мертвых из лагеря. Архив Тамары Недовой. Снял Сергей Мардань.
Часть коллекции пропала, когда в 90-х воры обчистили мастерскую скульптора. Еще несколько рисунков ушлые “любители искусства” обманом выманили у художника и продали на аукционе в Париже. Недов не получил за них ни гроша. Только как-то раз увидел в каталоге свои работы. Все, что осталось, вдова художника подарила галеристу Михаю Чокану. […]
Недавно к нему приезжали люди из Бостона, хотели купить часть работ Недова. Продавать их Чокану отказался. “Во-первых, это подарок, - объяснил он. - Во-вторых, не хочу разорять коллекцию. Другое дело, если устроить выставку”.
Надзиратель Чижик, о котором упоминает А.И. Солженицын в «Архипелаге ГУЛАГ. Архив Тамары Недовой. Снял Сергей Мардань.
В конце 2018 года Михай Чокану при содействии Библиотеки цивилизаций имени Марка Блока организовал-таки выставку Недова в Кишиневе. Называлась она “Один день Леонида Ивановича” и была посвящена столетию Александра Солженицына. Основой экспозиции стали 33 работы художника, созданные еще в тираспольской колонии. […]
“Я под сильнейшим впечатлением, - признался один из посетителей выставки. - Наверное, это одна из самых выразительных коллекций, которую я когда-либо видел”.
При жизни Недов удостоился персональной выставки лишь однажды - перед тем, как в конце жизни его приняли в Союз художников Молдавии. К тому времени он создал десятки крупных скульптурных композиций и безчисленное количество мелких, в том числе по заказу правительства»:
https://rusmir.media/2019/03/05/kollekzia.
Параша. Архив Тамары Недовой. Снял Сергей Мардань.
«…Недов всегда держался особняком, в тени. Большинство его работ покидали наши края, отправляясь в качестве сувениров за рубеж. Его небольшие скульптурки “Штефан”, “Тарафул”, “Кускрий”, “Нунташий” уезжали из Молдовы вместе с ее почетными гостями Клинтоном и Шираком, с Кофе Аннаном и Димирелем, Кучмой и Алиевым.
Недову, который не был членом ни одного творческого союза и не имел ни одной персональной выставки, заказывали работы Брежнев и Бодюл, Снегур и Лучинский. […]
…В судьбе Недова была одна гениальная личность, которая помогла ему дожить до своего освобождения, не дав лагерным жерновам перемолоть его: вождь пролетарской революции Ленин. […]
Будущий скульптор попросил мать прислать ему анатомию человека для художников. […] Собирал фотографии Ленина, открытки. В лагере была библиотека, стал читать книги о Ленине. […] …С каждой новой работой добивался все большего сходства. Вскоре ему, зеку тираспольской ИТК, - неслыханное дело! - городской союз художников выдал официальное разрешение на право ваять вождя. […]
…Был Ленин, - для парадного в здании ЦК партии в Кишиневе. Был “Ленин за книгой” - участник и лауреат выставки народного творчества в Австрии. […]…Был еще Ленин - участник выставки народного творчества 15 республик на ВДНХ в Москве. Из всех представленных скульптур она единственная удостоилась чести быть выставленной у входа в павильон. […]
Скульптуры Ленина, многолетняя кропотливая работа по воплощению его образа не только отвлекали Недова от тяжелых мыслей, не только были работой на перспективу - они помогли остаться в живых. В буквальном смысле слова, потому что в полой части его скульптурных заготовок размещалась нехитрая снедь, которую приносила тайком с воли ему мать. Так Ильич помог Недову выжить, а Солженицын - выйти из плена»:
http://www.vedomosti.md/news/skulpturu-lenina-dlya-zdaniya-ck-kpm-sozdal-zaklyuchennyj-ti Источник публикации:
https://sergey-v-fomin.livejournal.com/723863.html