КНИГА ТОСКИ (Вместо рецензии) Владыки

Mar 15, 2011 10:38

Я долго откладывал прочитать то, что прошло как-то мимо меня. Сознаюсь: меня немного испугал объем опуса - два тома по 700 страниц! Но я знал,- ознакомиться надо обязательно, ибо сия книга, отчего-то не замеченная (или замолченная) прессой, более, чем знаменательна. Она - симптом времени.


И, наконец, одним махом я осилил все полтора тысячи страниц. И я - восторге, я очень доволен. А в чем разочарован,- о том попозже. Итак, я говорю о романе А.И.Нежного «Там, где престол сатаны».



Начну с самого главного: за много лет я не сталкивался с такими текстами, столь насыщенными ненавистью к Московской Патриархии. Что ж, все мы помним многочисленные статьи на церковную тему А.Нежного, еще в конце 1980-х г.г. - и в «Огоньке», и в «Москоу Ньюс». Тогда он выполнял определенный заказ ЦК, но тем помог становлению МП. Но очень скоро стало понятно, что автор очень и очень разочарован последствиями своей деятельности. А вот вышедшая его книга «Допрос Патриарха» мне очень понравилась. В ней имелась не только интересная фактология и журналистское разследование, но и сам тон ее был вовсе не тосклив, а вполне здрав. Но с того времени прошла целая эпоха и нечто изменилось,- внутри автора, в первую очередь.
Александр Иосифович, по-видимому, уже давно понял, что МП - никакая не Церковь, а демоническое сообщество, институированное при большевиках. И нет там никаких «таинств», и «попов», и т.д. и т.п. И вообще, там - престол сатаны. Справедливо, ничего не скажешь. Как человек со вкусом к истории, он пошел дальше и поставил под сомнение чистоту православия до революции, аж вплоть до Смутного времени. И в сем - он прав также! Чего душей кривить: сильно не в порядке всё было на Руси при Романовых. Никогда не было здесь идеальной Церкви. Правда, какая она ни была ущербная, - прямая трансцендентная связь с Богом имелась непременно, ибо само ее происхождение было не от сатаны. Устами своего героя, старого священника, Нежный прорекает, что на Руси подлинной Церкви еще только предстоит быть в будущем. Можно только поаплодировать,- мы вполне согласны и с сим утверждением. Ведь не случайны и такие безпрецедентные антихристианские гонения ХХ века. Всё, что могли делать, сделали церковные люди еще на Поместном Соборе 1917/18 г.г. для вывода из тупика Российской Церкви. Хотя, вероятно, большинству из них было понятно, что она не реформируема человеческими руками. И вот пришли такие огненные испытания, кои сожгли всё наносное, что становится ясно: Господь Сам очищает Свою Церковь от всего ложного.
Свято место пусто не бывает: вместо подлинной Церкви - ее фантом, симулякр, Красная Лже-Церковь, там где, престол сатаны.
Роман задуман, как современный апокриф. В нем масса самых разнообразных персонажей, в коих не трудно узнать знакомых, даже самого себя. В романе, как бы два романа,- современность и 1924-25 г. С наибольшим интересом я читал те страницы, где живописуются исторические церковные персонажи, легко узнаваемые под псевдонимами. Увы! - автор, даже изучив материалы следственных дел, не чует фактуры, не понимает мыслей тех людей. Вдруг меня осенило: ему не удалось поговорить с живыми людьми той эпохи, не ставшими советскими людьми. Посему - такая тоскливая экстраполяция современных переживаний в прошлое, чуждый ментальный фон, смехотворная мотивация поступков. Но, все равно, очень много угадано точно,- что радует.
Самые сочные страницы, наполненные неимоверным сарказмом и даже ненавистью, касаются даже не ГБистов, а МПшных бандерлогов. Возможно, сии строки в будущем станут классическими и их непременно станут цитировать любители русской словесности. Кстати, в начале нулевых годов появилось сразу несколько романов на церковные темы,- ну, очень гадкие и лживые, и жеманные. А здесь - картина маслом. Александр Иосифович,- зачёт!
Но очень и очень много текста я прочитал совершенно равнодушно. Всё то, что касается советской жизни начала «перестройки» - с водкой, селедкой, баней, работой и т.д. Мне сие настолько оказалось чуждо даже сейчас, что, кроме легкого отвращения, ничего не вызывало. Но роман явно написан не для таких как я, а для совков, считающих себя интеллигентами, и мучающихся своей никчемностью.
Впрочем, а каков сам сюжет? - Вполне в русле русской классики. Конченый 42-летний советский ублюдок, по профессии врач на «скорой помощи», разведенный и с проблемами жилплощади, узнает, что его дед - священник (более того, мученик и, судя по всему, катакомбник»). Герой романа находит письма деда и путается ознакомиться с его делами в КГБ, а также найти некое тайное Завещание п.Тихона, кое тот хранил. По мере своего разследования он погружается в отвратительный мiр МП, неприемлемый для него, знакомится со своими двоюродным дедом ЧКистом, но, самое главное, обретает самоидентификацию, что, в частности, выражается в его любви и зачатии ребенка. В конце его, нашедшего тайное Завещание патриарха, убивают КГБшники.
Всё очень просто? И да, и нет. Естественно, все сии алкогольные и псевдо-нравственные переживание персонажей романа мне оказались абсолютно чужды. Их разсуждения - смехотворны и глупы. Но разве в сем нет правды? Разве не такие советские люди с неким образовательным цензом, возомнившие себя, после прочтения 10 книг, философами и богословами, а заодно политиками и историками? Истинно так, А.И.Нежный точно уловил всю сию вонь.
От равнодушия - к отвращению.
Назойливым до болезненности показался мне и половой вопрос, постоянно возникающий на страницах романа. Я - не ханжа, но здесь - неуместно и просто тошно. Чуждо мне сие, как прочая советская дрянь.
Интересно, что, насколько сочно и смачно описаны современные нам персонажи МП, настолько надуманы церковные люди из прошлого. Автор явно реконструировал, по мере своего понимания, но самого духа жизни тех людей, той эпохи отчего то не уловил.
Не знаю точно, имеются ли репрессированные в семье самого Александра Иосифовича, но, очевидно, или нет, или единицы. Он страдает, что сущностно непричастен к крови мучеников. Он страдает, что работал на большевицкий режим, но совком быть не хочет. Он страдает, что из-за богоискательского порыва помог МПшным тварям, а они всего лишь чекисты в рясах, служащие у престола сатаны.
По своему размаху (и какой-то внутренней ритмике) роман тяготеет к очевидной достоевщине. Но при том в нем столько совкового барахла и нарочитого талмудического занудства, что виден и всем знакомый соцреализм. Автор сделал такой сплав, думается, специально. Он даже четко не обозначил временной период действий в романе, создав определенный анахронизм, как, например, Достоевский в «Униженных и оскорбленных». Зачем? - Вероятно, только для фона. Так, порождая апокрифический текст Завещания п.Тихона, А.И.Нежный полагал, что таковое могло бы взорвать МП чисто по каноническим основаниям. Наивно? - Да. Всем наплевать на каноны и догматы, черти и сами разскажут вам о том и другом. Патриарх - не папа Римский, его Завещание не имеет обязательной силы ни для кого. Оно будет иметь силу, когда враг будет ослаблен до нельзя или разгромлен. Истинная Церковь сама производит все необходимые мероприятия против своих врагов, особенно против служителей сатаны. Документов за столетия накоплено предостаточно.
Юмор - необходим для здоровой жизни. Также весьма полезно посмотреть на себя со стороны,- даже не своими глазами, а чужими. Надо посмеяться над собой, ибо любая самокритичность - только залог трезвости и истинного знания. Что ж, я и смеюсь над собой, обнаружив своего alter ego в сем романе. А.И.Нежный вплетает в ткань романа краткую новеллу о похождениях антихриста в перестроечной Москве. Увы!- до Воланда ему далеко, да и сам автор - не М.Булгаков. Но все равно, забавно, хотя и весьма надуманно. Плоски филиппики антихриста против евреев, смехотворна толпа жаждущих с ним аудиенции персонажей, среди коих, кого только мы не опознаем! Я, например, сразу себя узнал. Так Антихрист «делал знак рукой, одновременно приостанавливая направлявшихся к нему епископа Истинно-Православной Церкви Ипполита (графа фон Крюгге), сравнительно еще молодого человека с тщательно подбритыми бровями, дружка Степы Крылатова». А вот слова антихриста к моему литературному двойнику: «не казните себя если ваша пуля вполне случайно найдет себе подходящую дырочку граф бесконечно правы Гитлер действительно был новый Моисей а все эти бредни про Холокост измыслил сами знаете кто и зачем Гитлер железной рукой вел человечество к земле обетованной». Я много смеялся, читая сии страницы. Более несправедливы мне показались следующие строки:
«Отца Теняева поддержал епископ Ипполит (граф фон Крюгге) и, оказавшись лицом к лицу со своим дружком Степой, рек, будто крестоносец, близ Яффы наехавший на иудея:
- Давно я чуял в тебе еврейскую закваску! Христа распял! Кровь не напрасно прольем и мы, друзья, чтобы арийскою стала земля!
- Владыка! - завопил Степа. - Граф! Опомнись!
Но было поздно. Словно железной перчаткой, он получил в ухо и завертелся волчком, стеная от боли и от несправедливости.
- Ведь если б Его не распяли, болван ты немецкий, и христианства не было бы!»
Почему несправедливы? - Только потому, что не имеют под собой никакой почвы чисто на ментальном плане. Степа Крылатов, он же, действительно, мною весьма уважаемый человек: Сергей Борисович Ф-в, не заслужил не только помоев, удара в уха, но и просто интеллигентских благоглупостей. Простим автора? - Конечно, простим!
Прочитав роман от корки до корки, я вдруг поймал себя на мысли, что он - совершенно русское произведение литературы. Хотя автор весьма и весьма навязчиво пытается повторять во всех возможных вариантах «еврейскую тему»,- она выглядит настолько ненатуральной, что у меня закралось сильнейшее сомнение в еврействе самого автора. А.И.Нежный постоянно позиционировал себя евреем христианского исповедания, выкрестом и т.д., и т.п. Но его текст более укладывается как раз в русло чисто русской литературы, ориентированной на определенные интеллигентские круги. Даже такие немыслимые объемы романа - из русской литературы, где писатели не жалели ни бумаги, ни читателей. Ни выкресты, ни мемзеры так не пишут: они знают, кто они, а вот автор, явно, утратил самосознание. Автор хочет быть евреем, но остается русским.


Вопросы, религиозные, богословские, философские, экзистенциальные вопросы, поставленные в романе, - и оттого подымающие его  его, роман,  над всем бумагомаранием современности, - чисто русские вопросы. Даже один, самый главный вопрос: почему Всемилостивый Бог попустил (и попускает до сего дня) такие чудовищные гонения на Своих верных; почему Христа мучили только несколько часов, а пытки над христианами продолжаются десятилетиями; почему нельзя мстить?
Автору непонятно, или он лукавит, уже зная истинные ответы. Для подлинного израильтянина вопросов таких не существует, ибо он из Библии знает, что за отступление и ложь - коллективная ответственность (с праведниками в том числе); за одно мгновение страдания Мессии - десятилетия мучений людей; мстить надо всегда всем и за всё.
Надеюсь, что каждый прочитавший сей роман окончательно уяснит для себя: там, где престол сатаны - святости Божьей нет, не было и никогда не будет. И ложь никогда не превратится в правду, даже после многократного и многоголосого ее повторения. Мерзость, что пред ЯХВЕ, будет уничтожена - вместе с ее служителями и последователями, а кровь мучеников взыщется со всех. Не сомневайтесь.

оригинал статьи - http://community.livejournal.com/rus_vopros/852013.html

по материалам -- http://ambrose-s.livejournal.com/45200.html

Просьба - распространить у себя в ЖЖ-шках и Сообществах !

демография - http://community.livejournal.com/rus_vopros/844495.html
Previous post Next post
Up