Оригинал взят у
sumka_mumi_mamy в
Семья, школа, Адам, Брендан, Клеон, ДерекТянет меня по осени на семейно-школьные темы, простите. Я хотела бы поговорить о тех ситуациях, когда у семьи со школой не складывается. Обсудить, должно ли и способно ли общество с этим что-то поделать. Право на образование - неотъемлемое в современном цивилизованном мире. Школа предоставляет его, в меру сил. Иногда семья пытается взять эту функцию на себя, тоже с переменным успехом. Предположим, что действие происходит в мирном, либеральном обществе (для простоты поселим всех наших героев в Онтарио), и рассмотрим четыре случая домашнего обучения, один из которых мне кажется благополучным, два - спорными, а последний - неблагополучным.
Случай первый: опережающий ученик
Пятиклассник Адам с рождения развивался быстрее сверстников и опережал их в интеллектуальном развитии. Он и сам много читает, и родители с ним занимаются. Папа у него - профессор математики, мама - литературный критик. Живут они в маленьком городке, потому что папа там получил профессорскую ставку. High school в городке неплохая, у нее связи с университетом, а начальная школа - слабая: Адам туда ходит исключительно мяч пинать и с друзьями общаться, жалуется, что скучно, что он все это знал еще в три года. Родители принимают решение обучать его сами. Обязательный государственный минимум они не просто выполняют, а перевыполняют по всем предметам. Мальчик успевает еще серьезно заниматься музыкой, шахматами, плаванием и концептуальным программированием, причем все это он теперь делает в дневное время, а по вечерам пинает с друзьями мяч. Так пролетают 4 года, после чего Адам с блеском поступает в старшую школу, ту, которая посильнее. А может быть, обучается на дому до самого поступления в университет. Так или иначе, все у него складывается удачно. В этом случае, семья взялась заменить школу (хотя не собиралась изначально этого делать), и прекрасно с задачей справилась.
Случай второй: отстающий ученик
Пятиклассник Брендан всегда был медлительным, полноватым и не поспевал за сверстниками. Учится он с трудом. В классе ему неуютно - не то чтобы его кто-то дразнил, но друзей особых нет. Он стесняется своей полноты, низких отметок, недостаточной сообразительности, неуклюжести. Больше всего ему нравится сидеть дома за игровой приставкой. Папа у него дальнобойщик, мама - парикмахер. Живут они в благополучном пригороде. Брендан по утрам грустный, под любым предлогом пытается увильнуть от школы. Родители понимают, что ребенку в школе плохо и решают обучать его дома - в будни у мамы основные клиенты по вечерам, а на выходные всегда приезжает папа. Школьную программу родители уже слабо помнят, но дочь соседей, семиклассница, за пять долларов в час занимается с Бренданом английским и математикой. Брендан сдает все на минимальные баллы - он и раньше так учился. Школьный диплом не получает - к десятому классу становится слишком сложно - и идет на стройку. А может быть, получает, и идет в дальнобойщики, как папа.
Если бы он остался в школе, результат, возможно, был бы тот же самый. А может быть, ему попался бы, например, харизматичный учитель программирования, который увлек бы его созданием видеоигр, и Брендан стал бы программистом, очень успешным, вырвался бы из своего круга. Я лично считаю, что такому ребенку место не дома, а в маленькой школе, где больше внимания каждому ученику, но в такую школу он, скорее всего не попадет, потому что альтернативных школ мало, и диверсифицированы они в смысле национального происхождения и семейного дохода, а вот в социальном - не слишком. Школьная система не считает Брендана проблемным учеником - он получает свои минимальные положительные баллы по всем предметам, нареканий к его поведению нет. Допустим, инструкция Министерства образования не позволит родителям Брендана взять его на домашнее обучение вследствие их недостаточной компетентности. Как это повлияет на его будущее?
Случай третий: априорное неприятие школы
Клеон по возрасту тоже пятиклассник, но в школе он не был ни разу в жизни. Его мама по образованию учитель. После учительского колледжа год поработала на заменах, опыт был безрадостный. Потом пошла в аспирантуру. Будучи беременной Клеоном, защитила диссертацию о проблемах современной школы. В тот момент она уже знала, что школа - тюрьма, и что своего мальчика она туда не отпустит. В ту же пору она разочаровалась в городах, поэтому семья переехала в деревеньку в заповедной зоне. Папа Клеона оттуда зимой до работы добирается за 2 часа. Обучение Клеона началось прямо с рождения и на большом подъеме - мама выискивает для него все самое интересное. Она окружена единомышленниками - преимущественно виртуальными, но некоторое количество семей есть и в окрестностях. Они регулярно встречаются. Год за годом единомышленников становится меньше, по разным причинам: новые дети, новые искания, необходимость вернуться на работу... На их место приходят новые энтузиасты, но они с малышами, а Клеон растет, один на один с мамой, без ровесников. Папа Клеона все меньше времени проводит дома. Мама подозревает, что у него там, в городе, другая женщина. Мама почти всегда грустная. Со своими педагогическими обязанностями она отлично справляется. Школьный диплом Клеон наверняка получит. Он одновременно боится школы (мама много всего ему рассказала, она год работала в неблагополучных школах) и тайно мечтает о ней, но не смеет предать маму.
Что поменялось бы в жизни Клеона, если бы он ходил в школу? Мама бы по-прежнему была в депрессии. Папа в будние дни проводил бы с ним так же мало времени. От проблем своих родителей ребенок все равно никуда не денется, но в школе он мог бы от них отдыхать. Школа - это право на несколько часов жизни, неподконтрольной родителям. Собственные друзья, собственные впечатления, собственный опыт - Клеон всего этого будет лишен до совершеннолетия. Придумать инструкцию Министерства образования, которая не позволит маме Клеона обучать его на дому, невозможно: она компетентнее его потенциальной учительницы. Клеона очень жаль, но с какой стати общество должно вмешиваться в жизнь семьи, не так ли?
Случай четвертый: неприятие общества и его нравственных принципов
Дерек тоже никогда не был в школе, потому что для его родителей школа - сосуд греха, где проповедует вырождении белой расы и нетрадиционные сексуальные отношения. Родители - убежденные расисты, шовинисты, гомофобы (добавьте сюда еще пару черт, по своему вкусу). Дома они создают Дереку альтернативную реальность, поэтому к десяти годам он уже вполне усвоил их взгляды. Круг общения у семьи маленький и весь примерно такой же.
Что дала бы Дереку школа? Дискомфорт, связанный с конфликтующими мировоззрениями семьи и общества? Желание вырваться из кошмарной среды? Чувство потерянности и озлобленности? Собственных друзей, понимающих учителей, шанс на нормальную жизнь? Мне кажется, в этом случае, общество должно что-то для ребенка сделать, но каким именно образом - я не знаю. Как помочь Дереку, не навредив при этом Адаму и не усложнив жизнь Брендану и Клеону?