Г. В. Колмогоров. Челоказаки и ташкенцы (в Киргизских степях). 1/2

Apr 07, 2024 21:58

Колмогоров. Челоказаки и ташкенцы (в Киргизских степях) // Северная пчела. 1857. № 122 (6 июня), 123 (7 июня).

ОКОНЧАНИЕ


Магомет, проповедывая Коран, имел в виду если не остановить человечество на одной степени развития, подобно китайским законодателям, то положить границы уму, сократить время для труда, предоставить волю страстям и поощрить дикую месть. Двенадцать веков существования исламисма ясно доказали это. Не пойдем в первые ужасные времена, когда огласилась земля словом этого учения, когда напиталась она слезами и кровию человечества, когда убелилась костями сотней, тысяч людей; нет, бросим беглый взгляд на небольшую часть Азии - Киргизские степи и Азию Среднюю, во время, отделенное от нас полустолетием.

Киргизский народ, простирающийся ныне числительностию, по всей вероятности, по убеждению нашему, свыше трех миллионов душ [Левшин, ч. III, стр. 4.], пребывая несколько веков в совершенной дикости, не знал ни правительства, ни правильной войны, ни мира. Одни набеги и грабежи, плен и тяжкая неволя (иноверцам), достававшиеся часто и на долю русских пограничных жителей Астраханской, Оренбургской, Тобольской и Томской губерний, и междоусобные разбои ( баранта) отметили киргизов в истории народов кровавыми чертами. Эта зверонравность, вкоренившаяся в характер киргизов, долго служила препятствием даже малейшему порядку между ими, а тем более промышленности и торговле, и заставляла трепетать соседние народы. Даже в течение столетия, когда киргизы впервые начали вступать в подданство наших государей (с 1732 г.), они не оставляли своего кровожадного ремесла до начала второй четверти настоящего столетия, и несмотря на пожертвования и усилия нашего правительства к введению между ими какого-либо благоустройства и к смягчению нравов их, киргизы были дики как звери, и за очагом своим грубы и слабоумны, как отверженные дети человеческой семьи.

Средняя Азия, пребывая во всегдашней полудикости, разделенная на мелкие ханства, управляемые по внушениям Корана тираническим деспотизмом, и в минувшее полустолетие представляет нам ужасное позорище кровопролития и дикого истребления человеческого рода. Начнем с Бухары, сколько-нибудь лучше устроенного общества. Настоящая династия бухарских властителей, в последних годах минувшего столетия, истребляя предшествовавшую династию из потомков Чингиса, достигла власти путем зверского коварства, измены, насилия и мести. Смерть Гайдер-хана, последовавшая в 1825 году, открыла новое поприще его наследникам к восстанию и междоусобной войне, и в Бухаре вновь полились потоки крови. Сын Гайдера, Гусейн, провозглашенный эмиром, погиб от яда; брат его Омар, в свою очередь, осажденный в столице, побежденный и сверженный, брошен был в темницу, из которой впоследствии бежал и, скитаясь в Мешхеде и Болхе, умер в Кокане, и едва ли тоже не насильственною смертью. Нассыр-Уллах, брат этих ханов, отец нынешнего властителя Бухары, ознаменовал свою власть жестокими казнями важнейших приверженцев своих братьев, числом до нескольких сот. Три остальные брата Нассыра погибли в заточении. Династия коканских ханов, происходящая из города Исфары, утвердилась также в конце минувшего столетия, в лице Нарбут-бия, и с таким же коварством, изменой и насилием, как и бухарская. Невежество, произвол и деспотизм этого правительства превосходят воображение европейца. Ханство это, соединенное с Ташкентским и частию с Хондженским ханствами (Урютюпой) всего с небольшим сорок лет (в 1814 г.), а до того ведшее страшные и непрерывные войны с этими последними, с бухарцами, китайцами, киргизами Большой орды и бурутами (дикокаменными киргизами), во всех своих действиях представляет ужасы. Не всякий лютый и хищный зверь сравнится в кровожадности с Гомаром, ханом коканским, истязавшим и задушившим изменнически и варварски своих братьев, родных, ближних и приверженцев. Довольно упомянуть затем о ташкентском хане Юнус-ходже, строившем пирамиды из человеческих голов (в 1798 году) [Левшин, ч. II, стр. 89.]. Ханство Хивинское, представляя собою высшую степень тиранической власти, сильно укрепленной Рахим-ханом, составляет организованную в целое шайку разбойников, защищенную местностью. С народонаселением, вероятно, не превышающим трехсот тысяч душ, шайка эта производит опустошения в всех соседних странах, и свирепствами вселяет в диких панический страх. Рахим, освободивший ханство от чужой зависимости и от наших Киргизских орд, всего также с небольшим как полстолетия, после ужасов и потоков крови, успокоил его внутри только по наружности, но не укротил дикой мести в узбеках и сартах за родственные им жертвы. - Бадакшан, Кундуз и Каратиген, довольно населенные, и малые Дарваз, Куляб, Мешхед, Мерв, Солар, Шугнан и другие владения все не что иное, как притоны разбойничьих шаек, под предводительством своих властителей.

Образованные китайским правительством из развалин Джунгарии провинции Тарбогатайская и Илийская и самая Малая Бухария, или Восточный Туркестан, представляли в течение ста лет (со времени окончательного их покорения в 1758 г.), и представляют до настоящего времени картину всевозможных беспорядков. Все эти китайские области не преставали по временам восставать против своего правительства и в значительных силах (всеобщий бунт был в особенности в Восточном Туркестане в 1835 г.), но были усмиряемы жестокостью, невообразимыми казнями и истреблением городов, селений и кочующих родов.

Из числа многочисленных среднеазиятских кочевников, чистых дикарей - важнейшие туркманы и буруты, или дикокаменные киргизы. Ловля ими людей, опустошения и набеги их на китайские и персидские границы, пленение и продажа китайских подданных, персиян и курдов (последние - турецкие пленники, поселенные персиянами на северной своей границе) не прекращаются ни на один день. Туркманы и буруту, а равно и обедневшие узбеки и сарты, образовав мелкие разбойничьи шайки, грабят так же безнаказанно бухарцев, коканцев и хивинцев, попадающихся с малыми караванами и даже среди их домашних занятий; проникают в Кундуз, Бадакшан, повсюду, где есть добыча - люди, скот и товар.

Несмотря на торговый и промышленный дух среднеазиятцев, конечно, мелочной, и притом только в больших городах, несмотря на один язык и на одно вероисповедание, магометанское [Суннитское в Бухаре, Кокане, Хиве, Малой Бухарии и значительною частию в Илийской в Тарбогатайской провинциях Китая и в Киргизских степях. Далее к югу до Кабула преобладает шиитское.], все здешние народы не жили и не живут в дружбе между собою. Вечная вражда, кровопролитные войны и разбойничьи набеги правительств и частных лиц не прекращаются. Дикие крики мести и истязания раздаются ежедневно не только между суннитами и шиитами, но и между одними суннитами. С страшным насилием и кровопролитием Кокан овладел Ташкентом, всем его ханством, частью ханства Ходженского и земель Урютюпы, опустошал китайские границы, кочевья бурутов и киргизов Большой орды, неистовствовал в пределах Бухары и на равнинах Джизака. Бухара, после страшных сцен, поражающих нас, новейших европейцев, силою отняла у Кокана область и город Джизак и часть земель Урютюпы и присоединила к своим владениям, а также и часть ханства Ходженского, завоевала Болх, недавно отнятый Кабулом, с которым вела дикую войну, и не престает угрожать Кундузу и Бадакшану. Кундуз, в свою очередь, разграбил Болх и считается заклятым и сильным врагом Бухары. Начальники Шар-Саба и Гиссара беспрерывно отлагаются от Бухары, хотя у первого беспрерывно отнимаются селения, а последний, имея гористую местность, всегда оказывает сильное сопротивление. Хива завоевала Мерв и Салар, города, признававшие покровительство Бухары. Хива, платившая дань Бухаре, с владычеством Рахима не только прекратила ее, но и в течение многих лет безнаказанно грабит города и селения бухарцев и многочисленные караваны их. Рахим Хивинский и Гомар Коканский были заклятыми врагами Гайдер-эмира Бухарского и его потомства, и взаимно презираемы Гайдером и Нассыром Бухарскими. Нечего и говорить, что все эти народы и правительства их не имеют почти никакого понятия о обязательных договорах и союзах: физическая сила, произвол и месть - единственные их права. - Наконец, взглянем и на дальнейшую Южную Азию. Там, от юга до севера, от Цейлона до Пешвара и Кабула, и от востока до запада, от Бирманов, Тибета, Кашемира и Китая до Белуджистана и Персии, находятся миллионы тайных и явных врагов, жаждущих мести и гибели британцам.

В административном отношении во всех среднеазиятских странах только города составляют ядро сколько-нибудь промышленного и торгового населения, например: Бухара, Кокан, Кашгар, Яркенд, Хива, Ташкент, Болх, Ургенч, Самарканд, Кирша и другие. Остальное народонаселение, разъединенное многими, часто противными одно другому началами и побуждениями и дикою свободою, не составляет целого. Хотя во всем магометанстве не существует разделения людей на касты, однако ж узбеки представляют здесь, по праву завоевателей, господствующий класс, что-то вроде жалкого дворянства. Узбеки, имеющие независимые владения и даже собственные клочки земли с покоренными ими древними обитателями этих стран персидского происхождения и с покупными рабами-иноверцами, только в последние пятьдесят лет начали являться, одни за другими, вассалами пред главными ханами, и то только Бухары, Кокана, Хивы и немногих других, и сливаться с массою их народа. Впрочем, некоторая часть узбеков и доныне во многих из этих владений удерживает за собою свои права и независимость, кроме уплаты налогов по смыслу Корана и обязательства выставлять определенное число воинов. Пять же областей: Акча, Шиббергаум, Андоха, Маймора и Сайрапуль, ограничивают свое подданство только тем, что ежегодно отправляют к бухарскому хану несколько лошадей в виде подати. Сарты, принимаемые в тесном смысле торговцев, купцов и живущие исключительно в городах, часто теряют все состояние от грабительства властей. Города, кроме поименованных выше и немногих других, имеют от десяти до двадцати тысяч жителей; селения не более двух тысяч душ в каждом. Но и селения эти (числом едва ли наберется их до тысячи во всех ханствах и мелких владениях), отделенные одно от другого на значительные пространства, так бедны оседлыми людьми вообще, что из нескольких миллионов душ всего народонаселения ханств и мелких обществ едва одна пятая часть заключается в своих глиняных стенах (все селения и значительная часть городов здесь ограждаются глиняными стенами), а остальные четыре пятых кочуют в степях, окружающих города и другие сколько-нибудь значительные селения. Жилища большинства - юрты или мазанки без дверей, без окон, без крыш. Скотские хлева европейцев лучше! Законы не ограждают никого ни в правах собственности, ни в самой жизни. Неправосудие, жестокие наказания и смерть, за малые и большие вины одинаково определяемые, подати с труда и доходов, таможенные пошлины и все сборы в ханствах и других обществах, вымогательство и грабительство властей, все это происходит по толкованию Корана. Непомерные налоги в казну (с купцов сороковая часть стоимости товаров, с земледельцев четвертая доля жатвы и три десятых доли урожая в пользу духовенства и религиозных учреждений, налог с многочисленных и лучших земель и каналов, подать с садов и огородов и проч.) стесняют производительность и труд до последней крайности. Возделывание земель производится большею частию покупными рабами. Люди продаются и покупаются наравне с домашнею скотиной. Дорог не существует, сообщаются единственно караванами на верблюдах и другом вьючном скоте. А сколько сокровищ из царств ископаемого и растительного сокрыто в этих магометанских странах, без всякой пользы для труда и науки, и сколько человечество теряет только на одном этом предмете! Вот картина магометанской Азии, в особенности Азии Средней, под владычеством Корана! [Около двух лет кочевали мы в Киргизских степях (в обеих нынешних областях, Сибирских Киргизов и Семипалатинской), в занятиях торгового, промышленного и свободного лица, и изучали степи и киргизский народ в возможно больших, подробных и любопытных предметах. Мы старались приноровить наши действия, понятия и суждения к беззаботному и дикому быту и воле киргизов, челоказаков и ташкенцев, а это дало нам право пользоваться любовию и доверием не только этих людей, их управителей и салтанов, но и всех пришлецов из Азии, караванных купцов и самых мулл. Разговоры наши с ними, за питьем вечного чая и кумысу и за котлом с жирным бараном и пилавом, разговоры, продолжавшиеся недели и месяцы по всем вопросам общественного устройства, потребностям и естественным богатствам степей и Средней Азии вообще, надеемся, доставили нам хороший запас сведений об этих странах. Но вот и печатные источники, которые вполне подтверждают все, что сказано нами о Средней Азии: 1) Описание Джунгарии и Восточного Туркестана. (Перевод с китайского, изд. 1829 г.) 2) Сибирский вестник с 1818 по 1824 год. (Статьи о киргизах.) 3) Броневский. Записки о киргизах, напечатанные в Отечественных записках, 1830 года. 4) Левшин. Описание киргиз-кайсакских степей (1832). 5) Борнс. Путешествие в Бухару, часть третья (1850 г ). 6) Н. Ханыков. Описание Бухарского ханства (1843 г.). 7) Его же: Обозрение Коканского ханства (1849 г.). 8)  Небольсин. Очерка торговли России с Среднею Азиею (1855 г.)]

Мудрено ли, после такого общественного устройства и порядка вещей, что во всей Азии, в особенности магометанской и Средней, находятся сотни, тысячи, десятки тысяч недовольных, политических и гражданских преступников, бессильных на месть и не заплативших кровью за кровь, по необходимости бегущих куда глаза гладят! Наши Киргизские степи были как прежде, так и ныне всегдашним убежищем всех этих людей, всего этого, так сказать, азиятского сора. При всех многочисленных караванах из среднеазиятских ханств, входящих в наши степи и частию достигающих до границ Оренбургской и Сибирской, находится и ныне до нескольких десятков этих беглецов. До образования же в степях окружных приказов, до поселения казачьих полков и во время важнейших переворотов и мятежей в Средней Азии, беглецов этих приглашали сами киргизские солтаны и начальники волостей, а потому они при караванах следовали тогда сотнями. Затем, из бывшей Джунгарии киргизы, смешавшиеся с остатками калмыков и с калмыками, бежавшими от нас с Волги, кочуя смежно с нашими ордынцами, свободно переходят в русские пределы под предлогом праздников, свадеб и поминок у своих единоверцев, родовичей и родственников, и часто в виде караванов на верблюдах, до сотни голов, а с ними следуют толпами беглецы и бродяги из разных западных китайских провинций, и имеют случаи оставаться в наших киргизских волостях и объявлять себя челоказаками. В число челоказаков, по всей вероятности, вступают дезертиры из сибирских линейных батальонов, происходящие из татар Казанской, Оренбургской, Вятской и других губерний, часть дезертиров из линейного казачьего войска, знающих в совершенстве киргизский язык, и часть преступников русских, имевших возможность бежать в степи. Эти последние люди, по принятии исламисма, вступают рабочими в караваны, возвращающиеся в среднеазиятские ханства, и, по пробытии там двух-трех лет, возвращаются в степи истыми магометанами и объявляют себя челоказаками. А как все караваны, во время длинного своего хода в обе стороны, останавливаются во всех киргизских волостях, для торговли и с тем вместе для отдыха и найма киргизского вьючного скота, часто по неделе и более, то все бродяги эти имеют время приглядеться к местности, узнать основательно быт и средства к жизни киргизов, познакомиться с ними, а часто и породниться женитьбой. Затем легко остаются они под именем челоказаков, а грамотные и хорошо знающие Коран и веру - под именем ташкенцев, хотя бы происходили из Бухары, Хивы, Кундуза, Бадахшана, Кашгара, Яркенда или других местностей. Слово челоказак киргизы переводят свободным человеком, как и самые киргизы называют себя казаками, т. е. свободными людьми. Г. Левшин справедливо старался доказать, что кайсаками киргизов называем мы неправильно, что настоящее имя их есть киргиз-казаки. В мнении русских, проживающих на границе и в степях, челоказаки - почти то же, что не помнящие родства, бродяги в обширном значении слова. До постепенного введения прочного русского владычества в степях (с 1825 года), бродяги эти поступали свободно в состав киргизских волостей, по приглашению и с согласия старшин и солтанов, а знающие ремесла и большинство ташкенцев в пограничные города, всего более в Петропавловск, Семипалатинск, Троицк и Усть-Каменогорск. Впоследствии и ныне они, по освидетельствовании в окружных приказах в неимении на теле знаков наказания, на основании распоряжения главного местного начальства приписываются формально к киргизским волостям.

Челоказаки, кто бы они ни были, прикидываясь пред русским дикарями, всегда уверяют, что они родились где-то в далеких степях и странах, от неизвестных им отцов и матерей, потом в ранней юности похищены были туркманами, черными киргизами или другими разбойниками, проданы в неволю, выкупились или бежали, а киргизам рассказывают, что они скрывались и скитались в снегах Памиры и в пропастях Гинду-Куша, познакомились там с шайтаном (чертом) и другими злыми и добрыми духами, женились на трех-девяти гуриях и проч. Словом, пред киргизами они выказываются мудрецами и людьми необыкновенными, и рассказывают о жизни своей такие сказки, которые могут родиться только в воображении азиятцев. Ташкенцы, напротив, рассказывают большею частию о своих похождениях правдоподобно, не сознавая, впрочем, за собой никакой вины и подкрепляя все действия свои текстами Корана. Как самые киргизы, так и оба разряда этих бродяг не облагаются ни податьми, ни повинностями; даже часто хитростью и обманом они избавляются от взноса ясака за свой скот. Ташкенцы и челоказаки, живущие в городах, кроме того, пользуются всеми выгодами нашей общественной жизни, и даже при значительной своей торговле не вносят гильдейских повинностей. Всею этою льготою пользуются не только сами лично водворившиеся челоказаки и ташкенцы, но и все потомство их до нескольких колен, рожденное в степях и городах, не преставая называться челоказаками и ташкенцами.

Нечего и говорить о нравственных качествах большинства этих бродяг. Они как люди, имеющие превосходство в образовании пред азиятцами, вскоре по водворении в киргизских волостях приобретают нравственную власть над простодушными детьми природы, киргизами. Не зная ни работы, ни какого-либо занятия, кроме скотоводства и перекочевки с одного места на другое, те и другие равно преданы лени и праздности. Пришлецы эти, рассказами о чудных своих приключениях, не лишенных, разумеется, поэзии, вкрадываются в доверенность киргизов и выдуманными страданиями возбуждают к себе участие. Случается, однако же, что из них являются ремесленники и художники для киргизских потребностей, музыканты, разные забавники, кудесники-лекаря вроде шаманов, а главное - муллы и ходжи (будто бы покланявшиеся гробу пророка или гробам иных магометанских святых), в особенности из ташкенцев. Исправляя духовные обязанности и явно называясь муллами, они свободно проповедуют и веру Магомета, и презрение к новым властям русским, поселяют в простых сердцах киргизов старые предубеждения к порядку и воспоминание о минувшей дикой воле, и вкореняют в них невежество и предрассудки, основанные на всевозможных толкованиях Корана [Г. Левшин говорит: «Исламисм совсем мог бы угаснуть между киргизами, если бы не поддерживали оного духовные, часто приезжающие из Бухарии, Хивы и Туркестана» (См. Описание киргиз-казачьих степей, часть 3-я, стр. 55.)]. К этому побуждает их, кроме общей ненависти к нам как к христианам, и то, что Киргизские степи, бывшие еще недавно страшным позорищем крови и мести, истреблением аулов, волостей и караванов, продажей невольников, разделом добычи, баранты, доставляли им из всего этого огромные выгоды. Но водворенный и водворяемый русским правительством порядок, лишив их всего этого, лишает и владычества над умами киргизов. Ныне тщательно скрываемые ими воровство и обман суть главнейшие занятия их в волостях, а в пограничных городах, кроме того, контрабанда. Во время существования баранты, набегов одной волости на другую или при разграблении караванов, они были главнейшими побудителями и деятелями, потому что при неудаче умели мало терять, а при успехе - пользоваться главною добычею. Ныне существующее в степях страшное воровство на скот, в особенности на лошадей, поддерживается исключительно ими. При водворении казачьих полков, лошади, приведенные казаками со старого водворения по частям и в немногие годы, в Кокбектах, в Аягузе, в Копале и других округах, были почти все украдены ими. (У одних кокбектинских казаков в два года было уворовано до 800 лошадей.) Краденых лошадей вообще отправляют в Китай и туркестанские ханства при караванных табунах, которые гонятся при них для продажи во все помянутые места. С контрабандой на границе редко попадаются киргизы, еще реже казаки, но всегда челоказаки и в особенности ташкенцы. Они часто берут подряды для перевозки провианта и других казенных тяжестей в заграничные округи, а равно подряжаются и на другие работы у казны и частных людей, но на все это по большой части нанимают киргизов, и, разумеется, с барышами для себя. Суеверие и предрассудки, господствующие у киргизов как у народа полудикого, сильно способствуют обманам и мошенничеству этих бродяг. При лечении всевозможных болезней, в ворожбе, в предохранении от несчастий, джаурунчи и баксы - шаманы и колдуны - призываются ко всем киргизам: они состоят большею частию из челоказаков и ташкенцев. С набожностью и уверенностью в успехе, они принимаются за дело, и получают за труды значительный бешкеш - подарок. Малейший успех в лечении, предсказании или при избавлении от неприятности увеличивает силу этих бродяг и влияние их над киргизами. Нам не раз случалось видеть в степях этих джаурунчи и баксов в исполнении их ремесла. Опишем один такой случай. В июле 1852 года, при возвращении с Копала, около реки Лепсы, мы заехали, по делу и в гости, к одному богатому киргизу, волостному управителю, и оставались у него около недели. В одну лунную ночь, после длинных рассказов двух челоказаков и ташкенца о их чудных приключениях, нам не хотелось спать, хотя хозяин и весь аул, состоящий из 53-х юрт, уже покоились крепким сном. Мы вышли из юрты и сели по-киргизски к стороне ее. Время было к полуночи, дул холодный ветерок, и окружавшая местность, при блеске луны, была истинно поэтическая. Вдруг, в недальней от нас юрте, раздался дикий звук кобыза (род скрипки с волосяными струнами) и чобызги (дудки из дерева или камыша), и чрез насколько минут выбежал из юрты, в диком исступлении, ташкенец, шаман или джаурунчи, в белой длинной рубахе, в такой же чалме на голове и с плетью за поясом. За ним вывели больного, одержимого уже несколько недель лихорадкой, киргиза (киргизы уверяют, что до поселения русских в степях они не знали этой болезни), в сопровождении баксов-челоказаков, бесновавшихся с страшными кривляниями над своими инструментами и с воплями, раздиравшими уши. За ними следовала семья киргиза, жены, сыновья, дочери. Больного посадили на ковер пред юртой; баксы поместились подле него и начали еще ужаснее вопить, играть и кривляться. Джаурунчи также еще сильнее завыл каким-то нечеловеческим голосом и непонятными словами (будто бы молитвы из Корана) и, беснуясь в исступлении около больного, осыпал его всевозможными ругательствами и проклятиями (сколько мы могли понять и после нам объяснили). Наконец вскочил на подведенного к нему белого ретивого коня и как вихрь понесся в степь на пригорок, испуская новые проклятия и дикие вопли. Баксы между тем начали петь и играть тише. Семейство киргиза, в особенности жены и дочери, плакали. Джаурунчи проскакал около двух верст и, остановясь на минуту на пригорке, стал пускать коня в разные стороны, как бы загоняя дикую лошадь. Голос его был так силен, что звуки его долетали до нас. Наконец он поворотил коня обратно и поехал ровною рысью, но по временам пускался в галоп то в ту, то в другую сторону от прямого направления, как бы отгоняя кого-то. Он делал при этом руками круги и непонятные знаки, то поднимал руки к небу, то указывал на землю, не переставая дико вопить. Баксы, по приближении его, снова начали сильнее играть и кричать. Джаурунчи между тем подскакал к самому ковру, спрыгнул с лошади, и в один момент отвесил больному несколько полновесных оплеух, схватил его за уши, за щеки, за подбородок, исказил ему лицо и заплевал его. От ярости, исступления, ругательств и проклятий слюна брызгала изо рта джаурунчи. Затем он выхватил из-за пояса плеть, повалил больного и начал отвешивать ему добрые удары по голове, по лицу и по всему телу. Баксы, бросив свои инструменты, также начали страшно вопить, ругаться, проклинать и бить больного руками, плетьми и пинать ногами. Все трое яростно ухватились за несчастного, изломали, истязали все его тело, в клочки изорвали на нем одежду, и наконец обессиленные повалились сами на ковер. Семейство больного унесло его едва живого в юрту. Чрез несколько минут сыновья его развели джаурунчи и баксов по своим юртам. Поутру узнали мы, что это был консилиум степных докторов. Киргизы, джаурунчи и баксы верят, что всякая болезнь происходят от шайтана, поселяющегося в человеке, а чтобы выгнать его, они заклинают выйти, уверяя, что больной гадок, отвратителен, хуже собаки, хуже фурии, хуже гяура, а потому и терзают больного и издеваются над ним. Бедный киргиз вытерпел третью и сильнейшую пытку (киргизы в особенности уважают числа 3 и 9), приняв самый сильный прием лекарства (первые два давали одни баксы). Естественно, после такого страшного потрясения больной чрез три дня выздоровел, благодаря своей лошадиной натуре. Впоследствии мы узнали, что доктора эти от киргиза получили за леченье по лошади и по трижды девяти, т. е. по 27-ми, баранов каждый. [Г. Броневский, в Записках о киргизах, говорит: «Шаманы обманщики, рассыпанные везде в Киргизских степях, суть или киргизы, или ташкенцы из бедного класса людей. Ташкенские шаманы, будучи сметливее киргизских, придают своему бездельничеству вид набожности и пр.» (Отеч. зап. 1830 г. № 124, стр. 219 и 22[1]. А также см. Сибирск. вестн. 1820 г., книжка 6-я.)]

При решении тяжебных дел по киргизским законам, основанным большею частию на силе Корана, должны избираться в судьи люди, имеющие способность вникать в сущность тяжб, богатые, щедрые старики, отличившиеся какими-либо чрезвычайными подвигами. Для этой почетной обязанности нередко избираются давно поселившиеся челоказаки и в особенности ташкенцы. Разумеется, явные воры лошадей и другого скота или вещей нередко остаются правыми, по присяге и по Корану, а как Коран повелевает давать судьям и посредникам десятую часть всего иска, то избранники эти явно или тайно не упускают пользоваться, и часто с обеих сторон, положенным от пророка.

Таким образом, оба разряда этих бродяг, спустя немного лет, начинают жить если не все богато, то очень достаточно, и, разумеется, на счет простодушных киргизов. Некоторые из них слывут даже богачами, имеют разного скота тысячи голов, по нескольку жен, пьют по три раза в день чай, одеваются в шелки и бархаты и ездят на превосходных лошадях в богатой сбруе.

ОКОНЧАНИЕ

Другие материалы:

Челоказаки (чолоказаки, челаказаки, чалаказаки, чалоказаки, шала-казахи):
П. П. Семенов-Тян-Шанский. Мемуары. Т. 2: [Путешествие в Среднюю Азию, 1856-1857 гг.]
Н. А. Абрамов. Областный город Семипалатинск
А. К. Гейнс. Киргизские очерки
Л. К. Полторацкая. Бременская экспедиция в Семипалатинской области

Баксы и джаурунчи:
А. И. Лёвшин. Описание киргиз-казачьих, или киргиз-кайсацких, орд и степей
П. К. Услар. Четыре месяца в Киргизской степи
А. В. Терещенко. Следы Дешт-Кипчака и Внутренняя Киргиз-Кайсацкая орда
Ч. Ч. Валиханов. О мусульманстве в Степи
И. И. Завалишин. Описание Западной Сибири
Бакса. (Из жизни оренбургских киргизов). (Оренбургский листок)
М. Н. Ястребов. Киргизские шаманы
С. Г. Рыбаков. Отчет о поездке к киргизам
А. И. Матюшенский. Из поездки в степь. (Встречи и наблюдения)

.Китайский Туркестан/Кашгария, Копал/Капал, невольники, монголы западные/ойраты/калмыки, история российской федерации, .Китайская Джунгария/Китайский Алтай, история ирана, .Семиреченская область, колмогоров григорий в., медицина/санитария/здоровье, 1851-1875, история казахстана, история китая, .Хивинские владения, Троицк, ислам, история узбекистана, северная пчела, курды, 1826-1850, история туркменистана (туркмении), .Туркменская степь, под властью Белого царя, .Киргизская степь, 1801-1825, Сергиополь/Аягуз/Мамырсу, история кыргызстана (киргизии), правосудие, история таджикистана, .Бухарские владения, Петропавловск/Крепость Святого Петра, персы, .Кокандские владения, контрабанда, татары, перебежчики/ренегаты, .Ташкентское владение/Ташкения, 18-й век, туркмены, казахи, .Акмолинская область, русские, сарты, казачество, Усть-Каменогорск, история афганистана, киргизы, традиционные верования/шаманизм, Кокпекты/Кокбекты/Кокпектинск, .Иран, .Семипалатинская область, баранта/аламан/разбой, .Афганский Туркестан, Семипалатинск/Семиполатинск/Семей, шала-казахи/чала-казаки/челоказаки, ташкентцы/бухарцы/хивинцы, узбеки

Previous post Next post
Up