Иерей Алексий Александрович Леонтьев (12.10 1977 - 31.08.2021)
о. Алексий Леонтьев
Родился. в с. Коробицино, Выборского района Ленингадской области. В 1989 году принял Крещение в Успенском храме г. Бийска. В октябре 1995г поступил в Барнаульское Духовное училище (первый набор). По окончании учебы в училище 1997 в течение года проходил клиросно-алтарное послушание на Иоанно-Богословском приходе г. Барнаул.В 1999 - 2001 служил в вооруженных силах Российской Федерации. В 2001 - 2005 - обучался в Белгородской Духовной семинарии. В 2005 году женился. До марта месяца 2006г. проходил алтарно-клиросное послушание на Свято-Духовском приходе с. Майма, одновременно работал строителем на Макариевском храме в г.Горно-Алтайске. 5 марта 2006г рукоположен в сан диакона и направлен на Преображенский приход г. Горно-Алтайска.
31 декабря 2006 года был рукоположен в сан священника и направлен на приход Успения Божией Матери с. Чоя. Был настоятелем трех приходов в Чойском районе: Успенского, с. Чоя, Казанского с. Паспаул и Никольского с. Каракокша. В августе 2021 года был госпитализирован в ковидный моногоспиталь на базе Майминской центральной районной больницы. Скончался после тяжелой болезни, вызванной короновирусной инфекцией 31 августа 2021 года. Похоронен на Майминском сельском кладбище.
… Если бы мне предложили охарактеризовать отца Алексия одним словом, то, наверное, я бы выбрал такое слово, как «основательность». Было в нем что-то глубинное, крестьянское. Он - не суетился, и если не мог сделать всего, что от него требовалось - делал то, что мог, но делал так, «что трактором не сдвинешь» …
Основательность и надежность... Переправа через реку Уймень во время Крестного хода "ПО следам миссионеров Алтайских"в 2008 году
Школьные годы Алеши Леонтьева прошли в с. Артыбаш, на берегу Телецкого озера. Так получилось, что рядом с их домом в 90-е годы появился маленький молитвенный домик, и священник попросил маму будущего отца Алексия, выполнять обязанности сторожа и истопника. А она, недолго думая, стала эту работу перекладывать на сыновей - Лёшу и Сашу. Но если Сашка не задерживался и делал всё по-быстрому, то Лёшка не спешил домой, а с увлечением читал православные книжки. Это и помогло ему обрести веру и ощутить жажду Бога. Поэтому, поступив после школы в Бийский лесной техникум, он не стал там учится, а поехал в Барнаул, в только что открывшееся Духовное Училище. По окончании учебы тоже не спешил, а год трудился при Иоанно-Богословском храме, потом служил в армии. Послу училища пытался поступить в Тобольскую семинарию, но не был приянт, так как поехал без рекомендации архиерея, но после армии поступил в Белгородскую Семинарию. На тот момент, когда он завершил обучение - он оказался единственным в Горном Алтае, кто имел полное, очное, семинарское образование. Мог бы остаться в Барнауле, но предпочел вернуться в Горный Алтай. Вскоре после армии он познакомился со своей будущей женой, но и с женитьбой не спешил: свадьбу они сыграли только тогда, когда семинария была окончена…
Из-за того, что Алексей Александрович не сразу после семинарии предстал перед правящим архиереем, а может и потому что не согласился на Барнаул - владыка Максим не спешил его рукополагать, а Алексей никак не выражал беспокойства: добросовестно и самоотверженно трудился на строительстве Макариевского храма в г. Горно-Алтайске.
Наконец, 5 марта 2006 года над ним была совершена диаконская хиротония и он с присущей ему добросовестностью и основательностью приступил к обязанностям штатного диакона Преображенского храма г. Горно-Алтайска. Он старался не пропускать службы и, если позволяла погода, в храм ездил на велосипеде. Иногда - дважды в день - утром и вечером. А так как жил в Майме, а служил в городе, то, получается, что только в одну сторону он «крутил педали» больше 10 км.
Накануне нового, 2007 года, над ним была совершена иерейская хиротония и он получил назначение на Успенский приход с. Чоя…
Только тогда в Чое храма еще не было, литургию было совершать негде, зато был храм Казанской иконы Божией Матери в селе Паспаул, в 20 км от Чои и для отца Алексия, на несколько лет, этот храм стал основным местом служения.
храм Казанской иконы Божией Матери в с. Паспаул, Чойского района
... Несколько слов о Паспаульском приходе, и вообще о ситуации в Чойском районе в те, теперь уже далекие «нулевые» …
Село Паспаул было образовано, как миссионерский стан в 50-е годы XIX века. Храм в этом селе действовал до 1936 года, затем в его стенах располагался клуб. Наконец, в 1995 году на сходе села было принято решение восстановить храм и за это благое дело взялся местный житель, человек трудолюбивый, мастеровой, не равнодушный… В достаточно короткий срок храм был восстановлен и в село приехал архиерей, чтобы совершить Великое освящение. Местные жители стали просить владыку Антония дать им священника, и владыка дал. Первого попавшегося. Скоропалительно рукоположенного… Еще когда восстанавливался храм, то многие - и местные жители, и Горно-Алтайские священники предлагали «старосте прихода» стать священником и тогда он поехал в Троице-Сергиеву лавру, чтобы разрешить некоторые сомнения… В итоге вернулся с «Книгой Апостольских Правил», категорически отказался от священства, ссылаясь на то, что нашел у себя какие-то препятствия… Но потом и всех других священников, служащих и служивших в Паспаульском храме, стал тайно и явно испытывать на канонические соответствия…
В итоге, первый настоятель не прослужил и двух месяцев: со скандалом был изгнан с прихода…
Второй настоятель - молодой парень, да еще и монах, через некоторое время, под пристальным внимание старосты стал «чудить» и тоже со скандалом покинул Паспаул да так, что оставил и священство, и монашество…
Третьим настоятелем стал отец Алексий Леонтьев…
Престольный праздник в Паспаульском храме...
Благодаря своей основательности и невозмутимости, трудолюбию и простоте в общении, ему удалось выстоять. Страсти в Чойском районе кипели нешуточные: в Паспауле «староста» был готов из малейшей искорки раздуть пожар, а строитель церкви в Чое, вообще в конечном итоге ушел в раскол и в одной из раскольничьих структур даже стал «священником». Постоянные споры и распри, борьба со всеми и против всех, активные кампании против ИНН, против экуменизма, против прививок, против, против, против…
Любой бы другой на месте отца Алексия или бы сбежал, или бы сошел с ума. А он, особо, не спорил. Он служил. Даже если и в храм никто не ходил, отец Алексий неопустильно совершал не менее трех служб в неделю на трех приходах: в пятницу он служил в Никольском храме с. Каракокша, в субботу - в Казанском храме с. Паспаул, в воскресенье - в Успенской церкви с. Чоя. Уставал - несомненно. Но «тянул лямку».
Успенский храм с. Чоя. Построенный при о. Алексии
Причем, зачастую прихожан на службу привозил сам. Даже когда в Каракокшу приехал владыка Каллистрат, освящать храм, то получилось так, что архиерей приехал первым. Затем приехал благочинный и приглашенные священники и только потом - настоятель.
… Который задержался, потому что одна из прихожанок очень хотела попасть на службу, но когда за ней батюшка заехал, то корова была еще не доена. Вот он и ждал, пока она подоит корову, процедит молоко, умоется, переоденется, …а их в храме ждали владыка и маститые протоиереи…
Участник освящения Никольского храма с. Каракокша, после исторического Богослужения...
И все-таки, однажды непоколебимость отца Алексия «дала трещину»: когда Святейший Патриарх встречался с Римским Папой - бунтующие против всех и вся Паспаульско-Чойские прихожане поставили батюшке ультиматум: в храм - ни ногой, если в нём поминают Патриарха. А прихожане, т.е. те люди, что составляют костяк, прихода, на которых можно положиться - на сельском приходе - наперечет. Тут-то батюшка и дал слабину: усугубив личную молитву за Предстоятеля церкви он, чтобы не оттолкнуть соблазняющихся, на какое-то время прекратил гласное поминовение…
…И тотчас информация об этом полетела «вдаль и вверх»… В итоге - запрет на несколько месяцев…
…Очевидно, эти месяцы оказались для отца Алексия неимоверно тяжелыми…
Но он не оставил приход. Он продолжал ремонт в храме, сам топил печь, молился «часовенным уставом», но невозможность служить Литургию переносил тяжело. А еще тяжело было осознавать, что те, кто громче всех кричали и требовали от священника смелости и стойкости - теперь отошли в сторону, а его оставили наедине со своей болью…
С этого времени в его глазах поселилась какая-то усталость…
В глазах - усталость...
…Выполнив епитимию, принеся покаяние, отец Алексий вернулся к служению и даже был удостоен очередной богослужебно-иерархической награды, но, как-то реже стал улыбаться…
За годы служения он построил дом в Паспауле. Строил долго и тяжело, более десяти лет скитаясь с семьей по съёмным квартирам, но тут вдруг, принимает решение: продает этот дом и перевозит семью в Майму, а в селе Платово покупает дом недостроенный… Когда ему пытаются что-то сказать - он не слушает никого и только своей супруге говорит, что им так будет лучше…
С матушкой Юлией и детьми Анечной и Семёном. А еще успеет родиться Тимоша...
…Когда началась пандемия COVID -19, он, как и многие близкие ему люди, не особо поверил в её реальность и опасность. Вначале заболела его мама, затем - он. Ощутив недомогание он не стал обращаться к врачам, начал «лечиться», обливаясь холодной водой… И только когда его мать - Надежда попала в больницу с тяжелой формрой ковида, когда заболели его супруга, теща, дети - он тоже обратился к медицинской помощи. Те, кто стали лечиться своевременно - тёща, жена, дети - выздоровели, но 13 августа Надежда скончалась, а 31 августа - он…
Получилось так, что мне удалось несколько раз посетить ковидный госпиталь.
Вначале, по предложению Главного врача я приехал, чтобы провести беседу с медицинским персоналом: дело в том, что на лето 2021 года пришелся пик смертности и многие медики психологически оказались к такому испытанию не готовы. Случайно, среди присутствующих сотрудников больницы, оказалась посетительница - врач из другого региона, приехавшая в отпуск в родное село, а её мама в это время умирала от ковида… Увидев меня, эта посетительница стала просить, чтобы я, хотя бы особоровал её умирающую мать. Конечно, я согласился, хотя и не верил, что разрешат пройти в «красную зону». Разрешили. Я быстро съездил до храма, переоделся так, чтобы можно было надеть защитный костюм, взял все необходимое для соборования в «красной зоне» и вернулся в больницу. Не буду подробно описывать свои «приключения», но меня сопроводили к умирающей, она еще была в относительном сознании и даже реагировала на мои вопросы. Я совершил краткий чин соборования, а сопровождающий врач предложила мне навестить отца Алексия. В это время он был еще в обычной палате, в пульмонологии.
… Может быть, как-то, по-особому падал свет, может - запотели защитные очки, а может и что-то другое, но я посмотрел на него - и внутренне содрогнулся: молодой, улыбающийся мужчина выглядел, как покойник…
Есть что-то неуловимое, что отличает лицо живого человека, от лица усопшего. В этот момент отец Алексий был еще относительно здоров, он улыбался, радуясь моему приходу, пытался шутить, но, какая-то печать смерти уже касалась его лица…
Через два дня, в праздник Преображения Господня, я вновь, по его просьбе посетил госпиталь, соборовал его, исповедовал, причастил. В это время он уже находился в палате интенсивной терапии. Вместе с ним в палате оказался замечательный дедушка, который увидев меня сел на кровати, хотя до этого уже долгое время - не поднимался. Он тоже просил причастия, но у меня, к сожалению, была только одна Частичка. Я пообещал ему прийти в другой раз, как только он позовет, но, оказалось, что еще до моего ухода этот дедушка впал в беспамятство…
Через несколько дней - 23 августа - отец Алексий мне прислал сообщение, что дедушка очнулся и стал требовать причастия. Я тотчас договорился с медперсоналом и поехал причащать обоих. В тот день я предусмотрительно захватил запас Святых Даров, и, в итоге причастил троих болящих, в том числе - отца Алексия. Он уже лежал «на кислороде», был очень слаб…
Через несколько дней, рано утром он скончался…
Митрополит Барнаульский и Алтайский Сергий у могилы отца Алексия Леонтьева на Майминском сельском кладбище в день годовщины со дня кончины Батюшки...