18 / 30 Сентября 1891.
Среда.
Мияконёдзё и Сёонай.
<...> С 7-ми часов назначена была проповедь для язычников... слушателей собралось полный церковный дом и коридор, много стояло и вне; слушали очень внимательно, только мальчишки снаружи мешали криком; продолжалась 1 ч[ас] и 20 м[инут]. <...> Когда язычники разошлись, сказано еще было, но только к христианам и готовящимся к христианству, о необходимости Хр[истьянской] веры для блага Яп[онского] государства, что Яп[онский] народ, несомненно, скоро может сделаться богатым, но если в то же время не примет христианства... то от роскоши и упадка нравов скоро погибнет...
9/21 Июня 1893.
Среда. Касимадай. Оомацузава.
Фурукава.
Опять целую ночь шел дождь, поставив нас в затруднение, как про должать путь; хотел было обуться в варадзи, братья настояли ехать до Касимадай в тележке. <...> Прибывши же, мы попали в затруднение, что делать с собой, куда деться? В доме Ивана Сасаки, где молельная икона, все полно шелков[ичным] червем, - и там теперь самая горячая работа - отбирать и пристраивать червя готового плести кокон и кормить большого червя еще не готового. Другие христиане все так же по горло заняты или червем, или посадкой риса. В самом деле, это время - самое неудобное для посещения церквей; просто совестно - мешать христианам своим приездом...
15/27 Июня 1893.
Вторник. Фукусима.
Токио.
Утром о. Петр Сасагава отправился в Накамацу. Я побыл у всех христиан, в 8-ми домах. Почти ни одного домовладельца, - все - на квартирах, и за исключением И. Аракава, дантиста, и одного разводителя шелковичного] червя все беднота. Словом, церковь и нравственно и физически самая слабая, несмотря на то, что одна из старых церквей.
<...> Итак, почти все церкви, существующие в Японии, осмотрел. Остальные досмотрю после Собора.
Общее впечатление, что Господь хочет быть Его истинной Вере в Японии. Везде по церквям есть... хорошие христиане; везде видны следы благодатной помощи Божией. Но жатвы много, а делателей мало; их бы и достаточно, пожалуй, да плохи очень. <...> Господь 12-ю Апостолами просветил мир, но у 12-ти чел[овек] была сила 12-ти тыс[яч] чел[овек]. Здесь ныне 120 катехизаторов, но у них силы, во всех вместе, нет и 12-ти... Одна надежда на Господа Спасителя. Твори, Господи, волю Свою и здесь, как творишь ее на небе! Являй силу Свою и здесь, как являешь ее во всем мире! Просвети страну сию светом истинного Твоего учения, молитвами Пречистой Твоей Матери, Св. Ангелов, Св. Апостолов и всех святых!
19 Сент[ября] /1 Окт[ября] 1894. Понедельник.
Япония - золотая середина. Трудно японцу воспарить вверх, пробив толстую кору самомнения. Послушав иностранных учителей и инструкторов по разным частям, атеистов, что-де вера отошла, а коли держать что по этой части, так свое, они возобновили синтоизм, хранимый теперь Двором во всей его точности; послушав некоторых недоверов- иностранцев, что буддизм выше христианства, и посмотрев, хоть с усмешкой, как сии иностранцы (Олкот* и т. п.) кланяются порогам буддизма, они вообразили, что христианство им совсем не нужно, неприлично. И ныне плавают в водах самодовольства, особенно мел ководных, благодаря победам над китайцами (три победы одержали), и нет границ их самохвальству! Интересную коллекцию можно составить из... статей ныне, доказывающих как дважды два, что японцы первый народ в мире по нравственности. <...> Нахлобучили, вероятно, не на малое время на себя шапку европ[ейского] и амер[иканско- го] учителя по предмету атеизма и вражды к христианству. Тоже - золотая середина! Она еще большее препятствие к истинному просвещению в высоком значении, чем в низменном! Что может быть хуже, прелестнее и вреднее гордости! А она - синоним пошлого самодовольства.
22 Сент[ября] / 4 Окт[ября] 1894.
Четверг.
«Шедше во все языки, проповедите» - сказано по настоящему времени никому иному на земле, как нашей Правосл[авной] Церкви, преемнице Церкви Апостольской; и именно Русской Церкви, п[отому] ч[то] Греческая бедна, не может по этой простой причине рассылать миссионеров. <...> На дело проповеди в России средства найдутся - в этом и сомнений не может быть. Но как подвинуть проповедь? Как исполнить заповедь Христову?
11/23 Июня 1895.
Воскресенье.
Католики дают цену добрым делам пред Богом. Но разве добрые дела как некое сокровище человек понесет на плечах за гроб? Нет, он не понесет ничего, кроме собственной души. Наги все предстанем пред Господом. Что это значит? А вот что. Я трудился в Японии, хоть и плохо, все же трудился, 35 лет; умри сегодня - что будет явлено завтра на Суде Божием? Явлено будет, нажил ли я смирение или гордость; если последнее, ...то Япония, значит, не только не послужила мне самому во спасение, но, напротив, погубила меня. Иуда был апостол и спас, вероятно, многих, но это послужило ему к тягчайшему осуждению, когда он предстал пред Судом Божиим своею нагою душою, такою, как она значится в Евангелии...
25 Июня / 8 Июля 1895.
Понедельник.
Прочитал в газетах, что меня причислили к ордену Владимира 2 ст. Гораздо приятнее было бы прочесть, что мы уже выросли до того, что нам все эти цацки не нужны. 35 лет тому назад, когда я ехал в Японию, в одном месте в Сибири... мне мелькнула мысль: хорошо бы навешивать человеку кресты, когда он кончает воспитание и вступает в жизнь, и потом, по мере исполнения человеком своей службы, снимать с него кресты, - так чтобы он ложился в могилу с чистой грудью, знаком, что исполнил возлагавшиеся на него надежды, насколько Бог помог ему. Это было бы по крайней мере разумно...
25 Сент[ября] / 7 Окт[ября] 1895г. Понедельник.
Приходил епископальный катехизатор, по имени Оокура.
О чем вы хотите побеседовать?
Смущает меня нынешнее состояние христианства в Японии - это множество разделений и сект.
У нас, слава Богу, их нет. А у вас, протестантов, секты - самая натуральная вещь, и странно было бы, если бы их не было. Вы пони маете Слово Божие так, другой иначе, третий, четвертый - еще иначе и т. д. Все вы видите в Слове Божием уже не Господа Бога, а ваше собственное разумение, и все тем более стоите за свое... свое роднее. Вот вам и секты. У нас не так. Кроме Свящ[енного] Писания мы имеем еще Св[ященное] Предание, т. е. живой глас Церкви от времен Апостольских доныне и во все века... Если мы чего не понимаем в Писании, мы спрашиваем у Церкви, как это должно понимать, то есть, как это понимают ученики апостолов, ученики учеников их и т. д. <... > Это и делает нас свободными от заблуждений по слову Спасителя - «истина свободит вы». Вы же, напротив, в оковах самомнений или со мнений, недоумений, исканий... несчастное состояние!
И т. д.; объяснил я ему разность с ними в понимании мест, на которых зиждутся 7 таинств, указав, что незаконно у них священство... нет поэтому у них и таинства Евхаристии.
На второй [вопрос]: признаю ли я возможность спасения в протестантстве?
Отвечал: как же я могу решить это? Мне сказано: «не суди чужему рабу - сам он стоит пред Господом», - и я поэтому предоставляю суд о том, спасутся ли протестанты, католики и пр., Богу, не дерзая сам и коснуться сего моею мыслью и словом. Одно могу сказать, что протестантство в большой опасности. Мы стоим на прямой и верной дороге к небу, а протестант пробирается трущобами и всякими окольными путями; разумеется, что ему заблудиться и запутаться в своих или чужих измышлениях весьма легко. <... >
29 Сент[ября] /11 Окт[ября] 1895.
Пятница.
Из церковных писем сегодня в одном между прочим извещается о чудесном исцелении, именно в письме из Накацу тамошнего катехи затора Матфея Юкава.
Есть в Накацу Ной и Любовь Маябаяси, люди бедные, живущие дневным трудом; родился у них ребенок, но скоро помер, ибо у Любо ви испортилось молоко и на груди появились нарывы; расхворалась и вся она, так что отнялись у нее ноги; лечили ее, но безуспешно; вра чи признали, что какой-то неизлечимый ревматизм лишил ее ног. Долго лежала она, крайне обременяя мужа, который без устали д[ол- жен] был работать, чтобы прокормить ее, больного отца и себя. К про шедшему празднику Воздвижения Креста Господня прибыл в Нака- цу о. Петр Кавано. Христиане по обычаю собрались на исповедь. Принес на спине и Ной свою жену Любовь в церк[овный] дом, чтобы исповедать ся. Но в этот вечер, накануне Праздника, о. Петр не мог всех поисповедать и оставшимся сказал, чтобы завтра утром собрались; в том же числе была и Любовь. Ной опять понес ее на спине домой; а на Воздвиженье - рано утром принес обратно в Церковный дом. О[тец] Петр исповедал ее и вместе с другими приобщил; после чего Ной понес ее домой и уложил в по стель.
Уставшая Любовь проспала часа два, но, проснувшись, почувство вала силу в ногах; она попробовала протянуть их, потом встать на них, потом пойти - и какова же была радость ее, когда увидела, что все это может, что ноги ее целы, как будто никогда не были больны! В восторге, возблагодарив Господа, она отправилась к доктору, который лечил ее грудь. Дорогой встретил ее христианин, который вчера и сегодня видел ее без ног; он зазвал ее пойти в дом, потом все вместе пошли в церковный дом, откуда оповестили катехизатора и христиан, - и все, собравшись, при несли благодарение Господу за это явное чудо милосердия Его...
6/18 Окт[ября] 1895.
Пятница.
<...> Лелею я мысль, лишь только появится у нас хоть мало-маль ски сносный педагог, ...расширить Семинарию, открыв ее для языч ников. При этом, конечно, Семинария ни на йоту не должна утратить своего специально-церковного назначения. Для язычников было бы только объявлено, что желающие воспитать своих детей нравствен но-религиозными могут определять их - на полном своем содержа нии - в Семинарию; здесь дети язычников первее всего непременно д[олжны] сделаться христианами; затем, по окончании курса, они сво бодны идти на свои пути, причем желающие продолжить образова ние в высших заведениях всюду будут приняты (если только хорошо учились в Семинарии), ибо образование семинарское вполне равня ется - если не выше - высшему гимназическому. Мечтаю я все, что найдутся родители-язычники, которые с радостью воспользуются на шими услугами. Но так ли? Несомненно одно: в Семинарию станут при нимать детей испорченных, воришек, завзятых лентяев и сорванцов и т. п., вроде бывшего Василия Катаока, сына нынешнего камергера Катаока.
Несомненно то, что если не все, то некоторые из них исправятся у нас, как исправлен был Катаока (к сожалению, ныне умерший...). Но испорчен ные, даже и те, которые исправятся, успеют привить свои болячки нема лому числу здоровых детей, - так что в этом отношении - плюс за ми нус - в результате нуль. А здоровых нравственно детей язычники будут ли отдавать в нашу Семинарию? Сомнительно. Это же и есть то, о чем говорит статья: «where the Japanese are not allowed to take the lead in the management of schools, it is alleged that the best class of students carefully avoid them»*. А у нас хоть и японец (педагог) будет начальником школы и японцы учителя, но школа - определенно и неуклонно конфессиональ ная - духовное заведение для воспитания служащих Церкви; ни малей шей уступки никакому веянию мирскому, ни малейшей подделки... Зна чит lead (руководство) будет отнюдь не японское, а общеправославное. Поймут ли это японцы? Да кто же из язычников в состоянии понять это?
Итак, не праздная ли и грозящая только неудачами моя мечта о расши рении Семинарии? Передумать, вновь все обдумать и не дай Бог оши биться! Не поздно еще. Никто почти и не знает о моих мечтах (продолже ние на следующей странице).
7/19 Окт[ября] 1895.
Суббота.
<...> Продолжаю о Семинарии. Главный наш элемент в Семина рии, если и расширять ее, будет тот же, что ныне: довольно плохой народ, самая заурядная посредственность и ниже ее; но все же из этих людей те, которые дотаскиваются до окончания семилетнего курса, делаются порядочными служителями Церкви; замечательных лю дей они еще из себя не выделили, но, смотря на них, мне тем не менее иногда приходит мысль о «худородных, буйих и немощных» Ап[остола] Павла.
Итак, поступающие к нам японцы без развлечения, прямо и неуклон но влекутся к цели заведения - воспитанию служащих Церкви, и лучшие из них этой цели не минуют.
Будет ли так, когда в Семинарию войдут и язычники, наметившие себе разные жизненные пути, но не церковные? Но мечтать ли, что наши воспитанники будут влиять на них и притягивать на свой путь? Нет, за такую мечту я уже поплатился когда-то. <...> Напротив, влияния обрат ного нужно опасаться, и оно несомненно будет, ибо за спиною у мирс ких воспитанников будет стоять целый светский мир с бесчисленными служебными путями, один другого выгоднее и заманчивее, - а у наших бедных питомцев что? 8-12 [й]ен жалования в месяц и какое-то неясное для японцев дело. Возвышенность, идеальность этого дела многих ли завлечет? Самородки для этого нужны, но их еще пока нет. Простых же наших воспитанников с мало-мальски порядочными способностями бу дут похищать у нас, и мы будем догадываться об этом лишь тогда, когда они похищены, ибо медленно долбящей как капля камень работы отвле чения, производимой товарищеской, ежедневной беседой, мы не можем ни видеть, ни предупредить. И теперь бывают случаи с поступившими в Семинарию воспитанниками, что чуть только обнаружил незаурядные способности, глядь его уже нет у нас, а торчит в каком-нибудь мирском заведении, - это значит, родные спохватились - может-де впоследствии быть более выгодною дойною коровой. Итак, открыть двери Семинарии для язычников - значило бы поставить наших церковных воспитанни ков среди двух батарей: с одной порченные будут обдавать их картечью дурных поступков и слов, с другой - непорченные палить бездымным и бесшумным порохом ласк, зазываний и отвлечений. Благоразумно ли с нашей стороны употребить такую тактику, самим врага звать и принять в свою крепость? Нет, пусть в Японии переменится ветер; теперь он со всем неблагоприятен для дела, о котором я думал; пусть пойдет на при лив, - теперь еще отлив. Авось настанет и такое время, когда язычники сами станут стучаться в нашу дверь, тогда будет время для других мыс лей и планов. А теперь - идти скромно тем путем, который, видимо, Господь указывает нам...
15/27 Декабря 1895.
Пятница.
Часа в два был Rev. Taft, баптист. <...> Между прочим спрашивал:
Признает ли наша Церковь иерархию епископалов?
Нет. Да и как же мы поставим их священство наравне с нашим, коли они сами не допускают сего, отвергнув таинство священства?
Перекрещиваете ли вы при переходе к вам тех, которые креще ны обливанием?
Нет, если они крещены правильно во имя Св. Троицы. Это делаем на основании Символа Веры, где мы исповедуем «едино крещение». А что крещение чрез обливание есть тоже крещение, на это мы имеем убе дительные примеры у первенствующей] Церкви, где иногда, напр[имер], заключенные за веру в темницах крестились чрез обливание, не имея и возможности креститься иначе. Случается и ныне прибегать к облива нию, за невозможностью погружения. Напр[имер], мне самому здесь пришлось крестить одну больную женщину, лежавшую почти без дви жения, по горячей просьбе ее мужа и желанию ее самой. Как ее погру жать? Да и во что - в японском доме? Притом нужно крестить спешно, ибо больная в опасности... Я не сумнясь и крестил ее чрез троекратное обливание во имя Отца и Сына и Св. Духа.
Католики не позволяют своим христианам читать Свящ[енное] Пи сание: ваши как обращаются с ним?
Нашим христианам внушается иметь всегда Св[ященное] Пи сание в руках и в уме, как живое и руководственное Слово Божие.
Католики уверены, что кроме них никто не спасется; меня один патер уверял, что я непременно пойду в ад. Вы как думаете об этом?
Мы твердо уверены только в том, что кроме Христа нет другой две ри в Царство Небесное, а также в том, что пред нами самый прямой путь к этой двери, но попадут ли в эту дверь из окольных путей, мы не знаем и предоставляем судить об этом Богу, страшась сами делать это.