Где и как собирают тягачи для российских ядерных ракет? Минский завод колёсных тягачей (МЗКТ)

Feb 19, 2019 18:39


Ну, что, поехали? Сегодня у меня в блоге репортаж с Минского завода колёсных тягачей (МЗКТ) - легендарного предприятия с 60-летней историей, на котором мне удалось побывать в декабре в рамках пресс-тура для представителей российских СМИ. И именно этой публикацией мне хочется завершить цикл промышленных репортажей из Республики Беларусь. Писался данный пост с большим трудом… С одной стороны, я был счастлив, что мне удалось побывать на таком знаменитом заводе, попасть на которой очень сложно и потому хотелось, чтобы репортаж получился максимально интересным и легким. А с другой стороны, неприятным грузом навалилась нашумевшая история с российским ВПК и КамАЗом в частности, от которой никуда не деться…



Начну репортаж традиционно с небольшого обзора предприятия, его истории и краткого рассказа о том, чем же собственно знаменит МЗКТ. А скандальную историю с КамАЗом отложу на конец поста.

02. Пресс-конференция Генерального директора МЗКТ Летова Игоря Леонидовича с журналистами.



03. Завод огромен по площади и каждый цех разделен на несколько крупных участков.



Каждый раз 9 мая смотря военный парад в честь Дня Победы, я не перестаю восхищаться мощью и красотой тягачей "многоножек", везущих огромные и тяжелые пусковые установки ракет… Тут и знаменитые зенитно-ракетные комплексы С-300/С-400, и оперативно-тактические ракетные комплексы "Искандер-М", береговые ракетные комплексы "Бал" и ракетные комплексы стратегического назначения "Тополь-М"... Признаюсь, до посещения МЗКТ, я даже и подумать не мог, что эти тягачи производятся не в России, а в Республике Беларусь. Думаю, что мои читатели, далекие от тематики ВПК и тяжелой техники, тоже об этом не подозревали… Возможно кто-то даже спросит, мол, что здесь делает Беларусь, да еще и в войсках стратегического назначения? Как оказалось, ничего необычного в этом нет…

04. В начале участка расположены многочисленные станки для качественной обработки деталей.



05.



06. Работник токарного станка.



07. Корейские высокоскоростные токарные центры DOOSAN PUMA 240 и 280LM с ЧПУ и фрезерной функцией, обеспечивают превосходную механическую обработку заготовок средних и больших размеров.



08.



Великий СССР. В августе 1954 года на Минском автомобильном заводе (МАЗ) было создано специальное конструкторское бюро (СКБ), целью которого было создание полноприводных тяжелых армейских машин. Применив модульный принцип конструирования, ведущие инженеры и конструкторы МАЗ смогли создать уникальное семейство мощных многоосных тягачей высокой проходимости и грузоподъемности.

09. Делегация российских журналистов.



10.



А уже в конце 80-х годов на вооружение Ракетных войск стратегического назначения СССР поступает РКСН "Тополь", для которого в 1990 году на МАЗе разработали специальные 80-тонные восьмиосные шасси МАЗ-7922 "Зубр" и МАЗ-7923 "Бизон". В отличие от МАЗ-7922, 16-колесный "Бизон" был оснащен электромеханической трансмиссией.

11.



12.



Но вскоре наступают сложные времена… 26 декабря 1991 года великий Союз прекращает свое существование, а БССР получает независимость. Однако, несмотря на то, что Минский завод колесных тягачей, превратившийся из филиала МАЗа в самостоятельное предприятие, оказался в другой стране, он выразил готовность продолжать военно-техническое сотрудничество и, как и прежде, поставлять свои шасси в Россию.

13. Рабочий портрет.



14.



Так, в 1995-м году, доработанный вариант МАЗ-7922 превратился, пожалуй, в самое знаменитое ракетное шасси Минского завода - МЗКТ-79221. Тягач был оснащен двигателем ЯМЗ-847.10 V12 мощностью 800 л.с. с турбонаддувом и жидкостной системой охлаждения. Сегодня выпускается и "гражданская" (двойного назначения) версия этого многоцелевого тягача для доставки сверхтяжелых грузов, получившая обозначение - МЗКТ-792210.

15. Работа с точными трехмерными моделями важнейших деталей и узлов.



16.



Параллельно, на базе военных шасси, завод наладил выпуск специализированных автомобилей гражданского назначения с высокой проходимостью и грузоподъемностью: самосвалов, тяжелых кранов, многосных тягачей, автопоездов и прочей техники, получивших собственную торговую марку "Волат" ("Volat"), что в переводе с белорусского языка означает "Богатырь". Сегодня машины с этой маркой успешно работают в нефтяной, газовой, лесной промышленности, георазведке, строительстве, коммунальном хозяйстве и проч.

17. После линий станков начинается зона сборки, в самом начале которой находится склад самых разных запчастей для будущих тягачей, от элементов корпуса, до мощных движков.



18.



19.



Тем временем, летом 2000 года на вооружение был принят подвижный грунтовый ракетный комплекс (ПГРК) "Тополь-М" на базе 8х8 шасси МЗКТ-79221, вскоре получивший статус основного ядерного потенциала страны и наиболее совершенного российского оружия XXI века.

20. На заводе осуществляется преимущественно стапельная сборка, что увеличивает себестоимость автомобиля.



Время не стоит на месте, и уже в 2010 году межконтинентальный ракетный комплекс стратегического назначения "Тополь-М" уступает место более мощному и совершенному комплексу 15П155М "Ярс" шахтного и мобильного базирования на классическом шасси МЗКТ-79221. Его главным отличием от предшественника является ракета с разделяющимися боеголовками индивидуального наведения. Постановка этой системы на боевое дежурство началась в 2014 году.

21. На сборке полноприводный 8х8 седельный тягач МЗКТ-741351 для Вооруженных сил ОАЭ.



22. Тягач имеет специальный "пустынный" окрас.



Но, как я писал ранее, Минский завод колёсных тягачей знаменит не только шасси для ядерных ракетных комплектов. Другое "звёздное" шасси - это семейство МЗКТ-7930 с колёсной формулой 8×8 в классе с грузоподъёмностью от 17,8 до 25 тонн.

23. Кабина для МЗКТ-741351.



24. Танковоз МЗКТ-741351 оснащен 6-цилиндровым турбодизельным двигателем Caterpillar C18 мощностью 812 л.с.



На базе его модификаций размещаются такие известные комплексы вооружений, как: ОТРК "Искандер", БРК "Бал", БРК "Бастион", РСЗО "Полонез" и другие. Кроме того, на нём размещаются различные машины обеспечения. Например, всевысотный обнаружитель 96Л6Е комплексов С-300/С-400, радиолокационный комплекс (РЛК) 91Н6E и панорамный радар для С-400 "Триумф", и др. На шасси МЗКТ-7930 также был смонтирован и первый опытный образец ЗРК С-500 "Прометей".

25. А это уже знаменитое 80-тонное шасси МЗКТ-792210 двойного назначения для России.



А вот пусковые установки 5П85ТЕ2/5П85СЕ2 ЗРК "С-400 Триумф", предназначенные для уничтожения всех современных и перспективных средств воздушно-космического нападения, базируются уже на шасси МАЗ-543M, либо на БАЗ-64022. Впервые они были поставлены на боевое дежурство 6 августа 2007 года.

26.



27.



Мы плавно подошли от МЗКТ к ЗАО "Брянский автомобильный завод" (БАЗ) - российскому производителю 3-6-осных тягачей высокой проходимости грузоподъёмностью от 14 до 40 тонн для военной и гражданской техники. Чтобы, кто не говорил, но оба производителя, МЗКТ и БАЗ, всё время уживались довольно мирно, каждый выполнял свою роль в развитии российского ВПК, особо не мешая друг другу.

28. Сборка полноприводного тяжёлого МАЗ-543М.



Но, дальше пошло, поехало… В 2015 году, выпускающий ЗРК С-400 "Триумф", АО "Концерн ВКО "Алмаз-Антей" берет под своё крыло БАЗ и решает полностью отказаться от услуг Минского завода колёсных тягачей, объясняя этот шаг тем, что брянское предприятие находится в тяжёлом финансовом положении (сами же развалили завод… прим. авт.) и БАЗ надо помочь…

29. После участка сборки начинается участок технического контроля и отладки.



30. Виталий Рагулин dervishv фотографирует цех.



И в тот же самый момент на арене неожиданно появляется ещё один крупный игрок - КамАЗ, резко заинтересовавшийся сотрудничеством с БАЗ и решивший завоевать нишу многоосных тягачей, абсолютно не имея никакого опыта и мощной технической базы. Сегодня есть мнение, что и брянский завод нужен КамАЗу не более, как донор…

31. МЗКТ-741351.



32. Проверка двигателя.



Тем не менее, Минобороны РФ все же решило полностью отказаться от, наверное, лучшей в мире продукции МЗКТ и поставить новейшие ЗРК С-500 "Прометей" полностью на шасси КамАЗа.

33. В цеху нам также продемонстрировали продукцию других крупных компаний беларуской оборонки. Например, различные прицелы дневного/ночного видения и приборы наблюдения от ООО "БСВТ - новые технологии", радиоэлектронное ружье для борьбы с мультикоптерами "Гроза-Р2" и комплекс обнаружения операторов мультикоптеров "Гроза-О" от ОАО "КБ Радар".



Но это ещё не всё… Хуже одной новости может быть только две. КамАЗ решил замахнуться не только на ЗРК, но и на ядерные мобильные комплексы "Тополь-М" и "Ярс", в настоящее время использующих многоосные шасси МЗКТ-79221. Для этих целей был разработан проект "Платформа-О" на базе 16-колёсного тягача КамАЗ-7850, переход на который должен быть полностью завершен в течение 10 лет.

34. Выставка образцов продукции МЗКТ под открытым небом.



А теперь давайте попробуем разобраться, почему КамАЗ - это плохо, а МЗКТ - хорошо?

Если не вдаваться в детали, то производство военной продукции целиком и полностью в России - это, конечно, хорошо. Российский ВПК будет надежно защищен и не будет зависеть ни от каких политических ситуаций в соседних странах. Все же помнят печальную историю с запорожским заводом "Мотор Сич", производящим двигатели для всех российских вертолетов? Российские власти это хорошо понимали и неоднократно пыталась ещё с 2014 года выкупить МЗКТ, 90% продукции которого приходится исключительно на Россию. Однако Александр Лукашенко в августе 2015 заявил, что государство пока не намерено продавать МЗКТ, если только россияне не предложат 3 млрд. долларов. Тогда многие в этих словах увидели определенный рычаг давления на Россию.

35. РЛС "Восток-3D" на шасси МЗКТ-65273-020 и станция радиоэлектронной борьбы с беспилотными летательными аппаратами "Гроза-С"



Россияне обиделись и решили заняться любимым "импортозамещением" - разработкой многоосных шасси на базе КамАЗа. И вот совсем недавно, на международном военно-техническом форуме "Армия-2018", публике были показаны колесные шасси КамАЗ-7850 для проекта "Платформа-О". Началось всеобщее ликование и эйфория. Хотя настоящая причина радости может быть совсем иной - наступало время хоть как-то отчитаться за, потраченные на разработку, инвестиции в размере 300 млн. долларов…

36. Легкобронированный автомобиль МЗКТ-490100-011.



37. Салон МЗКТ-490100-011. Ничего лишнего.



Ладно, фиг с этими деньгами… Что не так с КамАЗ-7850? 30 августа 2018 года во время генерального демонстрационного показа новинки в бортовой электронике произошел фатальный сбой, в результате чего оказалась нарушена работа внедренной "новинки" - электромеханической трансмиссии. Колеса начали вращаться в противоположную сторону…

38. Шасси четырехосное корпусное МЗКТ-69225 для монтажа и транспортирования оборудования изделий из состава ЗРК "Бук-МБ".



Из этого нетрудно понять, что живучесть тягача КамАЗ-7850 в условиях реальных боевых действий и тем более ядерного взрыва, стремится к нулю. Достаточно довольно небольшого электромагнитного излучения, чтобы вывести тягач из строя. Соответственно, размещать на данном шасси стратегические ракетные комплексы - это бред.

39. Тягач МАЗ-543.



40.



Вот как-то так… Что будет дальше, пока не ясно. С одной стороны, тут и там звучит призыв к объединению двух братских государств и в тоже время Россия делает всё, чтобы рассориться с Беларусью, воспринимая братскую республику скорее не как друга, а больше как партнера…

41. Арабский МЗКТ-741351 и современный 8х8 тягач МЗКТ-750440, грузоподъемностью 27т.



Если ничего не изменится в лучшую сторону, чего стоит ожидать Минскому заводу колесных тягачей? Предприятие развалится? Вовсе нет. Будет жить и развиваться, как раньше. Знаменитые 41-тонные самосвалы МЗКТ-65151 "Волат" дадут прикурить импортным Scania, MAN, Volvo и другим, и востребованы во всем мире. А что касается многоосных тягачей. Ими во всю заинтересован, например, Китай, который не прочь получить лучшие "российские" шасси и технологии себе, а также ОАЭ, Египет и другие страны дальнего зарубежья. Также уже давно работает белорусско-китайская программа по РСЗО "Полонез" для восьми 301-мм китайских ракет A200 на базе МЗКТ-7930.

42. Боевая машина "Кайман".



43. Она же внутри.



44.



Ставить точку в этой истории пока рано… Возможно, со временем, на основе МЗКТ получится создать крупный белорусско-российский холдинг. А может выйдет что-то иное... Пока ясности мало. Как говорится, поживем, увидим....



Пресс-тур организован при поддержке Посольства Республики Беларусь в Российской Федерации и Национального Пресс-центра Республики Беларусь.

-----------------
Вам понравился мой блог? Подписывайтесь!
Мой Telegram канал: Подписывайтесь!

Все самые последние новости и публикации также можно найти на моих страничках в Facebook, ВКонтакте и Инстаграм. Буду рад всем!
-----------------
Внимание! Все текстовые и фотоматериалы, опубликованные в моем блоге / сайте защищены ГК РФ и УК РФ. Незаконное копирование, публикация и любое иное использование (как полное, так и частичное) материалов данного блога / сайта БЕЗ моего авторского разрешения ЗАПРЕЩЕНО! Нарушители попадают под административную и уголовную ответственность в виде штрафа/компенсации в размере от 10.000 рублей до 5.000.000 рублей в соответствии со статьями 1301, 1250, 1252, 1253 ГК РФ, а также статьей 146 "Нарушение авторских и смежных прав" УК РФ. | Attention! All the text- and photo- materials published in my blog / website are protected by the law. This material MAY NOT BE published, broadcast, rewritten or redistributed in whole or part WITHOUT MY PERSONAL PERMISSION!

Искандер-М, 2018, rumyantsevphoto, репортажный фотограф Калининград, МЗКТ-65151, С-300, volat, Минский завод колёсных тягачей, МЗКТ, боевая машина кайман, Производство, Ярс, Беларусь, МЗКТ-79221, МАЗ-7923, МЗКТ-741351, КамАЗ-7850, С-500 Прометей, Платформа-О, МЗКТ-7930, 2019, белпресстур2018, Волат, РСЗО Полонез, репортаж, Пресс-тур в Беларусь, промышленный фотограф в Калининграде, МЗКТ-490100-011, Тополь-М, пресстур14, КамАЗ, Минск, Гроза-С, фотограф Андрей Румянцев, МЗКТ-792210, МАЗ-543M, МАЗ-7922, С-400, МАЗ

Previous post Next post
Up