Какое место в Петербурге у вас самое любимое? Шумный и многолюдный Невский проспект, Заячий остров с Петропавловской крепостью, уютный Летний сад, таинственный Васильевский остров, Дворцовая площадь с Зимним дворцом, а может быть парк Сосновка? Для меня таким местом является Кировский район Санкт-Петербурга - один из крупнейших промышленных центров города. В нём с лёгкостью сложилась моя давняя любовь к промышленным предприятиям и соответствующей инфраструктуре жилого района, а также удивительная архитектурная красота и простор центральной магистрали района - проспекта Стачек.
Этот район, расположенный на юго-западе города рядом с побережьем Финского залива, я открыл для себя неожиданно. Стандартно вернувшись из Петергофа к метро "Автово" (кстати, одна из самых красивых станций Питерской подземки), я решил не прыгать сразу в метро, а прогуляться вдоль красной ветки до метро Нарвская. Так как, в первую очередь, мне было весьма интересно увидеть нетуристический Петербург.
И уже с первых метров моей прогулки, я был настолько очарован проспектом и комплексом шикарных домов Комсомольской площади, построенных в 60-х - 70-х годах, что не заметил, как прошагал полтора километра до следующей станции метро - "Кировский завод". Здесь же я вспомнил и про фотоаппарат, хотя особо снимать не хотелось. Я просто получал визуальное удовольствие от созерцания монументальной архитектуры с великолепной гранитной облицовкой, декоративными элементами, различными башенками, колоннами, арками...
02. Кировский район Санкт-Петербурга.
Кировский район занимает площадь в 4,8 тыс. га, а его население составляет около 360 тысяч человек. В свою очередь, район состоит из множества микрорайонов: Нарвская застава, Автово, Дачное, Ульянка, острова Гутуев, Белый и Канонерский. Все они "соеденены" станциями метро: "Нарвская", "Кировский завод", "Автово", "Ленинский проспект" и "Проспект Ветеранов".
Если выйти из метро "Кировский завод", вы сразу увидите гигантскую громадину одного из самых знаменитых металлургических и машиностроительных заводов, общей площадью в 2,5 млн м². По сути, сегодня - это город в городе. Кировский (в прошлом - Путиловский) завод был основан по указу императора Павла I от 28 февраля 1801 года. C 1868 по 1880 год заводом владел российский предприниматель Н.И. Путилов, по фамилии которого завод получил наименование Путиловского. В 20-30-е годы XX века завод выпускал сталь, металлопрокат, паровозы, вагоны, а также танки, турбины, трактора и трамваи. С 1934 завод носит имя С. М. Кирова и имеет награду - орден Кутузова I степени за ремонт танков в осаждённом Ленинграде.
03. Кировский завод.
Завод известен также и значимыми историческими событиями. Так, в январе 1905 года, на заводе началась забастовка, закончившаяся массовым расстрелом на подступах к Зимнему Дворцу. Это трагическое событие получило название "Кровавого воскресенья". А в 1917 году здесь, на митинге рабочих, выступал В. И. Ленин.
04.
Всего же на территории района находится более сотни крупных промышленных, строительных и транспортных предприятий, несколько тысяч мелких производств, а также три порта, научно-исследовательские и проектно-конструкторские бюро.
05.
Если двигаться дальше по проспекту, сразу же за заводом мы увидим эстакаду Западного скоростного диаметра (ЗСД) - автомагистрали, в том числе платной, общей протяженностью 26,4 км и имеющей по 3 полосы в каждом направлении.
06. Западный скоростной диаметр.
07.
История района, как и его центральной артерии - проспекта Стачек (до 1940 года, улица Стачек), насчитывает не один век. Когда-то тут пролегал старый почтовый Петергофский тракт, начинавшийся от Екатерингофа - усадьбы Екатерины Алексеевны. В другую же сторону, от Нарвской заставы, начинался тракт, ведущий в Нарву.
08. Перекресток проспекта с ул. Корнеева.
Пройдя усадьбу "Кирьяново", принадлежавшую близкой подруге Екатерины II - Екатерине Романовне Воронцовой-Дашковой (к сожалению, фото не сделал), по адресу пр. Стачек, 41, можно увидеть дом с очень красивой башенкой, построенный в стиле сталинского неоклассицизма в 1948-1951 годы. Архитекторы: Каменский В. А., Мочалов В. И., Майофис С. Г. Дом является победителем всероссийского конкурса зданий, построенных в 1951 г.
09. пр. Стачек, 41.
Практически через дорогу, по адресу пр. Стачек, 40, находится еще один интересный дом с эркерами и облицованным песчаником фасадом. Первоначально здание было построено в стиле конструктивизма в 1925-1928 годы, но, во время войны, дом был сильно разрушен и уже вновь перестроен в 1950 году в стиле неоклассицизма.
10. пр. Стачек, 40.
11. Дом №34, корпус 1. Архитекторы: Ашрапян Г. Л., Яковлева О. С, Кардакова В. А. Год постройки: 1950.
А мы идем вдоль проспекта, по маршруту К-306 автобуса, далее, пересекаем улицу Трефолева, минуем огромный зеленый массив - парк имени 9 Января, или Сад в память жертв расстрела 9 января 1905 года (надо будет его изучить детально в следующий раз), и выходим к перекрестку с ул. Швецова, где расположено внушительное и оригинальное, по архитектурному замыслу, асимметричное здание администрации Кировского района, построенное в стиле конструктивизма. Архитектор Н.А. Троцкий. К зданию примыкает 50-метровая башня с балконными ярусами, в верхней части которой рельефно изображены серп и молот. В 1935 году, с западной стороны, к зданию пристроен полукруглый корпус с залом заседаний, позже перестроенный в кинотеатр "Прогресс".
12. Старый трамвайчик на, пересекающей проспект Стачек, улице Трефолева.
13. Здание администрации Кировского района.
Прямо за администрацией находится Кировская площадь, входящая в единое архитектурное пространство с площадью Стачек, и одноименный сквер, в центре которого, в 1938 году, был установлен памятник Сергею Мироновичу Кирову - деятелю коммунистического и рабочего советского движения. Скульптор Н.В. Томский, арх. Н.А. Троцкий.
14. Кировская площадь и памятник С.М. Кирову.
15. За памятником расположен дом № 16 по проспекту Стачек. Он построен в 1949-1950 годах по проекту В.А. Каменского и Ю.Я. Мачерета.
Наконец, мы выходим в самое начало проспекта, где находится площадь Стачек и знаменитые въездные Нарвские Триумфальные ворота, возведенные в 1827-1834 годах по проекту Василия Стасова, скульпторы С. Пименов, Л. Липпе, В. Демут-Малиновский, П. Клодт, в память о героях, погибших в Отечественной войне 1812 года.
16. Вид на Нарвские Триумфальные ворота.
Изначально ворота, появившиеся на Нарвской заставе еще в 1814 году, были деревянными. И лишь в 1827 году, указом Николая I, их начинают перестраивать в камне в стиле ампир. Высота ворот составила более 30 м, ширина 28 м, ширина пролета более 8 м, а высота пролета 15 м. С 1987 года в верхней части ворот открыт музей, в котором представлена атрибутика Отечественной войны 1812 года, проводятся тематические выставки.
17.
18. Закончилась же моя прогулка на станции метро Нарвская, открытой 15 ноября 1955 г.
Несмотря на то, что Кировский район считается нетуристическим, это один из самых богатых районов по достопримечательностям. Кроме архитектурных памятников, о которых я уже успел рассказать, здесь стоит увидеть удивительную Путиловскую церковь, памятник Блокадному трамваю, серии МС, сохранившийся старинный верстовой столб, храм Веры, Надежды, Любови и Матери их Софии, музей Кировского завода, парк Александрино, музей Анны Ахматовой и многое другое.
-----------------
Вам понравился мой блог?
Подписывайтесь! Все самые последние новости и публикации также можно найти на моих страничках в
Facebook,
ВКонтакте и
Инстаграм. Буду рад всем!
-----------------
Внимание! Все текстовые и фотоматериалы, опубликованные в моем блоге / сайте защищены ГК РФ и УК РФ. Незаконное копирование, публикация и любое иное использование (как полное, так и частичное) материалов данного блога / сайта БЕЗ моего авторского разрешения ЗАПРЕЩЕНО! Нарушители попадают под административную и уголовную ответственность в виде штрафа/компенсации в размере от 10.000 рублей до 5.000.000 рублей в соответствии со статьям 1301, 1250, 1252, 1253 ГК РФ, а также статьей 146 "Нарушение авторских и смежных прав" УК РФ. | Attention! All the text- and photo- materials published in my blog / website are protected by the law. This material MAY NOT BE published, broadcast, rewritten or redistributed in whole or part WITHOUT MY PERSONAL PERMISSION!